SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Интернет-приложение альманаха «Соловецкое море»

Храм Бориса и Глеба что на Паз-реке

В 58 км от Никеля на левом берегу реки Паз стоит деревянная церковь Бориса и Глеба второй половины XIX в. Российско-норвежская граница проходит по фарватеру реки, и храм стоит на норвежском берегу. Это российский анклав площадью около 1 кв. км.

«До проведения границы в 1826 г. русские усиленно настаивали на том, чтобы район вокруг церкви оставался русским. С норвежской стороны поступило предложение переместить церковь, но русские сочли это невозможным. В результате они сохранили за собой 1 кв. версту территории на западной стороне реки Паз». (Navn langs Pasvikelven. Kirkenes, 1974.)

В марте 2013 г. экспедиционный маршрут Соловецкого морского музея пролегал от Киркенеса до Мурманска. С помощью достаточно короткой цепочки друзей нам удалось увидеть это замечательное место. У поселка Борисоглебский нас ждал офицер погранвойск, чтобы сопроводить до храма. На снегоходе примчались два брата Антон и Михаил Арихи, приехавшие в поселок на каникулы и передавшие нам ключи от церкви. На другой берег переезжали по плотине Борисоглебской ГЭС, которая находится в совместном российско-норвежском пользовании. А далее — нехоженая целина. Небольшая группа паломников приезжает сюда, как правило, на дни памяти свв. Бориса и Глеба. Зимой здесь вообще никого не бывает.

Начало дороги

Граница на плотине

Укатанная
нами дорога

Хотя от плотины до храма меньше километра, дорогу пришлось прокладывать с усилиями: откапывать снегоходы, вытаскивать провалившихся в снег, расчищать дорогу до крыльца. Нам здорово помогли и Антон, и Миша, и пограничник Раиль. Все трудности были возграждены: церковь порадовала светом, чистотой, простотой и силой. В ней не было запустения, — внутреннее пространство заполнено и прошлым, и настоящим.

Чтобы открыть дверь

Внутри

Прп. Трифон

Снег подметаем

С колокольни видны долина реки Паз, старое кладбище, слышен шум падающей воды. Уцелевший колокол со следами от пуль может поведать о многом. А история этого места очень богата на людей и события.

Расстрелянный колокол

Старое кладбище

Вид с севера

 Пазрецкий летний погост. Фото нач. ХХ в.

Испокон веку здесь жили саамы, и на этом месте находился их летний Пазрецкий погост. Летний, потому что пазрецкие лопари в летние месяцы проживали здесь, переселяясь из зимнего лопарского погоста в середине-конце марта или в начале апреля. Саамы считали реку Паз и ее окрестности священными: согласно преданиям именно здесь, у нижнего порога (падуна) реки Паз прп. Трифон Печенгский окрестил саамов-колтта в православие; возле летнего пазрецкого погоста в 1565 г. прп. Трифоном была построена церковь Бориса и Глеба; здесь у пазрецких саамов было одно из лучших мест для ловли семги.

О времени возведения храма свидетельствовал найденный внутри старой церковки крест с надписью: «Крест сей сооружен у церкви в лето 7073 (1565) июля 4 дня на память. А святил церковь сию игумен Иларион при начальнике Трифоне». Известно также, что миссионерская деятельность прп. Трифона среди саамов-колтта Печенги, Нявдемы и Пазреки началась задолго до постройки этой церкви и именно в местах их традиционного проживания.

 Старая Борисоглебская церковь (1565 г.). Фото нач. ХХ в.

«Да на усть Пазы реки церковь страстотерпцов Христовых Бориса и Глеба древяная клетски стоит беспения, а вцеркве образы и книги и ризы монастырское строение. Да у церквы ж монастырских 2 кельи да анбар спогребом да сарай да поварня. Да за монастырем же угодья луки промеж пазрецкими лопари. ...и всего за Печенскими старцы в Пазретцких угодьях промеж лопари полтора лука. А по тем луком Печенские старцы промышляют меж пазрецких лопарей вреках и на тонях рыбною ловлею красные рыбы сёмги и летним местом по речкам и по озеркам ловят белую рыбы да по лесу зверь бьют и птицу ловят». (Книга писцовая Кольского острога и уезда (1608-1611 гг.) // Харузин Н.Н. Русские лопари.)

