SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Альманах «Соловецкое море». № 11. 2012 г.

Виктор Ахломов

Мое открытие Соловков

 Витор Ахломов. Соловки. 1960-е гг.

Первое свидание с Соловками состоялось у меня в начале шестидесятых годов прошлого века. На волне хрущевской оттепельной эйфории кто-то предложил новый туристический маршрут вдоль морей Северного Ледовитого океана. Набрали туристов на большой океанский лайнер «Вацлав Воровский» и определили маршрут: Архангельск – Соловки – Карское море – порт Игарка. Для пиара нового маршрута пригласили с десяток журналистов из разных газет и журналов. Путь получался долгим и неспешным. С остановками для рассказов и экскурсий. Поэтому меня командировали как молодого сотрудника газеты, меньше всего ежедневно нужного в редакции. Как говорится, не было бы счастья да молодость помогла. И первая в том рейсе остановка, после Архангельска, была у Соловецкого архипелага.

А Соловецкий архипелаг, сами понимаете, — жемчужина всего маршрута. Почти все журналисты впервые увидели острова и монастырские постройки, только недавно скинувшие бремя ГУЛАГа. Церкви и часовенки были еще со звездами вместо крестов. Крыши едва прикрыты гниющими досками. В церковных пространствах и монастырских кельях были выбиты двери и окна, и гулял ветер. Всюду, как после бомбежки Сталинграда, валялись груды мусора и битого кирпича. Только могучие башни-исполины, словно крепкие боровики в осеннем лесу, взирали на все это историческое насилие совершенно равнодушно. Без гнева и пристрастия. Как бы подтверждая слова — на всё Божья воля. А озерца и ровные рукотворные каналы, вырытые трудолюбивыми монахами, тихо оплакивали прошлое волнением воды на своих скорбных зеркальных поверхностях. Сочные, оранжевые закаты над горизонтальными нотными станами елок почему-то вызывали в памяти грустные вальсы Сибелиуса.

Но, как говорится у оптимистов, нет такого зла, которое не порождало бы добро. У разбитого корыта нас встретили «мэр» Соловков Владимир Таранов и директор только что открытого музея Светлана Вереш. Мэр в замасленной фуражке и потертом ватнике, но с гагаринской улыбкой на обветренном лице всем своим видом доказывал, что его рабочий кабинет — это все острова архипелага. И что оказался он мэром на малообитаемом Большом Соловецком острове не случайно. Не по партийному приказу свыше, а по велению своей души. И по любви к отечественной истории.

Директор музея Светлана окончила исторический факультет Ленинградского университета. Для нее работа здесь была именинами сердца. А для музея — подарком судьбы. Хотя никакого музея тогда еще и не было. Он был определен только на бумаге как филиал Архангельского исторического музея.

Филиал состоял из груд битого кирпича, дырявых крыш, разбитых окон и дверей. Вместе с Владимиром Тарановым Светлана Вереш и стала основателем и собирателем первоначальной музейной экспозиции. Из Московского Коломенского и Ленинградского Эрмитажа новый директор музея привозила на Соловки списанные витрины и старую отслужившую мебель. Стали собирать уцелевшие реликвии прошлых веков. Архангельский музей по мере сил помогал с ремонтом. И постепенно на свободные Соловки потянулись первые любопытные группы туристов, паломники, доброхоты и, конечно, художники. Последние проводили на семинарах целое лето. Заодно помогали разбирать груды кирпича и налаживали нормальную жизнь острова. Очарованные нерукотворной красотой здешнего пейзажа художники, по рассказам директора музея, только дней через десять могли почувствовать и передать на холсте или бумаге особенный неповторимый соловецкий свет и цвет. Почувствовать душу натуры.

Про жизнь Соловецкого монастыря и его основателей известными русскими писателями и философами написано много замечательных сочинений и исследований. Кто-то из них заметил: Соловецкий архипелаг — это небольшой клочок земли, оставшийся и хорошо сохранившийся от некогда бывшего библейского Эдемского сада. Писатель, возможно, имел в виду и тот факт, что монастырские монахи в свою бытность выращивали здесь субтропические культуры. А в здешних лесах живут такие бабочки, стрекозы и лягушки, которых больше не встретишь в других местах Архангельской области. Ученые объясняют это просто — архипелаг омывают теплые воды Гольфстрима. До ледникового периода здесь, и как, между прочим, на холодном полуострове Ямал были сплошные субтропики. Это факт. Я был на Ямале и видел, что на берегу полуострова на золотом песочке лежат крупные, крепкие раковины доледниковых моллюсков. Одну из ракушек я захватил в Москву как сувенир. Использую ее на рабочем столе в качестве пресса для мелких записок. И когда я смотрю на древнюю ракушку, мои мысли воскрешают в памяти природу Соловков. Звучит музыка скрипичного концерта Сибелиуса. А душа наполняется необъяснимой словами радостью. Архангельск – Соловки

Ахломов Виктор Васильевич

Родился в 1938 г. Один из самых известных фотокорреспондентов России. Заслуженный работник культуры РФ. Лауреат премии Союза журналистов России, многочисленных всесоюзных, российских и международных выставок и конкурсов. Четырехкратный лауреат конкурса «World Press Photo». С 1960 г. по сей день — специальный фотокорреспондент газеты «Известия».

Выставка работ Виктора Ахломова

Версия для печати