SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Интернет-приложение альманаха «Соловецкое море»

Письмо вслед

Памяти Аллы Анатольевны Янышевой-Ведьминой
(20 ноября 1928 - 24 мая 2015)


* * *
Я не устану славить Бога
За чудеса прожИтых дней,
Что так была моя дорога
Полна светящихся людей.

За то, что ими был обласкан,
Общался с ними, говорил
Без опасения, без маски
И радость сердцу находил.

Александр Солодовников


Слева Борис и Алла Ведьмины
Соловки, 1970-е гг.


Есть женщины, рядом с которыми легко дышится, думается, пишется. Иногда их называют музами, иногда любимыми. Они щедро отдают себя без остатка и своей любовью освещают не только предмет своей любви, но и всё окружающее пространство. Любовь — она ведь, как воздух. Когда она есть — ее не замечаешь, а когда уходит — начинаешь задыхаться.

Есть ценности, которые не измеряются численно. Например, верность. На каких весах взвесишь 37 лет совместной жизни с талантливым фотографом и удивительным человеком Борисом Викторовичем Ведьминым? И двадцать последующих лет, когда ты делаешь всё, чтобы об этом замечательном Мастере узнали люди, и каждый день пишешь ему письма, привыкнув рассказывать ему обо всем происходящем?

Есть память, которая навсегда останется с теми, кто Вас знал, Алла Анатольевна! Это первое к Вам письмо. И надеюсь, не последнее. И так хочется, чтобы Вы его вместе с Вашим дорогим Боренькой там прочитали…

Аудиозапись разговора с Аллой Ведьминой 7 июля 2014 г.

Сергиев Посад. За чашкой чая

Необыкновенный человек Сергий! Раньше были природные люди! Раньше они были, как птицы! Мы вот сейчас думаем, как крачки летят 20 тыс. км? Нам в голову, дуракам, не взять, как и зачем они это делают. А раньше и люди были, как птицы. Они могли зайти в непроходимый лес, идти, идти и прийти куда надо. Как? Где указатели? Где электрички? Где автобусы?

В Посад я приехала в 1952-м, — кончила институт. Про Лавру ничего и не знала. Собор Троицкий был закрыт. Открыта была только Ильинская церковь. Клуб, хлебозавод в церкви… В Лавре проходили все партийные и комсомольские конференции. Я и была в здании нынешней Духовной Академии на городской комсомольской конференции. Одни атеисты кругом, какие мощи?

Потом я уже житие Сергия прочла и сразу осознала, что это ЖИВОЙ человек! Да какой хороший! Меня просто пронзило подробное описание Епифания. Вот он, твой идеал! Сокровенный человек! Сергий — это такая простота, такая ясность, чистота! Что еще в жизни надо?..

На Соловки попала в 1969-м году с Боренькой уже. Для меня Соловки — выход в космос. Люди меня на Севере так поразили! Я очень завишу от людей, которые рядом, кожей чувствую. А там — такая нежность, такая доброта!

Мы подплыли к Соловкам на катере. Вышли на берег, и одна женщина упала на колени. Видно, кто-то у нее тут сидел. Первая поездка у нас была поминальная. Идешь и понимаешь, — под тобой могилы. Не знаешь, куда наступить. У всех кто-то погиб, — какая разница где? И после этой поездки Борис сказал: «Всё. Больше никуда не ездим, только сюда». Во вторую поездку мы уже попали на Анзер. Про Анзер толком тоже ничего не знали. Шли в траве по какой-то тропинке, и вдруг перед нами долина и скит. Как будто царство спящее! Как будто ушли все и всё оставили. И мы просто легли и смотрели на всё это. Борис сказал: «Ну всё. Можно умереть. Вот теперь всё».

Ты соприкасаешься с жизнью, которая была, жили люди удивительные… А мы тут, как муравьи, ползаем. Мы в этом мире живем, выбрали как-то себе место, сделали какое-то искусственное пространство на этой огромной земле. И вот только когда куда-то прорвешься, глаза выпучишь, — а тут и жизнь кончается.

Человечество… как оно рвануло в сторону! Как оно в ил вкопалось с этими компьютерами, виртуальной хренью. Уже дети малые с компьютерами растут. Необходимость соблюдать какую-то форму, дресс-код, кому это нужно — непонятно. Всё ушло в форму, а сокровенного нет.

Сегодня такой день, всё тянется к солнцу. Я вчера вышла на балкон цветы полить, уже поздно, — радуга двойная без дождя. «Боренька, так я вижу же!» Я так разревелась. Ну, так это перед Иваном Купала. Ночью-то некуда идти искать цветок папоротника, но у меня на балконе цветы цветут — и ладно.

Когда же, когда люди поймут, что самое важное в жизни — это любовь?..

По дороге на Соловки,
2012

На открытии выставки "Соловки 60-х"
вместе с Виктором Ахломовым, 2012

Галерея фотохудожника Бориса Ведьмина

Выставка «Новый день: Соловки 60-х» (фотографии Виктора Ахломова и Бориса Ведьмина)

Редактор альманаха "Соловецкое море" Светлана Рапенкова

Версия для печати