SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Альманах «Соловецкое море». № 8. 2009 г.

Владимир Скопин

Савватиевская пустынь на Большом Соловецком острове

На севере Большого Соловецкого острова в тринадцати километрах от монастыря среди первозданных лесов и озер расположено достопримечательное место, связанное с именем прп. Савватия († 1435). Именно там подвижник прожил все свои шесть соловецких лет. Впоследствии этот живописный уголок, освященный его благодатным присутствием и согретый его глубокой верой, стал называться Савватиево.

«И на третий день достигли они [с прп. Германом. — В.С.] острова Соловецкого. Блаженный же Савватий возрадовался радостию великой, ибо не презрел Бог молений его. И вышли они на берег, и поставили шатер свой, и водрузили крест на месте пристанища своего. Было то в лето от Рождества Христова 1429-е. И стали ходить они по острову в поисках удобного места, где бы хижину себе устроить для упокоения. И нашли они подходящее место и стали строить келии для себя на берегу озера, недалеко от моря — на расстоянии примерно одного поприща. Над озером же тем возвышалась гора великая. И завершили келии вскоре благодатью Христовой. И начали преподобные усердно к трудам труды прилагать, теплотою духа объяты бывшее, радуясь, что исполнились их желания сердечные»1. Таково современное житийное изложение истории зарождения иноческой жизни на Соловках. Этому событию предшествовали и в какой-то мере подготавливали его визиты на необитаемый остров поморских рыболовов, с которыми знался и авва Герман († 1483). Первые монахи шли на Соловки по пути, проторенному ими, а самих рыбаков на север Большого Соловецкого острова влекло наличие удобной, защищенной от ветров бухты — Сосновой губы, а также хорошего ориентира — высшей точки Большого Соловецкого острова, которая в монастырское время стала именоваться Секирной горой.

Недалеко от Сосновой губы на берегу расположенного под Секирной горой большого пресноводного озера первые монахи и нашли себе пристанище. После шестилетнего отшельнического подвига прп. Савватия и чудесного изгнания с острова семейства карельского рыбака, приведенного сюда материальными заботами, островная земля пробрела свое истинное предназначение как место проживания святых иноков.

Завершив земные труды и почувствовав приближение смерти, престарелый Савватий в 1435 г. вернулся на материк, где после скорой кончины и был погребен. В 70-е гг. XV в. его мощи были торжественно перенесены в Соловецкий монастырь, пустивший корни за прошедшие десятилетия. В 1566 г. по воле игумена Филиппа останки подвижника были перемещены в специальный придел во имя прпп. Зосимы и Савватия Соловецких новопостроенного каменного Спасо-Преображенского собора и вместе с мощами прп. Зосимы († 1477) окончательно превратились в главную реликвию приполярной обители.

Не было забыто и место пребывания прп. Савватия на севере острова. По соловецкой традиции места подвигов святых монахов-отшельников, искателей истинной веры и уединения, нередко отмечались памятными крестами, которые со временем заменялись часовнями или даже храмами, становившимися центрами возникающих скитов. Таким мемориальным местом постепенно стала и Савватиевская пустынь.

Далеко не все этапы истории пустыни прослеживаются в источниках, особенно ранние. Прп. Зосима, занятый хозяйственными и молитвенными трудами, едва ли думал о мемориализации труднодоступного пристанища своего предшественника, расположенного далеко за непроходимыми лесами и болотами (дорог в то время на острове еще не было). Следует полагать, что утлые строения соловецких первоначальников быстро пришли в ветхость и за несколько десятилетний были поглощены лесной растительностью. Лишь при игумене Филиппе стали возможны осушение местности с помощью системы каналов и прокладка первых дорог в отдаленные части острова. Именно тогда, в середине XVI столетия, у просвещенного игумена мог проявиться интерес и к мемориализации древней пустыни прпп. Савватия и Германа. Однако письменные источники, включая монастырские описи XVI–XVII вв., об этом молчат. Не упоминают о древней пустыни и древние повествования о соловецких пустынножителях допетровского времени.

Самое раннее известие о существовании «Часовни от монастыря в восьми поприщ, иже же жил преп. Савватия чудотворец» обнаружено нами в источнике 1723 г.2 Можно полагать, что поставлена она была еще до разорительного «соловецкого восстания» (1668–1676) с последовавшим за ним экономическим упадком монастыря.

