
Экспедиция в Мезенский край. Апрель 2012 г.
Зимняя экспедиция ТСМ в Мезенский район Архангельской области (Архангельск - Мезень - Долгощелье - Койда - Долгощелье - Мезень - Кимжа - Архангельск). 2-6 апреля 2012 г. Автопоезд: два автомобиля, два снегохода, 7 участников.
На первой фотографии — переправа через Мезень.
Мезень
Храм в Мезени находится сейчас в плачевном состоянии. Вот, как он выглядел в начале ХХ века. Вот, как он выглядит сейчас. Медленно ведутся восстановительные работы. Общине и настоятелю храма, единственному священнику Мезенского района, о. Алексею Жаровову требуется любая помощь. С ним можно связаться через группу "В контакте"
Мезенское кладбище уникально сохранившимися резными крестами. А вот один из самых старых домов в Мезени — дом Личутиных.
Долгощелье
 Долгощелье раскинулось в устье реки Кулой. Из Мезени до него можно добраться по зимнику. Село большое, храм с колокольней не сохранились. Сейчас на месте колокольни поставлен памятный крест. Кулой — в торосах, образующихся из-за приливно-отливных течений. Перепад воды очень высокий, порядка 8 метров.
 Долгощелье — село рыбаков и зверопромышленников. Рыба село кормит до сих пор, а морского зверя уже не промышляют. На послевоенной фотографии долгощёлы стоят около ледокола "Леваневский", на котором и занимались заготовкой морского зверя. Ледокол высаживал зверобоев на льдину, а в конце рабочего дня забирал их вместе с добычей. В Долгощелье традиционно шили лодки. С одним из таких мастеров — Федором Михайловичем Поповым — нам удалось побеседовать. Он и его жена вырастили 11 детей. Сейчас у них 20 внуков и 2 правнука. Анатолий Федорович Шуваев рассказал много интересного про рыболовный промысел, да и корзины он плетет мастерски.
Койда
Из Долгощелья в Койду добираются на снегоходах — больше 60 км по тундре. В распоряжении экспедиции было два снегохода, поэтому в Койду отправились 4 человека (на фотографии они похожи на космонавтов). Попросили одного из местных показать дорогу. Иногда к снегоходу цепляют тележку для грузов или людей. Но ехать в таком прицепе по снежным ухабам — сами понимаете...
 Койда появляется перед глазами внезапно, — глаза привыкают к бесконечной линии горизонта, и вдруг из ничего появляются кресты кладбища и первые дома. Деревья здесь не растут, даже кустарник не часто встретишь. Зато простора, снега и торосов хоть отбавляй.
В Койде есть небольшой музей, где можно узнать много интересного об истории села и колхоза «Освобождение», организованного в 1930 г. Как и везде в поморских селах здесь занимались зверобойным промыслом. Еще была ферма по выращиванию хохлуш (детенышей морских тюленей) до подросткового состояния. Детенышей отлавливали на льдинах и в специальных клетках на вертолетах переправляли в Койду. Старые фотографии в музее рассказывают о разных сторонах жизни койдян. Вот можно полюбоваться, какая в Койде была деревянная мостовая...
В Койде удалось поговорить с Елизаветой Михайловной Малыгиной (первая фотография). Она охотилась на зверя, ловила рыбу, долгое время прожила с мужем-смотрителем на Вороновском маяке, до сих пор летом и зимой ходит на рыбалку.
Кимжа
На берегу Мезени недалеко от Кимжи стоит обетный крест. Еще до войны он был изуродован местными вандалами. Исполнители зверства понесли заслуженную кару. Крест местными жителями был отремонтирован и почитаем до сих пор. Подробный рассказ о Кимже будет опубликован в 11-м выпуске альманаха «Соловецкое море».
 Кимжа прекрасна в любую погоду и время суток. Сохранилась традиционная застройка села. Дома здесь не изуродованы поздними переделками. В центре села стояла удивительная по красоте деревянная Одигитриевская церковь. Было решено ее реставрировать методом переборки. В настоящее время восстановлено полтора десятка нижних венцов. Кимжана с тревогой наблюдают над неспешным процессом реставрации: с утратой храма село потеряло духовную и архитектурную доминанту.
Кимжа стоит на берегу одноименной реки, недалеко от ее впадения в Мезень. Часть домов смотрят «глазом на воду». Сохранились уникальные образцы мезенских крестов, которые ставились прямо рядом с домом. В деревне восстановлена ветряная мельница, и в прошлом сентябре на ней даже смололи ячмень, который вырастили специально. В Кимже есть несколько гостевых домов. В одном из них мы провели сутки, и уезжать из гостеприимного села, честно говоря, не хотелось.
Фотографии Алексея Лаушкина, Светланы Рапенковой, Сергея Лужина, Василия Матонина Версия для печати
|