SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Интернет-приложение альманаха «Соловецкое море»

Лиинахамари

28 марта 2013 г. Наша небольшая экспедиция базируется в гостинице города Заполярный, куда мы въехали свеженькие и разгоряченные через норвежский Киркинес. Проехали жутковатый Никель и добрались до более цивилизованного Заполярного. Поселились в центральной гостинице. Я впервые попала в такой промышленный район. Если не считать детских впечатлений от шахт Донбасса по дороге на юг… Фотографии говорят сами за себя. Впечатления остаются на уровне сердца. Многие здесь проживают всю жизнь. А вокруг — серые, черные цвета, обшарпанные стены и выжженная растительность…

Панорама Никеля

Комбинат

Центральная площадь Никеля

29 марта. С утра наш автопоезд выезжает в Лиинахамари. Каюсь, перед поездкой не успела толком ничего прочитать про место, куда едем, и поэтому сначала только картинки.

При въезде

Лиинахамари, 1977

2013

Без комментариев (БК)

БК

Объявление в магазине

Пустые пятиэтажные дома без стекол в окнах. В полуподвале этих домов размещаются магазины (!). У них гордые названия: «Буревестник» и «Флагман». Буревестник, правда, никуда не летит: дверь взломана, на прилавке серебрится иней. Во «Флагмане» теплится жизнь. От ступенек отколоты куски бетона. У девушки, стоящей за прилавком, вид спокойный и сонный.

— Скажите, пожалуйста, сколько здесь людей живет?

— Не знаю.

— Апельсины свежие?

— Не знаю.

У причалов в заливе

Советская
маркировка
пространства

Памятник
героям-
освободителям

Полуразрушенный памятник советским воинам — освободителям Печенгской земли. Осколки обожженного искромсанного кирпича возле незамерзающего Баренцева моря. Заснеженные вершины сопок покрыты мелколесьем, напоминающим вставшие дыбом волосы на головах великанов.

Залив

Причал

Развалины финского дома (?)

Светит отдохнувшее зимой весеннее солнце. У причала забылись сном два ржавых кораблика.

Чем больше путешествуешь, тем яснее понимаешь масштабы разрухи в современной России.

Краеведческий музей Никеля

Вероника Александровна
Мацак

Исторические материалы, помещенные ниже, взяты из краеведческой энциклопедии «Печенга». Книгу дали нам посмотреть замечательные Ирина и Вадим Негоновы, занимающиеся организацией небольших туристических групп в Никеле. Книга — труд всей жизни хранительницы и организатора краеведческого музея в Никеле Вероники Александровны Мацак. С ней мы познакомились через пару дней. Музей показался оазисом культуры и истории в этой выжженной производством пустыне. История Лиинахамари говорит сама за себя, не нуждаясь в комментариях.

Гавань, 1930-е гг.

Порт, 1940 г.

Немецкая войсковая часть
на марше у монастырского
склада на берегу, 1941 г.

Название Лиинахамари возвращено на современные карты в 1946 г. именно в такой транскрипции (в отличие от Линахамари и Линна-Хамари). Залив, река и озеро имеют, вопреки утверждению некоторых краеведов, более ранние саамские и русские названия.

Русскоязычное название залива Лиинахамари — Отворотный, упоминаемое в писцовых книгах, исчезло из употребления, не зафиксировано на современных картах.

Исходя из значения русскоязычного названия, можно предположить, что оно могло быть дано мореходами, мореплавателями-поморами, отразившими в названии — залив Отворотный — сведения о крутом (от)вороте, колене, образуемом западным берегом Печенгской губы. Информация для мореходов, входящих в Печенгский залив, о том, что именно здесь следует сделать отворот. За этим отворотом находится укрытая от штормов и ветров бухта, удобная для стоянки судов. Возможно, таким же предупреждающим о повороте знаком было название реки Отворотной и озера Отворотного, но уже на тундровых тропах.

Мотивацией называния саамами послужил один из традиционных видов рыбного промысла саамов — ловля лосося (сёмги) в реке, заливе, море с помощью промысловых снастей lin’amra, liineammer.

