SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Альманах «Соловецкое море». № 9. 2010 г.

Морские чудеса преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Описание морских чудес изобилует бытовыми деталями, свидетельствующими о промысловой практике поморов, и представляет собой значительный пласт исторических источников. Рассказы начинаются, как правило, ссылкой на конкретного человека, с которым случилось опасное происшествие на море, окончившееся благополучно благодаря вмешательству преподобных отцов Зосимы, Савватия и Германа. Современным мореплавателям и жителям Поморья хорошо знакомы местные навигационные условия, упоминания о которых мы находим в агиографической литературе: значительные перепады морских глубин, неустойчивая погода, приливы и отливы, изменяющие очертания берегов. Соловецкие святые являются терпящим бедствие людям, пребывающим в «тонком сне», и дают дельные советы: развернуть ладью носом к волне или, оказавшись за бортом, ухватиться руками за сопец (руль). Не все присутствующие на судне местные поморы или богомольцы из дальних мест видят своих спасителей. Молитвы мореплавателей и слезные просьбы о спасении («Кто в море не ходил, тот Бога не маливал») подкрепляются обетами уйти в монастырь или «Богу работать». Обещания потрудиться в обители Зосимы и Савватия приводили на острова тысячи трудников, руками которых воздвигнут монастырь и сотворены знаменитые соловецкие чудеса: каналы, соединяющие озера, Муксаломская дамба, ботанический сад в Макариевской пустыни и многое другое, что сегодня свидетельствует о необыкновенных возможностях человека, помышляющего о спасении души.
Василий Матонин

«Что ли много исчитати чюдес знаменоносных отец, недостанет ми жития моего время, повествующа; звезды небесныя и песок морскии любопрящуся исчести — бывающая от них исчитати есть, елико во отоце, и яже в мори, и иже в примории; не токмо же се, но и на далная места, призываеми, посещают»1.
Соловецкий инок Сергей Шелонин

ЧУДО ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ О НЕКОЕМ ЧЕЛОВЕКЕ НА КУТ ОЗЕРЕ

Монах благоговейный по имени Софроний, пономарь святой обители Соловецкой поведал мне: «Жил земледелец некий в Приморье, на Кут озере. Случилось ему плыть по озеру в малой ладьице со [своим] отроком. Внезапно налетела великая ветреная буря на то озеро. Стал человек тонуть, так как ладьица его опрокинулась и наполнилась водой. [Вместе] с малым сыном своим погрузился он в воду и, призывая святых чудотворцев Зосиму и Савватия Соловецких, мысленно молился [им]. Тут же протянул руку свою и ухватился за край ладьицы. Отдохнув, увидел сына своего, волнами качаемого. [Тогда схватил] его другой рукой. Внезапно прилетел орел, сел на край ладьицы той и, крыльями своими без устали быстро воду из ладьи вычерпывая, опорожнил [ее] и улетел на берег.

Человек же тот малого сына своего [еле] живого посадил в ладьицу и мало-помалу добрался до берега помощью и заступничеством призываемых святых чудотворцев Зосимы и Савватия. и, получив таким [образом] спасение, рассказал всем, живущим тут, о силе и милости святых». И о многих [других] чудесах святых рассказывают [плавающие] по морю и о славном и скором заступничестве в бедах. Недостаточен век человеку, [чтобы] рассказать о преславных тех чудодействах и милостях2.

ИНОЕ ПРЕСЛАВНОЕ ЧУДО ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ

В пучине моря, под парусом, попутным ветром плыли люди. Некий человек, споткнувшись, упал в море. Некому было ему помочь, каждый заботился только о себе. Человек же, о котором рассказываем, потерял надежду на жизнь, [оказавшись] на дне моря, только в мыслях имел святых чудотворцев, скорых помощников в бедах. Не знал он много или мало [прошло] времени, но только слышит, кто-то говорит ему: «Протяни руку свою быстро». Он же, [хотя] и был вне себя, но, однако, рукой своей попытался поискать место [вокруг себя], где можно было бы закрепить руку, но, отчаявшись, не мог уже больше терпеть и дышать. Открыл уста свои и очи и увидел себя над водой, держащимся рукой за то место, где сопец3 прикреплен был. И после этого, придя в себя, ухватился еще крепче. Увидели его пловцы на лодье, из которой он упал, и подобрали его живым, благодарящим своих избавителей, святых чудотворцев Зосиму и Савватия. И удивлялись [все]: сколько времени провел в [морской] пучине, но спасен был молитвами преподобных4.

