SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Альманах «Соловецкое море». № 8. 2009 г.

Мария Ворожейкина

Самолет

Пролились дожди, пролетели на юг птицы, облетел и почернел еще вчера багряно-золотой лес, и остров засыпало снегом. Белым-белым, тихо-тихо. Наступила зима. Теперь единственная связь с материком — самолёт. По расписанию летать он должен три раза в неделю, но обычно нет погоды — и самолета не бывает очень долго. Его ждут, ждут, ждут… Два-три раза в день с надеждой ходят или ездят в аэропорт — небольшое деревянное зданьице между взлетной полосой и белой облупившейся часовенкой сразу за поселком. Но самолета всё нет. А снег летит и летит. Не только сверху, он летит со всех сторон и даже снизу. Иногда кажется, что серые и черные тучи, ветер, снег и порожденный ими буран вечны. Они наполняют собой весь мир, и самолета не будет уже никогда в жизни. Но, именно тогда, когда этого меньше всего ждешь, вдруг происходит чудо.

Неизвестно откуда взявшийся косой солнечный луч пробивается сквозь снежную завесу. Пробегает по заборам, спотыкается о стену часовни, через весь поселок долетает до бухты и рассыпается блестками по окнам домов. Тучи уже не черные и серые, а лиловые и персиковые, и из-за них вдруг резанет по глазам пронзительной бирюзой небосвод. А на его фоне, словно театральные декорации райской страны, медленно поплывут бело-золотые пухлые облака. Поселок разом преображается. Колодцы света устремляются на сияющую снегом землю. Медью светятся даже деревянные купола и кресты, а проволочные растяжки дохленьких самодельных антенн похожи на лучшие серебряные струны инструментов симфонического оркестра. Только вдали над торчащими из морской равнины горбушками островов, еще висит нечто устрашающе-свинцовое и видно, как оно изрыгает вниз лавины снегопада.

Есть погода! И это значит, что через час-полтора Остров услышит приближающийся гул моторов. Сначала едва заметный, он будет всё усиливаться, потом станет различим свист винтов. После эти звуки сольются в единый невообразимый грохот почти над самой крышей, заставляя звенеть плохо поставленную в доме посуду. Затем взревет на краю поселка и тут же удовлетворенно и сладостно затихнет. По заснеженным улицам оживленно заснуют УАЗики и снегоходы. Неторопливо, с чувством собственного достоинства, покачивая желтыми боками, поедет «к самолету» музейный ПАЗ.

А еще через час вновь раздастся сначала низкое, басовитое, затем все более высокое жужжание, — словно большой шмель зажужжит на краю леса. Потом поднатужится, звук станет еще выше и громче, еще, еще чуть-чуть!.. И вот уже все небо гудит и звенит этим звуком. Он напоил собою весь воздух, все пространство. И синева неба, и белизна снега будто бы тоже подпевают самолету этим звенящим гулом. И вот уже видно, как он бежит по полосе, да нет, уже не бежит, а летит вровень с крышами домов. Нет, уже выше…

…Когда-нибудь, в самом конце экспедиции, настанет день, — радостный и грустный, долгожданный и все равно внезапный, очень важный день, — когда эта же смешная растопырка с красными крылышками поднимет нас над Островом и унесет далеко-далеко на материк, домой. И уже изнутри услышим мы этот щемящий душу звук и в последний раз увидим через мутное стекло маленького круглого иллюминатора с высоты Остров. Его заснеженный лес, уснувшие озера, мгновенно промелькнувшие, крохотные, беззащитные домики поселка, белую тонкую полоску дамбы и вздыбленную серыми волнами поверхность моря. Но это будет потом. Еще очень и очень не скоро. Даже непонятно когда, а пока… Пока мы стоим и смотрим как плавно, все выше и выше поднимается маленький красный самолет. Вот он прилег на крыло, прощальной петлей огибая Остров. Еще немного и он уже над морем. Еще чуть-чуть и его почти не видно, и звук его теряется в шуме вновь налетевшего ветра. В небе снова смыкается плотная завеса туч. Спектакль окончен.

П. Соловецкий, ноябрь 2006 г.

Ворожейкина Мария Евгеньевна

Археолог. Закончила исторический факультет Московского государственного педагогического университета. Сотрудник отдела охранных раскопок Института археологии РАН.

Версия для печати