Сиденснер К.К.: «...Несмотря на бедность миниатюрной церкви, это целый драгоценный музейный отдел по иконографии; тут при простоте, доходящей до скудности, при деревянных паникадилах, крошечного размера, досчатого алтаря, с окнами из слюды вместо стекла, в алтаре... находятся священнические одежды св. Трифона, его Евангелие и крест, церковные книги и много икон весьма добропорядочного письма греческого, из коих некоторые, надо думать, были уже древними в XVI столетии и шли сюда как из Соловков, а следовательно, и из Москвы, так привезены и из Новгорода самим святителем... Этим драгоценным древностям следовало быть либо в московских музеях, в отделе Российских древностей, или вообще в храмах и ризницах, там, где оказалось бы более ценителей этой святыни. Не говоря уже о случайном пожаре, могущем уничтожить все это; с увеличением населения на Мурмане, все может быть незаметно и невозбранно расхищено, тем более, что подобные древние церковные принадлежности и иконы весьма ценятся и очень охотно приобретаются». (Сведения о Мурманском береге, собранные летом 1896 года.-СПб., 1897.)

Здание древней церкви было сожжено, предположительно, в конце 1939 - начале 1940 гг. (называется и 1944 г.). Имеющиеся данные о том, кем и когда совершён этот акт вандализма, требуют уточнения и более веских доказательств.

Но свой неоценимый вклад в историю края, в историю России эта древняя церковь-часовенка, «поставление святителя Трифона», уже внесла. Она стояла на границе двух государств как символ российской государственности, как символ православия и миролюбия, освящённая именами первых святых русской православной церкви — Бориса и Глеба.

Пещера прп. Трифона

«У Пасвик-фьорда (в устье реки Паз), примерно в одном километре к северо-западу от Киркенеса находится пещера в холме, который издавна была местом паломничества. Колтта-саамы всегда обнажали головы, кланялись и крестились, когда проходили мимо этой пещеры. Предание рассказывает, что прп. Трифон жил в этой пещере, когда строил церковь Бориса и Глеба. По более драматической версии этой истории, именно здесь он укрылся от преследования враждебно настроенных колтта-саамов: холм открылся сам, когда он в отчаянии ударил по нему, и в пещере, которая образовалась, он нашел спасение и укрытие.

Б.М. Кейлхау рассказывает о Трифоновской пещере в своем путевом отчете о поездке в Финнмарк в 1827-1828 годах: «Внутри пещеры, ко входу в которую нужно карабкаться несколько локтей вверх, встречаешь сначала груботканный холст, который висит как занавеска, потом само святилище, которое состоит из маленькой иконы с ликом Божьей Матери, со свисающим вниз белым рушником с золотой вышивкой крестом, перед ликом стоят две узких восковых свечи, и на широком подносе лежат 6-7 двухкопеечных монет».

Одна из икон была установлена в алтаре братом царя, во время его посещения пещеры в 1870 году. Утварь в пещере сохранялась до Второй мировой войны. Колтта-саамы рассказывали, что они приносили монеты в пещеру, чтобы получить удачу в охоте и рыбной ловле. Но если ни святой, ни удача не сопутствовали им, случалось, что они забирали монеты обратно по пути домой». (Den østlige piligrimsvei)

Львов Е. (Кочетов Е. Л.): «…Мы снова в открытом море, в обширном многоводном Варангер-фьорде. Из Печенгской губы „Ломоносов" повернул на северо-запад, держась линии берега. Так прошли мы около 70 миль.

Чудный вид представляет Пазо-фьорд! Высокие, окружающие бухту горы полны жизни, покрыты довольно высоким, зеленым лесом, состоящим из сосен и березняка... У самого устья реки выдается красивый гористый мыс. С другой стороны, невдалеке от впадения реки, на норвежском левом берегу — пещера св. Трифона, где во время гонений жил, скрываясь от преследований, святитель. Один из наших спутников посетил эту пещеру лет 5 назад и рассказывал, что в ней стоит киот с иконою и надписью, гласящей, что киот и икона сооружены экипажем шхуны „Полярная звезда" в 1872 г. во время ее пребывания в устье Пазреки. В настоящую минуту вода шла на убыль, и пещера прошла высоко над нашими головами, так что добраться до нее не было бы возможности... Благодаря отливу, наши молодцы с большими усилиями гребли против сильного течения. В воздухе реяли комары такими тучами, что приходилось дышать ими... Сейчас эта проклятая мошкара сплошь покрывала наши лица, лезла в глаза, уши и ноздри... производя общее впечатление приставленных к лицу горчичников. Вдали слышался шум от водопада или падуна, по местному характерному выражению, расположенного за самой церковью; шум этот, как здесь говорят, бывает только при южном ветре, а при норде и норд-осте падун безгласен. Нам приходилось постоянно лавировать, чтобы не наскочить на камни, торчащие из воды и брёвна, спускаемые выше водопада лопарями-дровосеками, и здесь стремительно несшиеся по течению...

