SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Альманах «Соловецкое море». № 11. 2012 г.

Вениамин Грузинов

«Мусороопасный» товар

В ожидании «круглого стола» «Мусор на Соловках. Что делать?» в Соловецком морском музее я решил обновить впечатления. Захватив свои домашние отходы, понес их на свалку. Свалка, расположенная в 700 м к юго-западу от Святого озера, считается охраняемой территорией, но я попал туда без труда. Нужно было сверить истинную площадь территории, где свалены отходы, с той площадью, которая дешифрируется на материалах аэро- и космической съёмки прошлых лет. Оказалось, что ограждение площадки не сплошное. По краям мусорные валы частично прячутся под полог леса, а на юге свалка простерлась на морошковое болото, где я неоднократно встречал местных жителей, собирающих ягоды то ли для себя, то ли на продажу. На обратном пути захотелось наполнить какую-нибудь посудину придорожным мусором и выставить на «круглый стол», но уютная обстановка Морского музея сильно противоречила теме обсуждения... Не решился портить её наглядными пособиями.

Обошёл весь посёлок, отметил с помощью навигатора обнаруженные контейнеры и стихийные кучи мусора. Возле Филипповского корпуса стоят два переполненных контейнера. День стоят, два, три. Зашёл в гостиницу к паломникам узнать, как и что. Встретили добродушно: оказалось, что в целях экономии средств мусор из контейнеров вывозят монастырским трактором, но теперь все уехали в поля. Сенокос важнее, а пока из перегруженных контейнеров вороны, чайки и собаки растаскивают следы паломнической жизнедеятельности. Многое может рассказать старый мусорный контейнер о своих хозяевах, но пересказывать не хочется. Привёл в качестве примера монастырское хозяйство не оттого, что оно хуже прочих. Напротив. Но монахам Бог велел показывать пример обитателям островов Соловецких. Если даже насельникам монастыря не до своевременного вывоза мусора, чего уж с остальных жителей спрашивать?!

Помимо свалки и поселковой территории есть и ещё знатные мусорные места на Большом Соловецком острове. Годами скапливается и не вывозится мусор на тонях. А ведь, казалось бы, если на тоню организована доставка заготовителей водорослей, есть возможность организовать вывоз с заготовительных пунктов бытовых отходов. «Вахту сдал — вахту принял».

В карьер на седьмом километре по дороге к Секирной горе кто-то когда-то сбросил строительный мусор. Соловки невелики, при желании легко разобраться. Скорее всего, чтобы не возить далеко, сюда сваливали отходы из Исаково, Савватьево или с Секиро-Вознесенского маяка. Карьер находится метрах в 50-ти от дороги. К тому же рядом начинается экологическая тропа на Белужий мыс. Заметив стихийно возникшую свалку, прохожие и проезжие стали подкидывать в нее свои банки, бутылки, упаковки. Из года в год куча продолжает расти.

На мысе Толстик хозяйствующие субъекты вырыли в песке большую яму и свалили в нее пустые бочки. Зачем это хранилище? Самым распространённым видом мусора являются окурки. Нередко они становятся причиной пожара. Когда идёшь по дороге мимо лесного пожарища, можно даже определить, в какую сторону ехал виновник пожара: не в кабине же оставлять скуренный бычок? — Швыряют в окно.

В 1999 г. мы обошли по периметру Б. Заяцкий остров, убирая береговой мусор. Много вывезли наполненных мешков. Запомнилось изобилие пустых упаковок из-подд маргарина «Voimix».

Особенность прибрежных территорий в том, что плавучий мусор, выброшенный в море, волнами прибивает к берегу. В связи с этим вспоминается образ начальника Школы юнг капитана первого ранга Николая Юрьевича Аграмова из соловецкой повести Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками». Он «прятал обгорелую спичку обратно в коробок, чтобы не мусорить в море». Ныне же даже на причале матросы убирают палубу, сбрасывая мелкий мусор в залив.

Летом 2010 г. Наталья и Валентин Харпалёвы отправились собирать мусор по обочинам дороги на Сосновку: «Самыми популярными после водочных бутылок оказались пачки от сигарет „Арктика“. Похоже, их бесплатно выдают соловецким водилам, потому что разбросаны они по обочинам дороги на всем ее протяжении».

Среди мер по избавлению мусора ныне многие упоминают необходимость введения налога, однако эффективность этого инструмента во многом зависит от точности его употребления. Так, не поддерживаю идею причальных поборов со всех приезжающих на острова. Многие паломники и туристы едут сюда на последние деньги. Странствующее студенчество, например. Брать с них налог за право увидеть Соловки — большой грех. Тем более, что это право вовсю эксплуатируют перевозчики.

