SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Альманах «Соловецкое море». № 11. 2012 г.

Павел Филин

Из истории судостроения Соловецкого монастыря. 1731–1761 гг.

Соловецкий монастырь в течение нескольких веков являлся одним из крупнейших судовладельцев на Русском Севере. При этом в истории монастырского судостроения имелись периоды подъема и депрессии.

 Опись лодьи «Святой Филипп Митрополит»

Публикуемый ниже документ из Российского государственного архива древних актов (РГАДА) «Краткие описи лодиям» интересен тем, что в краткой форме предоставляет сравнимую информацию об основных характеристиках самых крупных монастырских судов — лодий — на 1761 г.

Из документа мы узнаем, что за 30 лет (начиная с 1731 г.) монастырь обзавелся 8 судами — лодьями, при этом все они к 1761 г. были в рабочем состоянии.

Период с 30-х гг. XVIII в. по 1764 г. характеризовался активным развитием вотчинного хозяйства после довольно тяжелого для монастыря этапа конца XVII – первых двух десятилетий XVIII вв., когда он терял экономические привилегии. Монастырь был лишен прав на продажу соли и сбор ряда податей, была проведена частичная секуляризация (в 1701 г.) — введена система «откупов» на промыслы, затем изданы указы, запрещавшие строить «староманерные» суда. Неблагоприятная политико-экономическая ситуация привела к значительному сокращению флота монастыря, который в 1716 г. состоял всего из одной лодьи, четырех сойм и 17 карбасов1.

После отмены системы откупов в 1723 г. монастырь стал восстанавливать промысловое хозяйство, основой которого стали рыбные и звериные промыслы в вотчинах. Однако существенным тормозом для развития обширного вотчинного хозяйства, охватывавшего практически все побережье Белого моря, было отсутствие промыслового флота.

После смерти Петра I года архимандрит Варсонофий в июне 1725 г. прибыл в Петербург для вручения Екатерине I «братского приговора», среди пунктов которого значилась просьба по¬строить две ладьи по старому образцу, нужные для перевозки дуба, сена, извести2. Данная просьба не была удовлетворена, т.к. уже в царствование Петра II 31 августа 1728 г. был издан указ «О делании новых гекботов, галиотов и плоскодонных судов, с назначением в каких водах какие суда к плаванию могут быть допускаемы»3, который шел в русле политики Петра I о запрете строительства «староманерных» судов.

Просьбы братии были услышаны только в 1730 г. по всей видимости, уже при Анне Иоанновне, когда монастырю было разрешено строительство «староманерных» судов для рыбных и звериных промыслов.

Из публикуемого в приложении документа видно, что сразу после появления указа монастырь стал реализовывать программу по строительству лодий и наращиванию общего тоннажа своего флота. За первое десятилетие после разрешения строительства было построено 4 лодьи, с 1746 по 1761 гг. — еще четыре лодьи.

<далее в формате PDF>

1 Пузырёв В.П. Паруса над Студеным морем. М., 1993. С. 19.

2 Фруменков Г.Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI–XIX вв. Архангельск. 1975.

3 Полное собрание законов Российской Империи. № 5327 от 31 августа 1728 г.

Филин Павел Анатольевич

Кандидат исторических наук. Этнограф. Заместитель директора по научной работе музея «Ледокол „Красин“» (Санкт-Петербург).

Версия для печати