Но вот издали доносится благовест и становится все явственнее и громче. У самого берега министра (С. Ю. Витте) приветствовали: священник лет 60 — отец Константин Щеколдин, его жена и группа лопарей и лопарок. Мы пошли по дорожке и тотчас же при повороте очутились пред небольшой, но красивой деревянной церковью, очевидно, сооруженной недавно. Внутри церковь очень проста, но и очень благолепна, в то же время, образа хорошего письма, хороший иконостас, клиросы, хоругви и… в церкви большие, светлые окна и деревянный крашеный пол... Тотчас же начался молебен, а затем о. Константин сказал простое, но очень осмысленное и прочувствованное слово.

При богослужении присутствовали лопари, и лопарь же стоял у свечного ящика; они же были и церковнослужителями и читали по-славянски; лопари же и лопарки очень недурно пели на клиросе». (По Студеному морю. М., 1895.)

«В 1870 году на Русском Севере побывал Великий князь Алексей Александрович с русской эскадрой под командованием вице-адмирала К.Н. Посьета. В состав эскадры входили корвет «Варяг», клипер «Жемчуг», шхуна «Секстан». В древней церкви святых Бориса и Глеба был отслужен молебен. Однако Великий князь был огорчен неблаголепным состоянием церкви, что, по его мнению, роняло престиж Российской империи. Офицеры пожертвовали на новый храм 605 рублей. Позднее Св. Синод выделил на строительство 31 067 рублей.

По инициативе Великого князя в 1871 году началось, а в 1874 году завершилось строительство нового храма во имя святых Бориса и Глеба — рядом со старым». (Храм во имя святых Бориса и Глеба. М., 1999.)

...Святейший Синод выделил на постройку новой церкви Бориса и Глеба 31067 руб. 49 коп. Подряд взял архангельский купец Е.А. Плотников, проект архитектора Васильева. Здание срублено и пригнано в гор. Архангельске, затем его в разобранном виде в течение трех лет перевозили в Пазреку. Фундамент из природного камня, бутовый, на него укладывались толстые массивные брёвна. Общая длина церкви с алтарём, притвором и папертью — 28,8 м, высота в средней части — 8,5 м алтаря и притвора — 4,25 м, колокольни со сторожкою — 4,5 м; паперти — 2,8 м. Крыша крыта была жестью. Великий князь Алексей Александрович пожертвовал храму иконы, четыре перемены священнических облачений и одежд для особо торжественных служб и церемоний. На высоком взгорье, недалеко от церкви построили дом для священника, состоящий из 12 комнат; многочисленная семья батюшки — К.П. Щеколдина выделила 2 комнаты под классы, где доучивались с апреля переселившиеся из зимнего погоста Колосйоки ученики — дети саамов Пазрецкого погоста. Рядом через дорогу соорудили баню, в ряд с домом выстроили гостиницу. Сруб ее был приобретен и привезён из Архангельска в Пазреку на средства С.И. Мамонтова. Заведовала гостиницей на общественных началах дочь К.П. Щеколдина Агния. Новую церковь торжественно освятили 25.08.1874г. Подновили и обшили древнюю церковь Бориса и Глеба, построенную по преданию самим Трифоном Печенгским... Уже в дни болезни К.П. Щеколдина и после его кончины священником церкви Бориса и Глеба и прихода на Пазреке (с 12.01.1916 г.) стал Назарий Алексеевич Синцов, приехавший из Кузомени. Пазрецкой церкви принадлежало 28 десятин сенокосной земли. Среди прихожан было 38 лопарских семей из Пазрецкого и Нявдемского погостов, всего 148 человек, а также 41 хозяйство финнов-лютеран, всего 223 человека. (К. П. Щеколдин и церковь Бориса и Глеба // Сов. Печенга. 30 авг. 1994 г.)

