SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Интернет-приложение альманаха «Соловецкое море»

Трифоно-Печенгский монастырь

Карта реки Печенги

Красными точками
отмечены те же места,
что и на схеме

Прп. Трифон
Печенгский

Прп. Феодорит
Кольский

Трифонов Печенгский монастырь

Свято-Троицкая церковь

Сретенская церковь, 1868

Внутри Свято-Троицкой церкви

 

Успенский придел

Храмовая икона
прп. Трифона

Икона из
Антониево-Сийского
монастыря

Члены экспедиции с экономом
монастыря о. Вячеславом

Гора
Спасительная
(вид от монастыря)

Гора Спасительная, нач. ХХ в.

Часовня на месте
сгоревшего в 2007 г. храма

Преподобный Трифон Печенгский и Соловецкий монастырь

Юность Митрофана

Митрофан (таковым было мирское имя Трифона) был родом из семьи бедного священника, жившего в Торжке. Родился в 1485 г. От рождения видный и крепкий физически («ростом не мал, плотию крепок»), юный Митрофан не хотел продолжить родительский путь священства.

Воинская карьера — вот что всецело захватило помыслы Митрофана. И, повзрослев, не раз он хаживал с боярской дружиной «воевать каянских немцев». «Лить кровь людскую» стало его привычным делом. Кровь и грабежи уродовали душу Митрофана. Датский дипломат Симон ван Салинген, который лично встречался с Трифоном, вспоминает его слова о том времени: «Много народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил, в чем раскаялся и о чем горько сожалел: поэтому он поклялся не носить в своей жизни полотна, решил сделать себе обруч вокруг пояса и (вдали) от всех людей, в пустыне, среди диких зверей каяться перед Богом».

В Житии пишется: «И прииде Преподобный на Приморие великого моря-окияна, в часть Норванския земли, в Кольский присуд, на реку Печеньгу, в народ лопарский». Было это около 1514 г. Пять лет до 1519 г. Митрофан скитается по диким, безлюдным пустыням Крайнего Севера, осуждая себя на тяжкие испытания и терзая свое грешное тело голодом, холодом, зноем, ежедневной угрозой смерти от дикого зверя и всем тем, чем так богата суровая северная земля. «По лесам и по горам и в пропастях земных скитался, странствуя. В место от места переходя, страстей мрак разогнав и к свету добродетелей дошед».

Не благочестивым проповедником и просветителем лопарей явился в эти неприветливые земли Митрофан — будущий Трифон. Тяжкие грехи и слезное покаяние — вот что «пометает» его — могучего воина на «землю перед Богом» в сокрушении сердца.

Встреча с соловецким иноком Феодоритом

Встреча Митрофана со святым подвижником, воспитанником соловецких старцев, Феодоритом Кольским состоялась около 1519 г. При всей внешней несхожести этих двух величественных фигур и самобытных характеров, ими был явлен удивительный союз единомышленников в просвещении лопарского народа. Вот воспоминания самого Феодорита, записанные его духовным сыном Андреем Курбским об этой встрече: «Вселяется (Феодорит) в тех лесных пустынях непроходимых. По нескольких месяцах встречает там одного старца (здесь — отшельника), пустынника — помнится, Митрофан было имя ему — пришедшего в эту пустыню перед ним, где-то лет за пять. И пребывают вкупе в прегорчайшей пустыне той Богом хранимы». «Вкупе» — в переводе с церковнославянского означает не только «вместе», но и «заодно».

Преподобный Феодорит родился в Ростове в 1481 году. В небольшом монастыре во имя святителя Григория Богослова изучал греческий язык и богословие. С 11 лет подвизался в Соловецкой обители переписчиком книг. Примерно в 1494 году Феодорит поступил в послушание к соловецкому старцу Зосиме в пу́стыне на реке Шуя, где в течение 12 лет постигал основы монашеской жизни. В 1509 году Феодорит рукополагается в иеродиаконы, а по смерти своего духовного отца удаляется для уединённого жительства к необитаемому тогда устью Колы.

