Сельдяной мыс — небольшой полуостров напротив монастыря — прикрывает бухту Благополучия с запада. Осваиваться монастырем он начал сравнительно поздно. Лишь в XVIII в. здесь были возведены скромные деревянные срубы канатного завода и сараи «бочкарной службы».
В первой половине XIX в. в связи с интенсивным обновлением хозяйственных служб на мысу был создан уникальный комплекс хозяйственных построек для берегового обслуживания монастырских промысловых и транспортных судов. Один за другим поднялись амбар для хранения гребных судов и такелажный амбар, салотопенный завод и амбар для хранения сала, а также амбар для смоления канатов (смолокурня). С 1880-х гг. оконечность мыса украсило удачно расположенное и нарядное здание Биостанции, придающее живописность всему окружающему пейзажу. Все эти постройки с разной степенью сохранности дошли до наших дней.
1— Биостанция
На Сельдяном мысу сохранилась своеобразная постройка в «русском стиле», возведенная в 1881 — 1882 гг., — здание Биостанции. Оно занимает очень удачное положение — на самой оконечности мыса и просматривается со всех сторон, а от Биостанции открывается панорама на всю бухту Благополучия. Основание здания составляет построенная еще в 1830 г. одноэтажная сельдяная изба, предназначенная для проживания ловцов сельди. Второй этаж состоит из восьми больших, светлых и удобных для исследовательских работ комнат. На оформление окон, крылец и карнизов повлияло модное тогда в деревянной архитектуре Севера увлечение образцами народного зодчества. Проект сооружения был выполнен в Петербурге архитектором-профессионалом.
Устройство Биостанции на Соловках было инициировано Обществом естествоиспытателей Петербургского университета. В ее создании принимали участие такие известные ученые, как профессор Н.П.Вагнер, председатель Санкт-Петербургского Общества естествоиспытателей А.Н.Бекетов и др. Создатели видели необходимость в создании постоянно действующего центра для сбора и классификации материала по биологии Белого моря. В их задачу входило также и распространение приемов искусственного разведения рыбы, запасы которой уже тогда начали истощаться.
При открытии Биостанция получила здание на Сельдяном мысу, лодку, двух гребцов от монастыря и 1000 рублей от министерства просвещения на приобретение лабораторного оборудования и научной литературы. С 1882 г. на Соловецкой биостанции началась систематическая научная работа, проводившаяся ежегодно с весны до осени. Помимо видных ученых, руководивших исследованиями, здесь работало по 5—6 студентов из Петербургского университета, а иногда и из других городов. Первоначально Биостанция испытывала значительные трудности, связанные, главным образом, с недостатком средств, с отсутствием лаборатории и т. д. Лишь с 1890 г. она стала получать от Петербургского университета по 500 руб. в год, а с 1895 г. — по 1500 руб. Несмотря на эти затруднения и малочисленность научного штата, на Соловецкой Биостанции была выполнена серия замечательных исследований по флоре и фауне Белого моря — исследований, доныне не утративших своего значения.
Тематика исследований, выполненных на Биостанции за 17 лет ее существования (1882—1899 гг.), очень обширна и разнообразна, впервые была сделана опись и дана общая характеристика беломорской флоры и фауны. Соловецкая биостанция внесла значительный вклад в развитие отечественной науки о море: выполненные здесь исследования до сих пор лежат в основе наших знаний о жизни Белого моря, которое ныне является наиболее изученным морем земного шара. На Биостанции трудилась целая плеяда ученых, имена которых впоследствии стали украшением русской науки: Н.М.Книпович, А.А.Бируля, В.М.Шимкевич, К.К.Сент-Илер, А.Шидловский, А.К.Линко, К.М.Дерюгин, П.Ю.Шмидт.
По ходатайству архимандрита Иоанникия в 1899 г. Биостанцию перевели в поселок Александровск на Кольском полуострове (ныне город Полярный). В 1932 г. она была переведена в Мурманск и преобразована в Полярный институт.
На соловецком жаргоне здание Биостанции называют «Вашингтоном», и с этим связана анекдотичная история. Однажды в советское время соловчанин Н.И.Нехлюдов, служивший в воинской части, написал в отчете: «Тянул кабель от Белого дома до Вашингтона». («Белым домом» соловчане называли некогда белое здание Преображенской гостиницы, расположенное в бухте Благополучия напротив Сельдяного мыса).
Именно в этом здании в 1990 г. после очень долгого перерыва на Соловках была отслужена первая Божественная литургия, а затем там же крестились около пятидесяти соловчан. В настоящее время довольно крепкое биостанции здание находится в относительно хорошем состоянии и используется под жилье. В нем же находится монастырская кресторезная мастерская под руководством Георгия Кожокаря.
2 — Складской (такелажный) амбар
Многие поколения монастырских плотников оставляли на Соловках свои творения, в которых вкусы и требования «своего времени» сочетались с многовековыми традициями северного деревянного зодчества.
К подобным сооружениям можно отнести огромное здание складского (такелажного) амбара, построенное в конце XIX в. Оно стоит на восточном берегу Сельдяного мыса напротив стен монастыря у самой воды, частью нависая над ней. Амбар был построен для хранения и ремонта гребных судов.
