SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Отражения

Геннадий Олегович Правдин



Диалог цвета и света

Александр Баженов и Геннадий Правдин, Соловки. Фото Ю.Зеленцова Многочисленные работы Геннадия Правдина, посвященные соловецкой теме, часто ограничиваются пространством немногим более квадратного километра — площадью Большого Заяцкого острова Соловецкого архипелага. Здесь находится самое значительное в Северной Европе неолитическое святилище, церковь Андрея Первозванного, построенная корабельными плотниками Петра I. Отсюда был начат знаменитый поход по «осударевой дороге», закончившийся основанием Петербурга в 1703 г. Эта точка на карте — хронотоп русской культуры — край света, в котором фокусируются времена, обретая образ вечности.

Художник не ставит задачи исторического бытописания. Его внимание привлекает природа, воспринимаемая автором как «текст», в котором он читает себя.

В представлении древних жителей Беломорья острова — это священный центр потустороннего мира, «кладбище», где жизнь человеческая, обретая новые формы, превращается в игру цвета и света. Понять тайну «перехода», Преображения, обретения нового качества означает постичь смысл бытия.

В небольших по размеру картинах, эскизах, этюдах глубокая эмоциональность соседствует с напряженным раздумьем. Геннадий Правдин прислушивается к диалогу травы и ветра, неба и моря. В лучших работах ему удается зафиксировать, остановить и восстановить музыкальную тему тишины.

Художник соотносит внешний мир с внутренним состоянием. Когда взгляд ограничен горизонтом, каждый человек вырастает в своих глазах до богоподобной личности, а самое значительное в себе противопоставляет самому низменному, священное — профанному.

Процесс написания пейзажей, где невероятное, но гармоничное сочетание красок приближает форму к абстракции, когда художник не решает никаких побочных задач, кроме творческих, в содержательном плане напоминает священнодействие. Это придает работам Геннадия Правдина особое значение.

Творческий рост художника обусловлен не только накапливанием житейского опыта и профессионального мастерства, но, прежде всего, — духовным самоопределением, причастностью к живительным истокам отечественной религиозной традиции. Поиск красоты как критерия истины привел автора к православию. Хочу пожелать Геннадию Правдину добра, смысла, новых открытий и откровений на нелегком творческом и жизненном пути.

Василий Матонин

Угол зрения

Задачи искусствоведа всегда скользки и неблагодарны.
Хорошо скажешь, — заподозрят в лести, плохо, — не поймут.
Отделаешься общими фразами, — того хуже: не заметят.
С.Н. Мидиевист

Творчество Геннадия Правдина неоднозначно. Одни критики говорят о его наивности, даже примитивизме, не воспринимая плоскостных решений некоторых пейзажей, другие восторгаются чистотой красок в их неожиданных сочетаниях, достойных стать основой для грандиозных гобеленов во дворцах будущего. В нем не видят признанного мастера, застывшего в унылом дидактизме и самолюбовании. Правдин еще молод и смел. У него очень достойные учителя, на которых многие ссылаются, сравнивают, оценивают. В любом случае, о нем говорят, как о человеке и как о художнике. Человек скромный в жизни и быту, в живописи он дерзок и открыт.

Именно эти качества Правдину ставят в укор критики, склонные к синхронизации натуры с реальностью. Прямо заявлять о своем видении, не оглядываясь на пособия и догмы, модно среди художников. К сожалению, это направление в художественном творчестве принимает вид борьбы, перформанса, шоковой терапии для зрителя, в большинстве случаев остающегося в недоумении и возмущенной досаде.

Некоторые работы Правдина тоже кажутся провокационными, оставляя много недосказанного, как фотоснимок, сделанный старым фотоаппаратом со сбитым фокусом, в объектив которого забрались радужные блики. Чуть смещенный от трезвой действительности угол зрения вызывает ощущение тайны, вневременного характера изображенного, но не давит пафосом и претензиями на глубину познанного автором.

Сколько мне не приходилось встречаться с Геннадием, всегда он находился в состоянии блаженного покоя, смешанного со внутренней силой и уверенностью. Казалось, ни одной каверзной мысли не было в его золотистой лохматой голове. Такой же прозрачный покой и умиротворение, словно сквозь детские, чуть прикрытые ресницами глаза на ярком солнце, излучают его искренние картины, сделанные не холодным мастерством, но щедрой и чистой душой.

Вячеслав Клименков

Биографическая справка

Геннадий Олегович Правдин родился в Ленинграде 24 декабря 1962 г. Окончил в 1989 г. высшее Художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной.

Живописец, член союза художников России с 1997 г.

Ежегодные поездки по Русскому Северу с 1987 г. — Кольский п-ов, Пинежье, Карелия, Беломорье. Старинные русские города — Псков, Новгород, Старая Ладога.

Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Основные выставки:

1999 — IX Всероссийская выставка, Манеж, Москва.
2000 — «Имени Твоему». ЦДХ, Москва.
2001 — «Москва — Петербург». ЦДХ, Москва.
Персональные выставки, посвященные Соловкам:
1995 — «Свет Соловецкий». СГИАПМЗ.
1997 — «На краю житейского моря». СГИАПМЗ.
1999 — «На земле чудотворцев». Музей А. Ахматовой в Фонтанном Доме, СПб.

Всего более 80 российских и зарубежных выставок.