На берегах залива, в прибрежных водах, в его тонях исстари находились сезонные рыболовецкие угодья саамов Печенгского погоста. На самом берегу залива (у места современного причала) был почитаемый саамами природный камень — сейд, в котором они видели духа-покровителя рыбной ловли и человеческого здоровья.

Название «Линахамари» — финское, наиболее позднее по сравнению с предыдущими. Финское название сохранилось на современных картах и в употреблении, тогда как саамское (как и русское) исчезли. Очевидно, это было связано с утратой традиционного саамского промысла в заливе и со строительством финнами порта в заливе Lin’ammer’luht. Название залива (бухты) перешло в название порта и позднее—в название населённого пункта Лиинахамари. Современное название, нанесённое на карты, является транслитерацией финского названия на русский язык: Лиинахамари.

Населённый пункт Лиинахамари стал формироваться в годы строительства и интенсивного развития порта в бухте Лиинахамари. В долине у небольшого озерка Пеураярви возник посёлок Лиинахамари.

Рыболовецкие места в заливе

Православный крест у сейда,
1937 г.

Монах-рыбак
за работой

Промысловые саамские избушки
на берегу залива, нач. ХХ в.

Еще во времена царской России в Печенгском заливе было более десяти мест добычи сёмги.

На северном берегу залива Лиинахамари, с обеих сторон возле устья текущего с севера ручья (речки) Vortne’jok’ (puro), на песчаных берегах его, была одна из тонь для ловли лосося ставным неводом. Возле нее стояло четыре бревенчатых амбара: Микифора Копытова, Максима Копытова, Ильи Ефремова и Бориса Ефремова. Амбары затем продали финнам К. Хейно и В. Ниеме.

В этих семужьих тонях ловля лосося саамами закончилась во второй половине 1930-х гг. в связи со строительством порта. Дармидон Ефремов рыбачил ставным неводом в Лиинахамари еще в 1920-е гг.

На месте рыбоперерабатывающего завода, у центрального причала в Лиинахамари прежде также была одна рыболовецкая тоня, но рыбную ловлю пришлось прекратить, когда в этом месте после завершения строительства тракта Рованиеми — Лиинахамари (1930 г.) был построен завод и один из причалов.

Монахи ловили сёмгу ярусом в Лиинахамари на берегах, принадлежащих монастырю, вплоть до 1920 г. Монастырь использовал свои владения в Лиинахамари как базу и построил там свой причал и рыбохранилище. В русские времена рыбный улов продавали рыбозакупщикам и часть его — монастырю.

В 1920-1930 гг. продавали почти все Печенгскому (Петсамскому) рыботорговому кооперативу.

Небольшое количество улова продавали Лиинахамарскому отелю (гостинице) и другим мелким покупателям.

Рыбоперерабатывающий завод Нордстрёма был построен финнами на том самом месте, где с глубокой древности в течение веков саамы Печенгского погоста занимались ловлей сёмги ярусом. В непосредственной близости от современного причала находился сейд — покровитель рыболовства, которому саамы-колтта поклонялись. Если улов был хорошим, то они «умащивали» сейд, смазывали его рыбьим жиром, а в случае неудачной рыбалки могли отхлестать. Крестившись, саамы установили восьмиконечный православный крест вблизи сейда и сохранили традицию поклонения перед выходом на рыбную ловлю. Построенная финнами дорога от Рованиеми до Лиинахамари заканчивалась прямо у подножия этого креста.

В заливах рыбачили в определённых местах — тонях. Возле них на скалистых берегах стояло жилище семьи, занятой рыбалкой; обычно это была торфяная избушка. У Печенгского погоста в заливе (в т. ч. в бухте Лиинахамари) в общей собственности было 12 тонь. Они ежегодно закреплялись за конкретной семьёй, также как и все другие внутренние места рыболовства на реках и озёрах. Вопрос о распределении тонь решался на общем собрании погоста. Это было так называемое малое рыболовство.

Финский период (1920-1944 гг.). Строительство порта.

