Альманах «Соловецкое море». № 10. 2011 г.

Александра Богданова

Братия анзерских скитов во второй половине XIX – начале XX века

После тяжелого для Русской Церкви XVIII столетия, когда государство практически полностью взяло под свой контроль иноческие обители, в XIX веке монашество смогло, наконец, вздохнуть свободнее. Открываются новые монастыри, возобновляются старые, значительно увеличивается число монашествующих1. Например, в Соловецком монастыре в 1826 г. числилось только 45 иноков2, в 1865 г. — уже 231, в 1903 г. — 342, а в 1913 г. — 369 человек братии3. Возрастает число мирян, ищущих духовной опоры в монастырях, увеличивается количество паломников.

При крупных обителях начинают восстанавливаться и основываться новые скиты (до того гонимые государственной властью). В скитах иноки могли найти уединение и всецело предаться молитве — главной и основной монашеской добродетели. Появляются также и хозяйственные скиты, на долю которых возлагается забота о монастырском хозяйстве.

Именно в это время возникли скиты Валаамского и Коневецкого монастырей, Оптиной пустыни, Троице-Сергиевой Лавры. В Соловецкой обители были учреждены такие скиты, как Савватиевский, Спасо-Вознесенский, Муксаломский, а позже, в начале ХХ в. — Кондостровский. При этом на Соловках, в отличие от большинства других монастырей, до интересующей нас эпохи дожили и некоторые скиты, возникшие еще в досинодальный период. Прежде всего тут надо назвать скиты на о-ве Анзер — Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский.

1 Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 2002. С. 18–21; Смолич И.К. Русское монашество, 988–1917. Жизнь и учение старцев. М. , 1999. С. 291.

2 История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря [репринт. изд. 1899 года] М., 2006. С. 142.

3 Марков С.А. Братия Соловецкого монастыря во второй половине XIX – начале XX века. [Исторический факультет ПСТГУ. Дипломная работа. Машинопись.] М. , 2009. С. 42–43.

<далее в формате PDF>

Версия для печати