Около 5-6 лет постигал Митрофан великую науку иноческого жития вместе с Феодоритом, учась «священнобезмолвию» и «умнόму молитвенному деланию».

В 1530 г. иеродиакон Феодорит идет в Новгород к Владыке просить благословения на строительство Благовещенской церкви в Коле. С ним идет и Митрофан. Но идет не только просить благословения на постройку храма, но, прежде всего, получить благословение на свою миссионерскую деятельность. Прошло уже 17 лет, как Трифон скитается, каясь, в лопарских пустынях. А все сознательные убийства по правилам Русской Православной Церкви требовали 20-летней покаянной епитимьи. Архиепископ Макарий благословение на строительство церкви дает, но монашеского пострига не совершает. Надо ждать еще три года.

Митрофан получает грамоту на строительство церкви и нанимает строителей рубить на Печенге, там, где в нее впадает река Мана, «церковь во имя Святыя и Живоначальныя Троицы». В Житии, где повествуется о строительстве Трифоном Троицкой церкви описывается богатырская сила подвижника: «В ночах в непрестанных молитвах пребывая, днем за три поприща на плечах своих для церковного строения бревна и тес носил». Это был уникальный человек. Богатырь колоссальных физических и духовных сил. В житии дается описание внешнего вида Трифона: «Ростом святой не мал, плотию крепок, мало плешив…» В этих сдержанных характеристиках проступает образ русского богатыря, способного нести на себе мельничные «жернова ручные, немалы и тяжкие» из Колы до Печенги, а это более 150 километров, и при этом, несмотря на «путь блатный и гористый», строго поститься. Много было жизненных сил в этом мощном теле, и тем значимее подвиг преподобного, так жестоко смирявшего богатырскую плоть столь долгое время.

Троицкую церковь построили за сезон, но готовая церковь три года стояла неосвященной. 1 февраля 1533 г. иеромонах Илия из Новгорода постригает Митрофана с именем Трифон и освящает Свято-Троицкую церковь монастыря Печенгского первоначального у реки Маны (возле нынешнего поселка Луостари). «И от того времени Пресвятыя и Живоначальныя Троицы обитель стала распространяться». Пятнадцать лет процветал этот лопарский монастырь на Печенге, где в нее впадает речка Мана.

В 1548-1549 гг. в Троицком монастыре в Коле происходит бунт. Настоятель Феодорит изгоняется. Причина — нежелание следовать строгого нестяжательного Устава Феодорита и стремление богатеть, развивая в монастыре «торгово-экономическую деятельность». Оставаться в монастыре опасно — Новгородский Владыка может строго взыскать за бунт. Но есть возможность уйти на Печенгу, к Трифону и попробовать с ним договориться. Братия с Колы уходит на Печенгу.

«Немирный» дух пришедшей с Колы братии абсолютно не соответствовал молитвенно-созерцательному духу Свято-Троицкой обители у реки Маны. Вновь пришедшие попытались навязать Трифону свое, новое, видение монашеской жизни. Смиряясь, Трифон в ответ покидает Печенгу. Восемь лет Трифон скитается, живя милостынею, и восемь лет братия живет без преподобного. Все эти годы братия получала от него собранные пожертвования.

Первый игумен Печенгского монастыря — инок соловецкий

В 1556 г. преподобный Феодорит находится при царском дворе. Он отыскивает странствующего Трифона и призывает его в Москву для встречи с царем. Теперь игумен монастыря назначался «сверху» и вез с собой царскую жалованную грамоту на свое имя. Организуя эту встречу с царем и подачу челобитной о льготах Печенгской обители, Феодорит и Трифон подготовили и достойного кандидата в настоятели монастыря из соловецкой братии. Одновременно с Трифоном в Москву прибывает Соловецкого монастыря инок Гурий с рекомендациями и отпускной грамотой от игумена Филиппа (Колычева).

Далее следуя Житию, происходит чудо явления царю «двух святолепных иноков», оставшихся не видимыми для окружающих, и их таинственной беседе с Иоанном Грозным за целые сутки до фактического их прибытия в Москву. Эта беседа с Трифоном и «соловецкого монастыря иноком» состоялась 21 ноября в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. А 22 ноября государь «повелел блаженных праведников сыскати и пред царским лицом поставити». «И оттоле великий царь возлюбил их, а паче преподобного Трифона, и пожаловав его и одарив обитель колоколами и церковною утварью богато, отпустил с милостивым призрением».