ИНОЕ ЧУДО ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ

«Я расскажу вам — послушайте мое повествование. И молю вас, верьте. Было [это] в 1538 году, на берегу океана, который зовется Студеным морем, в нем же [находится] селение святых — остров Соловецкий. Многие люди, [живущие] на различных реках, имеют обычай — соль варить. Понадобилось некоему солевару [переправить] црен5 от варниц в дом свой. И послал он за ним работника своего по имени Андрей. «Когда я, — рассказал работник, — положил црен на воду, то решил провести его вблизи берега по морю к тому месту, куда мне было велено. Было же расстояние до места того десять поприщ. Я же, встав на црен, начал мало-помалу вперед двигаться. На щели в црене положил дерн. Доплыл я до места, где камней много, и решил эти камни объехать. Внезапно подул яростный ветер с берега. Я же испугался, к тому же [здесь были] пороги. И я поплыл в пучину моря на црене. Поднялись волны и началась зыбь великая. В мгновение ока я так далеко отплыл, что и берега не [было] видно. Я же, окаянный, начал рыдать и плакать, потеряв надежду в живых остаться. И подумал я: это по моей вине по таким волнам, как по огромным горам, утлый мой црен плавает.

И начал я, как принято у нас, поморян, во всех наших бедах на море и на суше, призывать на помощь чудотворцев соловецких. И я молился, [говоря] так: «О, великие чудотворцы, Зосима и Савватий, покажите милость, избавьте от напрасной смерти». Говорю и молюсь, обеты даю за грехи свои в отчаянии и не думаю в живых остаться. Два дня и две ночи, носимый в [морской] пучине. Изнемог — не евши, не пивши, не спавши, и от великой усталости и [голода] едва дышал. Потом горько вздохнул и сказал: «О, святые чудотворцы Зосима и Савватий, или спасите, или скорее потопите, но сделайте [только] это быстро». Тут точас показалось мне облако, темное и страшное, и [появились] волны сильнее первых волн. От ветра облака того всколыхнулось море. Я же зароптал напрасно и сказал: «О, святые чудотворцы, призвал я вас, а вы мне помощи не оказали». И пошел сильный дождь, и на море [спустилась] тьма и [пал] туман. Я же ни жив, ни мертв. Дерн размыло, я рукавицу на щели положил и встал на нее, но уже не мог ни сидеть, ни стоять. Упал на црен, как мертвый, забылся — не то сплю, не то бодрствую. Только вижу кого-то в образе отца моего, говорящего мне: «Повелеваю тебе — вытащи сей црен на землю». Я же проснулся и вижу берег близ меня, и обрадовался. И от радости не знаю, что делать. И тут тотчас погрузился мой црен [в воду]. Я же встал ногами по шею в воде и вышел [на берег], благодаря всесильного Бога и его угодников, святых чудотворцев Зосиму и Савватия. Узнал же и место то, где пристал, именно туда мне и велено было привезти црен, с того [места], где я погрузился. И когда вода отошла по своему обычаю, я нашел мной црен стоящим на плоском камне. Увидел [это] меня пославший, обрадовался и взял свой црен. Я же пришел в обитель святых [и остался] работать в монастыре до конца жизни моей. Я, описавший это чудо, слышал об этом от того самого Андрея и написал во славу Христу Богу нашему и в память его преподобным угодникам Зосиме и Савватию»6.

