SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Альманах «Соловецкое море». № 11. 2012 г.

Мария Соболева

Об обрядовой стороне рыболовецкого промысла на Поморском берегу Белого моря

По итогам фольклорно-этнографических экспедиций 2009–2010 гг.1

Приметы — да, были… Лежит куча сетей — бросили горсть монет. Достали из моря пустую сеть — значит, приняло дар. Однажды одна монетка вернулась — не выполнили тогда план. В море всё, как на земле, абсолютно2.

Вопрос о бытовании ритуалов в народной культуре — один из самых актуальных в современной науке. По мнению ведущих исследователей, именно ритуал «как комплекс единообразных правил поведения» влияет на устойчивость культуры и её жизнеспособность 3. Степень сохранности традиционных представлений можно назвать «лакмусовой бумажкой» состояния культуры в целом.

Состояние рыболовецкого промысла и его ритуально-обрядовой стороны (и даже сама память о ней) — своеобразное зеркало, отражающее внутренние процессы традиционного уклада жизни поморов в современных социально-экономических условиях. Рыболовный промысел всегда был основным занятием поморов, источником экономической жизни 4. Морской уклад жизни заметно повлиял на народный календарь: в ряд традиционно отмечаемых праздников включился промысловый календарь и промысловая обрядность. Связанные с морским пространством обряды и ритуалы составили весомую часть культуры поморов, материальной и духовной. Так, специфика моря и морского промысла породила «развитую систему поверий, сочетавшуюся с промысловым опытом» 5, тем самым оказав большое влияние на традиционную систему верований поморов. Мы постарались выявить, какие представления сохранились и какие функции они выполняют на материале традиции локальной территории — четырёх крупнейших сёл Поморского берега: с. Шуерецкого, с. Сумский Посад, дер. Колежмы и с. Нюхча. В основном полученные сведения касались ритуального оформления ухода и возвращения рыбаков с промысла, а также примет и поверий, связанных с ним (на них жители Поморского берега ориентируются и до сих пор).

1 Источниками для настоящей работы послужили архивные материалы Фольклорно-этнографического центра Санкт-Петербургской консерватории; авторские полевые записи: аудио-, видео- мате­риалы и экспедиционные дневники фольклорно-этнографических экспедиций 2009–2010 гг. в Республике Карелия (г. Кемь, с. Шуерецкое, с. Сумский Посад, с. Колежма — 2009; г. Беломорск, с. Нюхча — 2010; руко­водитель экспедиции — м.н.с. ФЭЦ СПбГК Е.В. Самойлова). Также хотелось бы отметить ряд публикаций, не попавших в сноски, но учтенных при подготовке статьи: Гемп К.П. Сказ о Беломорье. Словарь поморских речений. Архан­гельск, 2004; Крысанов А.А. Поморские промыслы (Онежский уезд 1861-1916 гг.). Онега, 2000; Овсянников О.В. Поморская промысловая «энциклопедия» конца XVIII в. // Культура Русского Севера. Л., 1988; Русские народные песни Карельского Поморья / Сост. А.П. Разумова, Т.А. Коски, А.А. Митрофанова. Л., 1971; Русская свадьба Карельского Поморья / Изд. подгот. А.П. Разумова, Т.А. Коски. Петрозаводск, 1980; Самойлова Е.В. Кукла в системе коммуникации с демонологическими персонажами // Образный мир традиционной культуры. М., 2010.

2 АФЭЦ ОАФ: 475-483, респ. Карелия, Беломорский р-н, с. Нюхча (зап. А. Зубарева, 2010 г.).

3 Cм.: Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточно-славян­ских обрядов. СПб., 1993. С. 5.

4 О морской промысловой системе хозяйства см. подробно: Бернштам Т.А. 1) Поморы: Формирование группы и система хозяйства. Л., 1978; 2) Народная культура Поморья. М., 2009.

5 См.: Бернштам Т.А. Народная культура… С. 179.

<далее в формате PDF>

Соболева Мария Анатольевна

Выпускница Санкт-Петербургской консерватории (2010 г.), участник фольклорно-этнографических экспедиций по Поморскому берегу Белого моря (с 2009 г.).

Версия для печати