Такой подход не верен в принципе. Прибытие человека на острова отнюдь не значит, что его присутствие усугубит ситуацию с мусором. Нередко прибывший паломник или турист содействует преодолению «мусорного проклятия». Всё зависит от уровня культуры (за чем, собственно, многие едут именно на Соловки). В подтверждение этого тезиса можно поимённо назвать всех участников «мусорного» круглого стола. Явление бытового мусора тесно связано с товаром и практикой обращения товарами. Бытовой мусор на Соловках — это, в первую очередь, товары и отходы от их потребления. П.А. Флоренский называл Соловки «кучей ледникового мусора», но он не портит, а украшает Соловецкий пейзаж. Поднимешь взгляд на стены Соловецкого Кремля и увидишь «намоленные маковки церквей», корги и луды вокруг гавани Благополучия — благолепие! Опустишь глаза — разбросанные упаковки, пустая битая посуда, россыпи бычков... Не до красот. Если рассматривать основную долю мусора как результат обращения с товаром, то и налог в таком случае следует брать с поставщиков товара. Чем выше товарооборот, тем больше заботы требует локализация последствий продажи товара. Лица, не способные приобрести большое количество товара (может, они духом святым питаются), не должны нести бремя денежных обязательств из-за активной торговли в поселке. От правил соблюдения чистоты на островах это, конечно, не освобождает: не закрыл контейнер, открыл доступ животным, которые разбросали всё вокруг, — нужно отвечать (оплатить уборку или убрать самому). Одна моя подруга любила раньше ходить к соловецким бабушкам за парным молоком. Последние годы она соловецкое молоко не употребляет: увидела, как одна из коров выуживала угощения из мусорного бака.

Реструктуризация местных налогов по отношению к тем, кто завозит и реализует «мусороопасный» товар, существенно помогла бы внедрению новых мусоросберегающих технологий. и, конечно, нужно снимать налоговую нагрузку с тех, кто использует безотходную упаковку, организует переработку мусора.

Следует обратить внимание, что островная территория для подобных экспериментов уникальна. Она обладает признаками относительно закрытой системы, следовательно, достаточно хорошо просчитывается и контролируется в сравнении, например, с несчастным, загаженным до крайней степени Подмосковьем. Наличие на острове научной организации со статусом музея-заповедника могло бы способствовать выделению финансовых средств на исследования и поиск решения мусорной проблемы прибрежных сельских территорий. Нашлись же деньги на «генеральную уборку в Арктике». (Проект производства работ по ликвидации источников негативного воздействия на загрязненных территориях островов архипелага Земля Франца-Иосифа.) Задача, безусловно, важная, но и Соловки — всё-таки объект мирового наследия. Тем более, что есть небезразличные люди среди сотрудников музея-заповедника: Татьяна Валентиновна Шилова, Лариса Александровна Петровская, Ольга Васильевна Гришанова, Александр Николаевич Соболев и многие другие. Торговых точек на Соловках всё же меньше, чем приезжающих. Именно торговые точки являются распространителями большей части потенциального мусора. Тем более, предлагаемые мусорные поборы с приезжих никак не способствуют повышению местной культуры потребления, а, напротив, — развращают. Неоднократно приходилось наблюдать картину выезда жителей посёлка на пикник. Как правило, — на машине, с яствами и питиём. Да и на здоровье! Вот только вывезти остатки трапезы, чтобы по приезде в посёлок отправить в контейнер, многие не догадываются. В итоге пикниковые места, доступные для автотранспорта, оказываются самыми замусоренными.

Не хочу, чтобы эти заметки воспринимались однозначно: мол, всё плохо на Соловках! Отнюдь! Даже лучше, чем во многих других местах! Чтобы в этом убедиться, достаточно проехаться по дорогам Подмосковья. Поэтому завершаю свои размышления обнадёживающим воспоминанием.

В 2010 г. монастырь с музеем и поселковой администрацией объединились и совместными усилиями взялись привести в порядок верхнюю часть Питьевого канала. Вода с этого участка поступает в водопровод, поэтому действовать нужно было быстро. И ведь получилось! Под руководством Владимира Алексеевича Подкорытова на работы вышли работники ПЖКХ, монастырская братия, музейные сотрудники и простые трудники. Все дружно взялись за дело и справились с задачей в установленный срок. Ведь питьевая вода нужна в каждом доме! Вот этой очевидности и ощущения назревшей необходимости и не хватает нам в наших борениях за чистоту берегов Соловецкого моря.

Фотографии Натальи и Валентина Харпалёвых, Андрея Авсиевича

Грузинов Вениамин Станиславович

Родился в 1967 г. Старший научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. В сфере научных исследований — культурное и природное наследие Соловецкого архипелага и Беломорья. Участник объединения «Рождественка», которое много лет оказывает добровольную помощь в реставрационных, археологических, строительных и др. работах на Соловках.

Версия для печати