В первое десятилетие после передачи Печенги Финляндии, с 1921 по 1931 гг. для местного рыболовства было построено несколько причалов и хранилищ, например, в Вайда-губе, Малонемецком, Малой и Большой Волоковых губах. Эти причалы не были оборудованы для приёма больших океанских судов. Для этой цели, как самое удобное место для гавани, выбрали бухту Лиинахамари. Колебания уровня воды во время приливов и отливов составляли в среднем 2-3 метра, наибольшее — 4,6 м. Гавань была хорошо укрыта от ветров. Глубина бухты — около 19 м.

Строительство причалов в глубине бухты, где вершины высотой 90-100 м скалистыми уступами круто спускались в воды залива, потребовало специального проектирования. Рейд гавани был слишком глубоким. Первый причал длиной 50 м был построен в 1931г. Он обслуживал Печенгское промысловое рыболовство, товарооборот и туристов. Он опирался на еловые сваи, закупленные в Норвегии. Остальная древесина для строительства приобреталась из государственных лесов в долине реки Паз. Причал был размещён в середине губы, невдалеке поднялись здания конторы порта и таможенный пункт. В том же году была готова Ледовая дорога (шоссе) длиной 531 км. Двумя годами позже построили причал Рыболовецкого акционерного общества Петсамо, главным пользователем которого было государство. В 1933 г. было построено туристическое судно «Jaamery». Оно регулярно с недельным интервалом курсировало в прибрежные поселения Рыбачьего полуострова и в Киркенес. Один раз в месяц осуществлялось пароходное сообщение с норвежскими портами и Гамбургом. Через порт Лиинахамари осуществлялись разнообразные перевозки, в т. ч. с рудника в Колосйоки. Со временем возникла необходимость расширения порта; работы проводились в 1938-1939 гг. и продолжились в 1940 г. За эти годы были построены 2 портовых причала, рыболовецкий причал, нефтехранилище, док. Всего в Лиинахамари было 5 государственных и 2 частных причала общей длиной более 550 м. С началом «зимней» войны работы прекратились, годы расцвета прошли. Число портовых рабочих перед войной возросло до 1000 человек и более.

В связи с развитием области Петсамо и возрастающей эксплуатацией никелевых месторождений в Колосйоки, в 1938-1939 гг. были произведены работы по расширению порта Лиинахамари. Во время «зимней» войны между СССР и Финляндией порт Лиинахамари был занят Красной Армией, а после ее окончания, с 13.04.1940 г. уступлен Финляндии. Сразу же возобновилась активная эксплуатация порта, и уже в начале апреля к причалу его ошвартовались два судна водоизмещением по 8000 тонн.

Очередные работы по расширению порта проводились в мае 1940 г. Осенью уже функционировали 6 причалов общей протяжённостью 430 метров. Из-за приливов высоту причалов увеличили на 5 метров.

Кроме них весной 1941 г. на средства Швеции был построен т. н. «шведский» причал. Зимой 1941 г. было построено 10 бензохранилищ и складских помещений общей площадью 5750 кв. м кроме того, 3000 кв. м навесов для хранения товаров и грузов.

Вдоль ведущей в Лиинахамари дороги было расчищено и осушено 2,5 га болот.

С оккупацией Норвегии Германией в апреле 1940 г. порт Лиинахамари был единственным в Северной Европе нейтральным океанским портом.

Импорт в Петсамо прекратился почти полностью 14.06.1941, когда Англия перестала принимать финляндские суда. Эти меры были следствием прихода на территорию Петсамо фашистских войск. Военное положение было введено 20 июня 1940 г.

Персонал гостиницы, 1938 г.

Семга весом 25 кг, 1930-е гг.

У самого берега бухты находилось здание, где размещался таможенный персонал. Здание сильно пострадало во время «зимней» войны. Справа от дороги в бухту, у ее поворота, находилось построенное в 1932 г. здание отеля (гостиницы). Оно принадлежало финскому Акционерному туристскому обществу. В начале «зимней» войны здание было уничтожено. Но сразу после ее окончания начались восстановительные работы, здание было отстроено вновь. Одновременно проводились работы по расширению Лиинахамарской гавани. У бывшего отеля есть своя история. В книге почётных гостей имелись записи, сделанные известными в то время людьми, деятелями мировой политики, науки, культуры, в т. ч. Столберга, Каллио, Рюти, Маннергейма.