Гурий Печенгский стал одним из достойнейших учеников преподобного Трифона. И если обет иноческого «нестяжания» в жизни руководимой им обители в известной мере и по известным причинам не исполнялся, то уж обет иноческого послушания в его монастыре соблюдался строжайше и со страхом Божиим.

После 1556 г. монастырь становится не только духовным, но и экономическим центром региона. У монастыря крепкое хозяйство, обширная торговля. Монастырские суда выходили из Печенгской губы нагруженные товарами, в том числе и немецкими. Они перегружались в Архангельске и Холмогорах на речные суда, а сбыт их осуществлялся во всех городах, с Архангельска до Ярославля. Многие грузы зимним путем доставлялись прямо в Москву. Монастырь занимался солеварением, речными и морскими промыслами, имел свои верфи, имел лесные склады, мукомольные мельницы, скотные дворы.

Успенская пустынь в Печенгской губе была основана Трифоном вскоре после его возвращения в 1557 г. Место это у Трифонова ручья позволяло старцу удаляться «на богомыслие и молчание», отдыхая от «общежительной» монастырской суеты.

В августе 1571 г. отходит ко Господу великий старец Феодорит Кольский, и этой же осенью, по настоянию Трифона, монастырь строит в пустыне новую Успенскую церковь. Церковь возводится срочно усилиями 200 монастырских работников. В ней молится преподобный Трифон, сюда должна была приходить на регулярные службы монастырская братия. Здесь возникает поселок монастырского порта. Гавань была хорошо защищена от ветров и имела значительные глубины около берега.

Последние 15 лет своего существования у обители были три раздельных монашеских поселения: монастырские строения «обители Печенской первоначальной» у реки Маны; монастырские строения второго, «нового» монастыря-крепости при церкви Зосимы и Савватия Соловецких, там, где «Трифоново поле», у реки Княжухи; и ближе всего к морю, в районе Трифонова ручья, самые поздние постройки — Успенская церковь и поселок монастырского порта.

Преставился преподобный Трифон 15 декабря 1583 года, 98 лет от роду. Житие донесло до нас его последние поучения: «Не любите мира и яже в мире; сами видите, сколь окаянен мир сей, яко море не верен, мятежен, исполнен пакостьми нечестивых духов, ветрами волнуется губительными, лжами горек, наветами дьявольскими трясется и пенится, греховными вихрями свирепствует, смущает и потопить миролюбцев стремится… Молю вас, помните, душа наша яко странник, недолго пребывает в мертвенном теле, что вменяется в прах, ибо все мы гной и сын человеческий — червь… Туда стремитесь, где несть смерти, ни тьмы, но вечный свет».

Умирая, предсказал старец и разорение обители своей: «Будет на сию обитель тяжкое искушение, и от острия меча умучатся многие, но не ослабевайте, братия, упованием на Бога. Не оставит Он жезла грешных на жребии Своем, ибо силен и паки обновит Свою обитель».

В декабре 1589 года при нападении отряда шведских финнов абсолютное большинство братии явили истинное, идущее даже до смерти послушание своему игумену, запретившему устраивать побоище в церкви. В результате, стоя на коленях, все приняли страшную смерть. По молитвам Трифона они наследовали райские обители, ибо через мученическую кончину Трифон «их Христу чистыми представил». Полная мера понимания этого великого чуда, совершенного в XVI веке Печенгским старцем, раскрылась нам лишь недавно, когда осенью 2003 года, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «братия Печенгского монастыря, убиенная вместе с игуменом Гурием, [была] прославлена в лике преподобномучеников». Их 116 человек.