Как жили саамы и чем они занимались?

Из экономической ведомости Пазрецкого погоста. 1785 год.

 Летний Пазрецкий погост. Фото 1902 г.

Ныне состоит их 30 душ мужеска и 34 души женска пола... Живут летом — при морской губе, а зимою близ реки Пазреки в небольших лесах, где имеют и построенные небольшия избы. На море промышляют в удебных судах тройниках рыбу треску, палтосину, пикшуй, сайду и неболшее число сёмги... в реках и озерах ловят неболшие сишки, щуки и окуни, а несколко в реке Пазреке кумжи и харьюсы. Самое малое число из зверей лисиц, горносталев, диких оленей, медведей, волков, белку, напред сего бобров и куниц и выдер, ис птиц же куроптей и тетеревей.

Рыбу на море продают свежею приезжающим к ним на промысел из г.Архангельска и из других мест сторонним людям за полюбовную цену... лисиц же, горносталей, медведей, волков и оленей колским купцам...

Русский язык сами знают, а жены их не знают.

Главы семейств:

1. Матвей Ефимов сын Харлов — 5 оленей.
2. Федор Иванов сын Летов — 15 оленей.
3. Кирило Дмитриев сын Калинин — 8 оленей.
4. Василей Игнатьев сын Лазарев — 15 оленей.
5. Михайло Ефимов сын Харлов — 12 оленей.
6. Афанасей Иванов сын Харлов — 12 оленей.
7. Иван Макаров сын Рожнин — 11 оленей.
8. Василей Михайлов сын Харлов — 5 оленей.
9. Панфил Федоров сын Харлов — 10 оленей.
10. Матвей Алексеев сын Лазарев — 7 оленей.
11. Степан Семенов сын Калинин —5 оленей.

Овец держат малое число, по одной и две, а лутчей и семейной лопарь и по три...

Упражняются зимою в делании лодок и кережек для продажи сторонним людям, в вяске сеток и неводов, в промысле диких оленей.

Весною и летом при море на рыбном тресковом, а при реке семежьем промыслах.

Осенью при ловле в озерах подледными юндами рыб и промыслом белки и диких оленей.

Женщины и девки зимою прядут для сеток и неводов из конопля прядено, секут дрова, шьют канги, вяжут сети и для себя ткут из овечьей шерсти писяги.

Весною и летом при них (мужчинах) на рыбном морском промысле, а осенью тож в чем и лопари упражняются.

В доброй год уловливают и продают трески и протчей рыбы до 500 пудов, а сёмги до 100 пудов; сухой трески и сайды до 600 пудов, а выловленную из реки Пазреки по осени рыбу лохи употребляют в пишу для себя... Волчаков промышляют с Семенова дни... до октября месяца сетми и острогою... Летом промышляют нерпу и зайца неболшими сетми и стрелбою из ружей, и то веема мало...

Оловянной и медной посуды они не имеют, а все вообще как имущие, так и неимущие лопари, имеют толко для варения пищи одне медные котлы...

Сосновую кору запасают с осени. Во первых ее сдерут с сосны ножем, просушив оную, толкут в корытах... и смешавши ту кору с мукою, варят в посты и постные дни в рыбной ухе, а в мясоеды с мясными щами, и вываривают столь густо, как кисель. А хлебов они не пекут, а делают из муки рески... наподобие колоба, без закваски, пресные... (Государственный архив Архангельской обл. Ф. 1. Оп. 2. Д. 127. П. 1 об. - 10 об.)

Так саамы жили. И с ними всю жизнь прожил замечательный священник, настоятель Борисоглебского прихода, миссионер Константин Прокопьевич Щеколдин (1867—1916). Вот как пишет об этом Е. Львов, автор книги «По Студеному морю» (СПб.. 1895.): «Отец Константин известен всем интересующимся Мурманом как просветитель лопарей, 25 лет посвятивший этой деятельности. Он прекрасно знает быт лопарей, их нравы, обычаи и лопарский язык. Благодаря особенно его стараниям и при помощи российского консула в Вардё Д.Н. Островского выстроена для лопарей школа, хорошо обставленная учебными пособиями: в ней с большим успехом обучаются десятки лопарских детей, отчего местные лопари владеют русским языком совершенно свободно.