Советское консульство в Петсамо начало свою деятельность с 1940 г., после «зимней» воины. В промежутке между «зимней» и Второй мировой войной (1940-1941 гг.) в здании отеля размещались в одно и то же время консульства СССР, Англии, Швеции и Германии. Эти консульства давали разрешения ни перевозки и осуществляли контроль за наличием необходимых документов. Выполняли и другие, весьма разнообразные функции. Англия претендовала на право контроля за военными грузами из Германии в Финляндию. В каждом консульстве были официальные лица для осуществления контроля. Помимо контроля в самом порту, наблюдатели были рассредоточены на протяжении всей Ледовой дороги. Лиинахамари был ее конечным пунктом, отстоящим от Рованиеми на 531 км. Суда обычно ожидали разгрузки в порту Лиинахамари; затем трудной и долгой дорогой на автомобилях, шедших в автоколоннах, грузы перевозились к месту назначения. В случае неправильного оформления документов грузы могли быть возвращены в порт.

Отсюда, из Лиинахамари, круглый год было свободное сообщение со всеми морями мира. Этот путь был короче и дешевле, чем из портов, расположенных в южной части Финляндии.

Возможности хранения грузов возрастали за счёт использования для этих целей самих судов, ошвартованных в порту, но не разгруженных. В зимнее время суда использовались как склады-хранилища: в январе-феврале 1941 года стоящие в порту Лиинахамари суда имели на своем борту от 30000 до 40000 тонн различных грузов. В марте автоперевозки значительно возросли, увеличилось количество разгрузочной техники. Зимой 1941 года был получен 25-тонный кран.

Кроме Финляндии, в эксплуатации порта были заинтересованы и многие другие страны, в т. ч. Швеция. Между Швецией и Финляндией 28.06.1940 было заключено соглашение о перевозках грузов для Швеции. Первые 100 грузовых автомобилей «Вольво» пришли перед началом Второй мировой войны. Перевозки Швеции в обороте порта Лиинахамари составляли в 1940 г. 90%, а в 1941 г.— только 10%. Швеция оплачивала эксплуатацию дороги, строительство собственного причала, обеспечение сохранности грузов и др. услуги.

Интенсивность использования порта Лиинахамари возросла с марта 1941 г. Автоперевозки из Лиинахамари шли также и через Норвегию. В мае Акционерное общество получило для перевозок 3 автомобиля, через месяц их было уже 230, а в 1941г. — 650. В 1941г. срочно были построены дополнительные семь причалов, общая протяжённость которых составила 530 м. Иногда на рейде порта скапливалось в ожидании разгрузки до 70 судов и 2000 автомашин с грузами из Лиинахамари в Рованиеми.

Рыбоперерабатывающий завод перерабатывал на муку 100-1000 кг сельди и других рыбопродуктов в день.

В годы Великой Отечественной войны в Лиинахамари располагался порт противника и сильные оборонительные сооружения. Также размещался лагерь советских военнопленных. 12 октября 1944 года прямо на причалы порта был высажен морской десант, который в течение суток овладел портом и посёлком и обеспечил проведение наступательной операции на Печенгу.

По соглашению между США, Англией, Францией и СССР 11 февраля 1947 года поселок и порт Лиинахамари вошли в состав Мурманской области как часть Печенгского района.

В послевоенные годы в Лиинахамари размещалась база подводных лодок Северного флота.

Лиинахамари (слова И. Шаферана, музыка Я. Френкеля)

Использованные источники:

1. Печенга. Опыт краеведческой энциклопедии / Авт.-сост. В.А.Мацак. Мурманск, 2005.
2. Интернет-портал «Кольские карты»
3. Архивные фото

Фотографии В. Бурсина, С. Рапенковой, С. Тюкиной
Вводный текст В. Матонина и С. Рапенковой

Версия для печати