|
Информация путешественнику Достопримечательности Историческая справка Летопись Отражения Альманах «Соловецкое море» |
Альманах «Соловецкое море». № 11. 2012 г. Антонина Сошина Творческая интеллигенция на Соловках«Среди исправдомов Союза Соловки стоят на одном
из первых мест по количеству культурных сил».
Газета «Новые Соловки». 31 мая 1925 г. В послереволюционные годы творческая интеллигенция страны также оказалась в числе гонимых, жила очень трудно, влачила нищенское существование. Над ней осуществлялся особый контроль, поскольку вся она была призвана служить на «идеологическом фронте» нового государства. Литература, изобразительное искусство, театры, музеи должны были утверждать и пропагандировать новую идеологию во всех ее проявлениях. Формируя тоталитарный режим, власти стремились к абсолютному контролю над всеми сторонами жизни, и, конечно, в первую очередь над культурой. Для этого был создан целый ряд органов, велась жесткая политическая цензура печатных изданий, контролировался за репертуаром театров, из экспозиций музеев изымалось все, что казалось идеологически вредным. В искусстве все позиции твердо занял «социалистический реализм». В таких жестких рамках любое свободомыслие воспринималось как контрреволюция. Тысячи деятелей культуры были репрессированы, русская национальная культура понесла невосполнимые потери. Через сравнительно небольшой лагерь и тюрьму на Соловках с 1923 по 1939 г. прошли сотни представителей творческой интеллигенции — и тех, чьи имена сегодня хорошо известны, и тех, кто незаслуженно забыт, или чье творчество, а иногда и жизнь были оборваны в самом начале. В лагере интеллигенции было особенно трудно: она ощущала на себе особое, часто предвзятое отношение как со стороны администрации, так иногда и со стороны самих заключенных, была не приспособлена к тяжелому физическому труду, обостренно воспринимала всё происходящее вокруг. Читаем в газете «Соловецкие острова»: «Одно только наличие концентрации на территориально небольшом кусочке земли — такого громадного количества культурных сил и, притом, высококвалифицированных культурных сил, открывают двери для гигантского развития культурно-просветительной деятельности лагеря. И мы уже сейчас в этом отношении видим следующие достижения: хорошо оборудованный театр с определившимся уже наличием довольно крупных артистических сил, струнный оркестр, несколько певческих хоров... хорошо развита местная пресса»1; «Среди заключенных большое количество лиц с высшим образованием. Немало артистов-профессионалов, музыкантов, художников, литераторов...»2; «Старые и молодые наши литераторы, поэты, художники, научные работники, инженеры, агрономы, наборщики, печатники, одним словом — все те, кто делают журнал, работают и сотрудничают в нем — всё это заключенные Соловецких лагерей»3. 1 Соловецкие острова. 1925. № 4–5. С. 41. 2 Соловецкие острова. 1926. № 5–6. С. 119. 3 Там же. С. 225–227. Работы лагерных художников в галерее сайта Сошина Антонина Алексеевна (1948-2013) Родилась в 1948 г. в Каргополе Архангельской области. Выпускница исторического факультета АГПИ (ныне Поморский государственный университет) им. М.В. Ломоносова. С 1969 по 1994 г. работала научным сотрудником Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. С 1994 г. — сотрудник Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря. |
О Товариществе Северного Мореходства Обзор прессы, аннотации Волны Ссылки Карта сайта Иллюминатор О сайте |
|||||||||