Отец Константин не ограничивается духовным и наставническим отношением к лопарям: он входит в их жизнь, старается поднять их быт и, как говорят, очень искусно препятствует стремлению норвежских властей тем или иным способом подчинить себе и перетянуть здешних и других пограничных лопарей. Вообще, по словам нашей здешней администрации и знающих Мурман лиц, труды отца Константина (и Печенгского монастыря) ...со временем будут иметь историческое значение. Что же касается самих лопарей, то они считают его отцом, сове¬туются во всём и слушаются беспрекословно».

Супруга священ¬ника, Мария Кузьминична, была единомышленником и добрым помощником во всех его делах: зная диалекты лопарского языка, помогала переводить на него церковные книги. Отцу Константину принадлежит почин просвеще¬ния лопарей путем их обучения, ведь первая школа на Западном Мурмане — это его школа. Им осуществлён перевод на лопарский язык молитв, священно¬исторических рассказов и Святого Евангелия от Матфея, составлен словарь лопарских слов, грамматика и азбука для лопарей.

Проект школы для представителей кочевой культуры может, наверняка, быть и сейчас образцом, достойным подражания.

Базанов А. Г., Казанский Н. Г.: «Любопытный проект школы разработал еще в конце 1880-х годов Пазрецкий священник К. Щеколдин. Свой проект школы он представил в 1887 г. на утверждение Победоносцева, а через год — в епархиальный училищный совет.

В этом проекте Щеколдин указывает, что саамы Пазрекского прихода в течение года меняют четыре места:

1) С января месяца по апрель они живут в зимнем Пазрекском погосте.

2) С апреля до конца мая — на границе Норвегии в районе Борисо-Глебской церкви; здесь, на море, они промышляют рыбу.

3) С мая до 20 июня саамские женщины с детьми перебираются на берег Пазрекского залива и ловят сайду и сёмгу, а мужчины, оставаясь у Борисо-Глебской церкви, продолжают промышлять на море.

4) В начале августа саамы со своими семьями выезжают на реку Паз и озера для промысла рыбы; здесь находятся до октября-ноября. В ноябре-декабре они кочуют со своими стадами по ягельным местам и к январю вновь собираются в зимнем погосте.

Учтя такой образ жизни саамов, Щеколдин решил, что школа в Пазреке должна быть, во-первых, передвижная, работающая в тех местах, где находится население, во-вторых, она должна иметь иную, чем обычно, структуру учебного года. Учебный год, по мысли Щеколдина, должен быть разбит на четыре периода:

Первый период, сентябрь-октябрь, когда школа должна находиться: в сентябре — на озерах Вам и Пыр, в октябре — на озере Чалм.

В этот период он считал целесообразнее всего обучать русской разговорной речи, вести устные занятия по священной истории и учить детей петь.

С конца октября по январь, когда саамы кочуют в разных местах и наступает тёмная пора, лучше всего сделать каникулы. Дети в это время могут кочевать со стадами оленей и обучаться пастьбе их.

С января до апреля школа открывается в погосте Пазрека.

С апреля до конца мая — у Борисо-Глебской церкви. В мае — экзамены, а потом — снова каникулы.

Этот план, однако, не удалось реализовать до конца. В местах рыбного лова, у озёр, не оказалось такого помещения, где можно было бы развернуть занятия... Щеколдин стал проводить школьное обучение в двух только пунктах: зимой — в погосте Пазрека и весной — у Борисо-Глебской церкви на границе Норвегии». (Школа на Крайнем Севере. Л., 1939.)

Похоронен К.П. Щеколдин около Борисоглебской церкви.

В 1920-1940-х годах территория бывшего Пазрецкого погоста вместе со всем Печенгским районом находилась в составе Финляндии. В 1944 году во время военных действий новая церковь Бориса и Глеба сильно пострадала, а более старый деревянный храм сгорел до основания. Храм был восстановлен в 1982-1992 годах, в 1992 году состоялось освящение. Богослужения в Борисоглебском храме проводятся лишь два раза в год, 15 мая и 6 августа; храм труднодоступен для посещения в связи с нахождением на приграничной режимной территории.

За нами Борисоглебская
церковь

У входа в храм

Использованные источники:
1. Печенга. Опыт краеведческой энциклопедии / Авт.-сост. В.А.Мацак. Мурманск, 2005.

Фотографии В. Бурсина, В. Матонина, С. Рапенковой, С. Тюкиной
Текст подготовлен С. Рапенковой

Версия для печати