Восстановление обители соловецкими иноками в конце XIX века

В конце XIX — начале XX в. Мурман, а вместе с ним и Печенгская волость переживают полосу экономического подъема. Особое внимание правительство обращало на Западный Мурман, куда сходилось множество промышленников и где сосредоточилось наибольшее количество колонистов, среди которых преобладали финны и норвежцы. Было решено создать на Западном Мурмане «маяк и оплот русского православия» — экономически крепкий и религиозно влиятельный монастырь, используя религиозно-исторические корни Свято-Троицкого Печенгского монастыря. Тем более, что в местном населении жило почтение к святому покровителю и заступнику Трифону.

В 1881 г. «Комиссия о нуждах Северного края», созданная по инициативе Архангельского губернатора Баранова, признала делом первостепенной важности возобновление Печенгского монастыря, и в 1882 году Святейший Синод одобрил эту инициативу.

Прибытие соловецкой братии

«Братия прибыла к месту подвигов преподобного Трифона благополучно 16 июля 1886 года. Здесь стояла ветхая церковь Сретения Господня, в которой почивают мощи прп. Трифона, построенная в 1707 году, однопрестольная, холодная, без печки. Храм этот стоял на мысе, образуемом впадением реки Маны в реку Печенгу. Площадь, на которой стояла церковь и постройки, составляет квадрат около двух вёрст, образуемый с севера и востока реками Маною и Печенгою, а с юга и запада горами. Это было сплошное болото с сопкообразными горушками, имевшее в некоторых местах трясины до двух сажен глубины. Вот и все, что нашла здесь новоприбывшая братия (11 соловецких монахов, при¬бывших на возобновление Печенгской обители) ... Церковь могла вместить, и то с теснотою, около тридцати человек. Иконы, иконостас — всё требовало немедленного ремонта.

Новые насельники, привыкшие к трудам и подвигам в Соловецкой обители, кое-как приютясь без всяких удобств, принялись за дело: одни очищали место для будущих построек, другие рубили для них в лесу брёвна, иные изготовляли необходимое для жизни; иеромонахи совершали богослужения. <...>

В июле 1887 года братия уже поместилась на жительство в новом недостроенном корпусе. Церковь поправлена насколько возможно, стены внутри обшили тёсом и поставили чугунную печку, вставили в окна новые косяки и рамы. Иконостас был подновлен, святые иконы помыты и поочищены: были сделаны починки и с наружной стороны церкви.

Крайней необходимостью была дорога к месту древнего монастыря. Эту дорогу провели по тропинке, служившей прежде для пешеходов. В этих первоначальных трудах прошло три года. 17 сентября 1890 года, определением Св. Синода настоятелем возобновляемого Трифоно-Печенгского монастыря назначен иеромонах Ионафан, бывший строитель Савватиевского скита, на Соловецком острове; до назначения на должность настоятеля о. Ионафан прожил в Трифоно-Печенгском монастыре один год, для ознакомления с делом и обстановкою.

Св. Синод разрешил восстановление Печенгского монастыря по побережью Печенгской губы, близ устья реки Печенги на месте прежнего нахождения означенного монастыря с тем, чтобы при Сретенской церкви, как месте упокоения основателя Печенгского монастыря преподобного Трифона, был устроен скит сего монастыря.

... Устраиваясь в первые годы, так сказать, вчерне, братия прежде всего была озабочена опасностью падения церкви Сретения Господня, подмываемой водами рек Маны и Печенги. Эта опасность после многих трудов была устранена (1892-1898 гг.). Направив течение реки Маны по другому руслу, а силу течения Печенги в другой берег — берега обеих рек были основательно укреплены; на месте старого русла р. Маны сделана насыпь и благодаря этому получилась около церкви значительная площадь.

После укрепления берегов рек Маны и Печенги братия приступила к постройке нового деревянного придельного храма во имя прпп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и в честь и память Успения Божией Матери. Этот храм построен так, что прежняя церковь Сретения Господня с почивающими в ней мощами прп. Трифона, священноинока Ионы и инока Германа, оставаясь в неприкосновенности, составляет главный придел. Построив храм (1891-1896 гг.), братия внутри заботливо украсила его, а благотворители изобильно снабдили его утварью и ризницею. Над гробницей прп. Трифона поставлена художественной работы серебряная рака, дар архангельской купчихи Е.С. Рыниной. <...>

В пустыни построены:

— Братский корпус, начатый в 1887 г., достроен и отделан в 1890-1891 гг.

