Альманах «Соловецкое море». № 10. 2011 г.

Владимир Буров

Келейные иконы Соловецкого монастыря в ХVII веке

Важный пласт монастырской культуры — иконы, находившиеся в монашеских кельях, до сих пор предан забвению. Исследователи традиционно пишут о произведениях станковой живописи, происходящих из соборов и часовен Соловецкого монастыря, о так называемых раздаточных иконах1. Но при этом специалистам не известно, какие иконо­графические сюжеты были представлены на келейных иконах и какие из них пользовались особым предпочтением братии, — то есть к каким небесным заступникам чаще всего обращались иноки в своих келейных молитвах. Неизвестно также общее количество икон в соловецких кельях в разные периоды истории обители и распределение их по помещениям внутри келий.

В значительной степени данный пробел помогает восполнить хранящаяся в РГАДА «Книга переписная келий старцев казначея Саввы и будильщика Боголепа», составленная при игумене Маркелле в 1644 г.2 В ней подробно описаны все 60 келий, располагавшиеся по периметру большого монастырского двора вокруг центрального комплекса. При этом фиксации подлежало казенное имущество монастыря, принадлежавшее обители: живописные «образа», медные и железные предметы быта.

Опись келий 1644 г. приводит сведения о 219 казенных иконах, находившихся в 60 кельях периметрической застройки3 (Таб. 1). Для келий №№ 31, 32, 48, 55 иконы не указаны, хотя в двух случаях упоминаются «образа», напротив которых располагались лавки. С учетом того, что на одну келью приходилось в среднем три–четыре иконы, их общее количество в жилой застройке приближалось к 240 единицам. Для середины ХVII в. это внушительная цифра.

1 Никольский В.П. Иконографическое собрание Соловецкого музея // Соловецкое отделение Архангельского общества краеведения. Материалы. Соловки, 1926. Вып. 1. С. 61–67; Маясова Н.А. Памятник с Соловецких островов: Икона «Богоматерь Боголюбская с житиями Зосимы и Савватия». 1545 г. / Серия «Публикация одного памятника». Л., [1970] Вып. 7; Мильчик М.И. Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря в памятниках древнерусской живописи // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980. С. 231–267; Кологривова Л.А. О соловецком собрании икон // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980. С. 269–289; Овчинникова Е.С. Икона «Зосима и Савватий Соловецкие с 56 клеймами из собрания Государственного исторического музея» // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980. С. 291–307; Щенникова Л.А. Вопросы изучения соловецких икон ХVI–ХVII вв. // Древнерусское искусство: Художественные памятники Русского Севера. М., 1980. С. 261–275; Скопин В.В., Щенникова Л.А. Архитектурно-художественный ансамбль Соловецкого монастыря. М., 1982; Мильчик М.И. Иконостасы монастырских храмов по соловецким описям ХVI в. Опыт реконструкции // Описи Соловецкого монастыря ХVI в. Комментированное издание / Сост. З.В. Дмитриева, Е.В. Крушельницкая, М.И. Мильчик. СПб., 2003. С. 259–284; Кольцова Т.М. 1) Иконография образа преподобного Германа Соловецкого // Соловецкий сборник. Вып. 5. Архангельск, 2008. С. 36–41; 2) Иконография преподобного Зосимы, Соловецкого чудотворца // Соловецкий сборник. Вып. 6. Архангельск, 2010. С. 4–21 и др.

2 Книга переписная келий старцев казначея Саввы и будильщика Боголепа при игумене Маркелле 1644 г. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 455.

3 Кельи в Книге 1644 г. имеют сквозную нумерацию: №№ 1–56. Однако четыре постройки, примыкающие к Святым воротам с юга (стрелецкая караульня с верхней кельей) и с севера (двухэтажная келья), нумерации не имеют. Им мы дали в квадратных скобках свои номера: №№ 57–60.

<далее в формате PDF>

Версия для печати