ОБ ИНОКЕ ПО ИМЕНИ ВАСИЛИЙ

Жил некий человек, новгородец, боярского рода по имени Василий. Был он очень силен, вел жизнь неразумную, то есть буйную, так как был разбойником. Пришло ему на ум отказаться от этой злой [жизни]. Пришел он в обитель Спасову на Соловки во владения преподобного отца нашего Зосимы, тут постригся, принял монашеский чин и пробыл некоторое время в монастыре том в повиновении. Затем же начал дьявол его тянуть на прежнее: замыслил он бежать из монастыря. По наущению дьявола это злое наваждение [он и] осуществляет. Крадет карбас монастырский [и все], что нашел: книги, одежду и другие вещи, как обычно [бывает] у воров, собирает все [это в карбас]. Когда же настала ночь и братия после трудов отдыхали, Василий не дремал, дожидаясь удобного времени. И, [дождавшись], со всем тем, что было в руках, убежал один по морю, куда ветер дул. Случайно занесло его в Анзеры, остров так называется в области того же монастыря Соловецкого, от монастыря верст пятнадцать. Вдруг сон нестерпимый напал на него. Не может ни грести, ни глаз поднять. Он причаливает к берегу, желая поспать немного. Карбас с вещами оставил он у берега, сам же падает на землю, объятый тяжким сном. И когда он долго спал, являются ему во сне два старца. Один из них, с гневом посмотрев на него, сказал: «Как [смел ты], окаянный, обокрасть меня? Я созидаю, а ты разоряешь!» Вор же во сне, как наяву, начал каяться: «Прости, отче, прости, отче, прости». Старец же отвечал: «Прощение получишь, но сидеть тебе у меня три дня на этом месте, плача». [Так и было]. Проснувшись же, он ничего не [увидел], и не было ни старца, ни карбаса. Он стал плакать, всего лишившись, пока не минуло три дня. И когда проезжали мимо некие купцы с Двины, он позвал их к себе и рассказал им обо всем [происшедшем]. Они же, взяв его в ладью свою, привезли в монастырь.

[В то время], когда рыбаки монастырские ловили рыбу для монастыря за морем на Умба-реке, на расстоянии 500 верст от Соловецкого острова, ловил там рыбу старец по имени Фотий. Когда Фотий спал, отдыхая ночью после рыбной ловли, явились ему во сне два старца. И видит он, как они помолились. Фотий же узнал одного из них, так как был он [сам] пострижеником Зосимы и сказал [ему]: «Будто бы узнаю тебя, [ведь] ты Зосима, отец наш?» Он ответил: «Да, я. Привез вам карбас, который вы ищете, а что в карбасе, все сохраните, пусть ничего не пропадет». Им же в это время нужен был карбас для ловли рыбы. Фотий от сна пробудился, и наяву сон исполнился. Призывает он товарищей своих и рассказывает им об увиденном во сне. Они же, наяву пойдя в море, находят карбас с вещами и ничто из того, что [было положено] в него, не погибло. О чудо, братья! Такое [большое] расстояние пучины морской, столько рыбаков и столько проезжающих мимо по морю и по берегу, а никем не было тронуто положенное в карбас. Видите ли, братья, как заботится об этом месте отец наш, блаженный Зосима. Нам же, видевшим и слышавшим это, подобает со страхом спасать себя, несомненную веру иметь к святым и преподобным и молиться им прилежно. Да избавимся молитвами их от мук вечных и получим блага в будущей [жизни]7.

1 Инок Сергий (Шелонин). Похвальное слово русским преподобным. Подготовка текста О.В. Панченко // Альфа и Омега. Ученые записки общества для распространения Священного Писания в России. М., 2001. № 2 (28). С. 171–173.

2 Памятники книжного искусства. Повесть о Зосиме и Савватии: научно-справочный аппарат. М., 1986. С. 49.

3 Руль.

4 См. сноску 2.

5 Прямоугольный чан для вываривания соли.

6 Памятники книжного искусства... С. 50.

7 Там же. С. 42.

Загляните на выставку «Ранние морские чудеса соловецких святых (конец XV – середина XVII вв.)»

Версия для печати