— Храм с колокольнею и с помещением ризницы и библиотеки, в 1891-1896 гг.

— Здание для школы и читальни с общежитием для учеников, в 1893-1894 гг.

— Баня и прачечная с помещением для прислуги и сушки белья, в 1893 г.

К чести Соловецкой обители необходимо сказать, что дело возобновления Трифоно-Печенгского монастыря будет одною из светлых страниц ее славной истории. <...> Из Соловецкого монастыря 15.07.1893 г. был привезен колокол на новую церковь. Но особенно ценным даром (в добавление к 4000 пудам груза; для новосозидаемой обители была чудотворная икона прпп. Зосимы и Савватия; икона и святой антиминс были отнесены монахами из Нижнего монастыря в пустынь прп. Трифона. <...> После трехдневных приготовлений 21 июля 1893 г. был освящён придел в честь и память Успения Божией Матери архимандритом Варлаамом Соловецким. <...> В 1896 г. в Трифоно-Печенгский монастырь приезжал настоятель Соловецкой обители архимандрит Иоанникий, которым освящён придел во имя прпп. Зосимы и Савватия.

<...> В прежние годы, когда сообщение с Мурманом совершалось на парусных судах, о посещении церкви Сретения Господня, где ныне монастырь, архангельскими епископами имеется сведение о епископе Александре, бывшем здесь в 1858 году: с учреждением пароходства к Мурманскому берегу, со дня возобновления Трифоно-Печенгского монастыря, там бывали епископы: Никанор в 1893 году и Иоанникий II в 1901 году».

(Трифоно-Печенгский монастырь...— СПб., 1908. С. 39-49, 58-69, 109-122.)

Архимандрит Ионафан (Баранов)

«Архимандрит Ионафан происходил из крестьян дер. Еглы, Боровичского уезда, Новгородской губернии, в мире именовался Иван Бара¬нов; образование получил домашнее и в Соловецком монастыре. По обещанию матери пришел он на жительство в Соловецкий монастырь в 1867 году, в число послушников этого монастыря определен 28 сентября 1871 года, посвящен в стихарь 10 июля 1877 г., пострижен в монашество 10 августа 1880 года, рукоположен в иеродиакона 7 сентября 1880 г., в иеромонаха 24 июня 1882 г... Исполнял должность строителя Савватиевского скита с 30 июня 1882 г. по 12 августа 1889 г. Определен в Трифоно-Печенгский монастырь помощником строителя с 15 августа 1889 г.

Указом Святейшего Синода № 3333 от 17 сентября 1890 г. определен строителем Трифоно-Печенгского монастыря с 1 сентября 1890 г. За особые труды по благоустройству Трифоно-Печенгского монастыря награжден наперсным крестом, по указу той же конторы от 6 июня 1896 г. в Архангельске иеромонах возведен в сан игумена преосвященным Иоанникием, епископом Архангельским и Холмогорским; 14 августа 1896 г. награжден палицею. По определению Св. Синода от 6 мая 1901 г. игумен Ионафан возведен в Архангельске в сан архимандрита преосвященным Иоанникием II, епископом Архангельским и Холмогорским, 20 мая 1901 г. 24 июля 1908 г. Всемилостивейше пожалован орден Св. Владимира 3 степени. Кроме сего имел серебряную медаль на Александровской ленте в память царствования императора Александра III».

(Записки очевидца...— Архангельск. 1916.— С. 133-138.)

Использованные источники:

1. Митрофан (Баданин), игумен. Преподобный Трифон Печенгский. Исторические материалы к написанию Жития. СПб. – Мурманск, 2009. С. 98.

2. Митрофан (Баданин), игумен. Житие прп. Феодорита, просветителя Кольского. СПб., 2006.

3. Печенга. Опыт краеведческой энциклопедии / Авт.-сост. В.А.Мацак. Мурманск, 2005.

Фотографии В. Бурсина, С. Рапенковой, С. Тюкиной
Текст подготовлен С. Рапенковой

Версия для печати