SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Альманах «Соловецкое море». № 8. 2009 г.

Татьяна Юшманова

Наследование традиции

Я люблю Север всей душой! Уже десять лет с ним связана моя жизнь, любовь, радость. Но и боль, и обида за умирающие деревни, одиноких стариков, не желающих покидать родные дома, за угасающие промыслы и уходящую в небытие самобытную культуру…

В одной песне есть слова: «Если кто полюбит Север, не разлюбит никогда». Почему именно север завладевает душой, а не юг, где отрада телу? Что в нем покоряет навсегда? Почему любовь к нему не может угаснуть, а с течением времени только острее пронизывает все существо? Белое море, такое разное, чайки, камни, деревья, сформированные ветрами, белый мох, величественные леса, удивительно гармоничная архитектура старых деревень, бабушки, — множество милых сердцу образов встает перед глазами. Любое время года ему к лицу.

И я, коренная москвичка, не мыслю без севера ни жизни, ни творческого пути. Еще со студенческих лет во все времена года много путешествовала по России и Северу. А на Соловки впервые приехала в 2000 году и, не имея сил уехать, жила и работала там почти все лето, а после приезжала еще не раз. Это была первая поездка на Белое море, и сразу возникло острое чувство дома, которое всегда появляется у меня на Севере, хотя я, казалось бы, ничем с ним не связана. Мезень, Пинежье, Каргополье, Двина и другие северные реки, Карелия, Кольский полуостров, Приполярье и Заполярье, Сибирь, Байкал, Вологодская, Костромская и Ярославская области, — всего не перечислишь, но от Белого моря никуда не хочется уходить. С мужем, священником Алексеем, который тоже всей душой полюбил Север, я побывала на всех берегах Белого моря, прошла множество поморских деревень, в одной из которых мы купили старый домик и с Божьей помощью восстанавливаем деревянные храмы.

А каких замечательных людей еще можно встретить на его берегах, каких стариков! Поморы — очень русские люди с душой, воспитанной величественной природой и тяжелым трудом. У них есть чему поучиться. Внешняя суровость характера только подчеркивает сердечность. Это качество странным образом присуще даже деревенским собакам. Неприступные и полные достоинства, они любят так горячо и самозабвенно, что расставаться с ними очень тяжело.

Прекрасна северная природа, и именно на Севере произошли у меня самые памятные встречи с дикими животными. К сожалению, обилие зверей вблизи деревень говорит об их вымирании. Это общероссийская беда.

Очень больно, что гибнут некогда крепкие деревни, разрушаются деревянные храмы — гордость России. Нельзя смотреть на это равнодушно. Разве вправе мы мириться с оскудением своей Родины? Надо сохранять, реставрировать, возрождать. Живая нить наследования традиции и есть настоящая ось нации, без которой нам не выстоять. Будем верить, что Север укрепится и возродится, что русские православные люди всегда будут жить по берегам Белого моря, что вновь будут перекликаться колокольным звоном поморские храмы! Ведь возрождается же Соловецкий монастырь. Снова льется молитва Творцу из сердца Белого моря. И мы верим, ибо Бог поругаем не бывает.

Галерея работ Татьяны Юшмановой

Юшманова Татьяна Сергеевна

Родилась в Москве в 1979 г. В 1997 г. с отличием окончила Московский Академический Художественный Лицей при Российской Академии Художеств, а в 2003 г. Российскую Академию Живописи, Ваяния и Зодчества с красным дипломом и похвалой Государственной Аттестационной Комиссии за дипломную картину «Пристань». С 2003 г. член Творческого Союза Художников России. Участвует в выставках в России и за рубежом, иллюстрирует книги, публикуется в различных альбомах и журналах. Вошла в состав альбома «1000 русских художников». Работы художницы находятся в частных коллекциях и галереях России, Англии, США, Дании, Австрии, Германии.

СВЕЖИЙ ВОЗДУХ (Вячеслав Клименков)

В клокочущей буре информационных потоков все труднее сказать что-то новое. В слове «искусство», на первый взгляд, кроется сомнительный корень «искус» (искушение). На самом деле, старославянское «искус» — это проба, познание через чувство.

Что хочет сказать современный художник, часто стремящийся петь громко и на свой лад? И надо ли петь именно так? Так ли поют люди в Храме? Как пели и сто, и тысячу лет назад. Разве может надоесть молитва, которую произносишь каждый день и понимаешь сердцем? Когда в сердце водворяется любовь, мир и покой, то отпадает желание быть оригинальным и стремиться поразить окружающих новизной. Стройный хор поющих хвалу Господу преображает мир во Храм.

На Русском Севере состояние душевного покоя для многих становится особо ярким. Именно этот магнит притягивает тех, кому нет покоя телесного и мало воздуха духовного. Каждый, кто находит свое место в этом пространстве, остается в нем навсегда.

На Соловках контраст между стремительными переменами небесных и морских стихий и вечностью ландшафтов и архитектуры не изумляет пытливый взгляд, но создает равновесие. Светлая печаль для человека, живущего Духом, — состояние почти постоянное, нравственное, осмысленное. Осознание истории, и всеобщей, и личной, как вечного покаяния наполняет значимостью наивный детский восторг созерцателя Божьего мира, «преизобилия плодов земных и благорастворения воздухов».

Для художника-живописца воздух является не только жизненно необходимым химическим элементом, но и своеобразной творческой загадкой. Изобразить его явственность — явственность невидимого, — значит наполнить плоскую картину еще одной гранью, не только физическим, но и духовным объемом, растворить в красках предметного мира знание и историю, личные переживания и отношение к натуре. Все пишут одними и теми же красками, но у иных выходит то «тоска смертная», то театральные декорации, другим же дано передать свежесть и чистоту, легкость, но не легкомыслие.

Таковы работы Татьяны Юшмановой. Они наполнены северным морским воздухом, просты, прохладны и ненадуманны. Имея академическую законченность, строгую форму и логику, достойное мастерство, они не давят многоопытностью и авторской позицией. Разве только могучий кот со взором былинного богатыря выглядит многозначительнее своего хозяина.

Таков и Русский Север. Он свеж, суров и прост. Без ложных чувств и жаркого пафоса. Он способен показать и свою необъятную силу, и тихую нежность, и живую память. Таким его умеет передать Татьяна Юшманова. Ее живопись прозрачна и безыскусна, но таит великую и таинственную мощь русского мира — его Веры, Надежды и Любви.

Версия для печати