С помощью укрепленных в воде крепких деревянных свай из лиственницы и валунных фундаментов он поставлен так близко к морю, что в прилив суда могли подплывать для разгрузки непосредственно к его воротам. В другие, сухопутные, ворота в амбар для погрузки могла въезжать телега с впряженной в нее лошадью.
Здание аккуратно обшито тесом и имеет внешний вид простого и ладно скроенного сооружения, близкого по формам к позднеклассическим постройкам. Сейчас это уникальное сооружение находится в аварийном состоянии и только тот запас прочности, с которым строили в монастырские времена, не дает ему рухнуть в воду.
3 — Амбар для хранения гребных судов
На восточном берегу Сельдяного мыса, напротив стен монастыря, рядом со складским (такелажным) амбаром, нависающим над водой, расположился амбар для хранения гребных судов. Он был построен в 1841 г. и служил для хранения маломерных судов монастырского флота, судостроительного леса, рыболовных неводов и сетей.
Длина двухэтажного амбара (или сарая) первоначально превышала шестьдесят метров. В нем было устроено восемь ворот и два въезда на второй этаж; его деревянные конструкции поддерживали двадцать два каменных столба. Северная, не сохранившаяся сейчас, часть амбара нависала над водой, что позволяло судам вплывать внутрь здания, после чего их разгружали и вытаскивали из воды для установки на ремонт или зимовку.
До 2001 г. здание амбара находилось в руинированном состоянии. Начиная с 2001 г. Архангельская некоммерческая общественная организация Товарищество северного мореходства занимается его воссозданием. К 2003 г.была реконструирована cредняя часть здания, в которой размещена верфь по производству деревянных исторических судов и предполагается разместить музейную экспозицию по морской тематике. Так как амбар использовался монахами Соловецкого монастыря для хранения и ремонта карбасов, то планы его современного использования тесно переплетаются с историческим предназначением здания.
30 июля 2005 г. состоялось торжественное освящение отреставрированной части амбара для гребных судов и заложенной там верфи. Освящение совершил наместник Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Иосиф. В 2005 г. начата масштабная реконструкция южной части здания.
4 — Здание салотопенного завода
Из-за больших объемов зверобойного промысла в 1842 г. на Сельдяном мысу были построены два крупных валунных сооружения: амбар (или погреб) для хранения сала (на восточном берегу мыса — напротив стен монастыря) и салотопенный завод (на западном берегу мыса). Оба здания сохранились.
Валунное здание салотопенного завода перекрыто (вместе с примыкающей с восточной стороны поздней деревянной пристройкой) высокой двускатной крышей. Внутри амбара была устроена больших размеров печь с горном, в котором помещался медный котел для варки тюленьего сала. Сейчас здание находится в удовлетворительном состоянии.
Подобной формы валунные амбары были нередки на Соловках. При всей трудоемкости возведения таких зданий, они не требовали большого количества дорогого кирпича и отличались долговечностью. Высокие тесовые кровли летом способствовали быстрому стеканию воды, а зимой — сбрасыванию излишков снега. Большие чердачные помещения под кровлями таких амбаров использовались под складские помещения. Валунным постройкам нельзя отказать ни в оригинальности внешнего вида, ни в органичности среди приморского пейзажа.
5 — Амбар для хранения сала
Значительные масштабы зверобойного промысла потребовали строительства специального амбара для хранения сала. Амбар (погреб или склад) для хранения сала морских зверей был сооружен в 1842 г. Находится он на восточном берегу Сельдяного мыса, напротив стен монастыря. Сало перетапливалось в салотопне, расположенной рядом. Судя по размерам склада (длина – около 50 м, высота — 4,5 м, ширина — около 9-ти м), монастырь создавал огромные запасы сала. Но использовалось оно не в пищу (монахи не употребляют мясо), а для технических целей.
Внешние стены выложены из крупного булыжника, чередующегося с кирпичом, внутри здания — коробовый кирпичный свод, пяты которого утоплены в землю. Сверху амбар присыпан землей и покрыт дерном, что придает ему архаичный вид. Хозяйственные постройки, основой конструкции которых является кирпичный свод, задернованный снаружи, представляют особый интерес. Склад для хранения сала на Сельдяном мысу — самая крупная из этого типа построек на острове.
В своде с двух сторон выложены вентиляционные отверстия (по шесть с каждой стороны). Двери амбара подходили близко бухте: через них бочки выкатывали и погружали на суда, отправляющиеся на Двину или Каргополь, где монастырь вел широкую торговлю салом.
В настоящее время амбар находится в аварийном состоянии. Частично обвалившийся свод грозит полным разрушением.
6 — Амбар для смоления канатов
В центре Сельдяного мыса на возвышении у Биостанции расположена небольшая валунная постройка — амбар для смоления канатов, оставшийся от построенного здесь в первой половине XIX века канатного завода. Смоление канатов — дело грязное и тяжелое, но необходимое, иначе пеньковые снасти быстро истлевали и разъедались морской водой.
Основание амбара — кирпичный свод. Внутри — незначительное помещение с котлом для смолы. На восточном фасаде внизу сделано специальное сводчатое отверстие с печной камерой для подогрева котла. Ныне амбар находится в руинированном состоянии.