Постепенное восстановление монастырского хозяйства к середине XVIII в. позволило уделить внимание памятному месту. Рукописный «Летописец Соловекий» в записи под 1757 г. указывает: «Тогож года в Савватиевской пустыни [часовня] покрыта и образами снабдена, и крест с распятием поновлен. 1758 года келья зделана новая на каменном фундаменте на двое с сенми и с чуланами, крыта на 4 ската и пристань сделана, где прежде преподобный Савватий до создания монастыря и до пришествия Зосимы на остров з Германом жил в лето 6937 (1429 г.), от монастыря 13 верст»3. Устройство пристани и постановка новой кельи свидетельствует о пребывании в ней монахов и использовании ее и в хозяйственных целях. О таком назначении указывают и записи от 1759 г., свидетельствующие, что «в Савватиеве страдная изба с сенями срублена, и прежняя в Тростянку свезена и поставлена тут же, в Савватиеве дровеник срублен» и что «в Савватиеве при деле рыбного садка» работало 3 человека4. Тогда же было приказано «наряднику» везти «в Савватиеву пустыню кирпича по бледное (?) 200 и покласть в часовню к одной стороне для мощения на будущую весну перед образами мосту»5. Видимо, переделки в пустыне в это время были связаны с масштабной чисткой старых дорог, в том числе к Савватиеву. В рукописной книге определений от 1759 г. читаем: «О выдаче онежаном [работникам, прибывшим с Онежского побережья. — В.С.] за чищение дороги Савватиевской и Реболудской платы, 40 человек онежан с 1 апреля по 1 октября всем по 9 рублей. Чистили: от Исаковского поворота до Савватиевской пустыни — 3 версты с половиною: каменья ворочали, по сторонам лес рубили, который на дороге порос и пагорки чистили 40 дней»6. В 1761 г. соловецкий солдат и каменщик Андрей Умбачев в Савватиевской пустыни в архимандричьей келье печь мазал и белил7. Таким образом, к середине XVIII столетия пустынь приобрела мемориальное и хозяйственное назначение, посещалась настоятелями обители.

Бурные события секуляризации и лишения монастыря почти всех имений на материке (1764 г.) способствовали более последовательному обустройству хозяйственной жизни собственно на островах. Пристальное внимание было обращено в этот период и на Савватиево. Наиболее полное представление о характере пустыни дает документ 1793 г. Из описи видно, что пустынь является обустроенной, снабженной всем необходимым, что свидетельствует о ее возросшей мемориальной значимости. Важнейшее место в ней было отведено часовне, в которой находилось Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом, иконы в иконостасе Богородицы с младенцем Христом, Преображения, свт. Николая, прпп. Зосимы и Савватия. Над правым клиросом имелись образы Рождества Христова и Спаса, над левым — Благовещения, свтт. Филиппа и Николая. Внутри и снаружи над дверями были установлены деисусы в рамах с образами свт. Филиппа. В часовне было предусмотрено специальное место для соловецкого архимандрита, над которым был поставлен образ прпп. Зосимы и Савватия в молении перед Богородицей. На аналое лежали Евангелие и ручной Крест. Перед Распятием висело железное паникадило, а образа освящали жестяные лампады. Перед аналоем стоял крашеный деревянный напольный подсвечник. Часовня была снабжена необходимыми священническими одеждами, книгами, свечами, пятью небольшими колоколами. В прямоугольной в плане часовне было три окончины стеклянные, а в «старинном большом» притворе, освященном слюдяной оконницей, стояли два резных креста. На крыльце висела чугунная плита для оповещения о службах и других событиях.

Второе по значению место в пустыни занимала настоятельская келья, которую украшали образа, ладаница, подсвечник и зеркало; в трех окнах были слюдяные оконницы, а стены и потолки по новой моде оклеены бумажными обоями. При кельях были устроены прихожая, сени и чулан с окнами в слюде, железными решетками и ставнями. Келья отапливалась кирпичной печью. Сколь часто пустынь была местом краткосрочного уединения соловецких архимандритов, неизвестно. Для их обслуживания и поддержания порядка была устроена людская изба с печью и кухней. Отдельно стояла конюшня с сенником8. О внешнем виде пустыни можно судить по плану острова 1800 г. Изображенная на нем часовня обычна для Соловков: прямоугольная в плане, с притвором и крыльцом, завершающаяся крутой четырехскатной кровлей и одной главкой. По сторонам от нее стоят небольшие деревянные жилые здания и амбар. Скромный и архаичный облик зданий, окруженных лесом, напоминает о далеком прошлом, когда здесь трудились первые соловецкие «начальники».

В церковной описи 1828 г. о часовне записано: «От монастыря на северную сторону в 11-ти верстах, во имя преподобного Савватия, при которой состоит келия о двух связях с чуланами и одна келья для рыбных ловлей и сенокосу»9. На мемориальное и хозяйственное назначение пустыни указывает в своем известном сочинении и архимандрит Досифей: «Савватиева пустыня при озере Савватиеве от монастыря к северу в 11 верстах, при ней часовня во имя преп. Савватия чудотворца соловецкого, сооружена в память первоначального пустынного пребывания его на сем месте. Там же находятся келии в двух связях с чуланами, в коих временно живут промышляющие на озерах рыболовы и сенокосцы»10.

Лесная пустынь и в дальнейшем могла бы оставаться скромным напоминанием о первопроходцах, если бы новые подвиги северной обители не заставили вновь пристально вглядеться в древнюю историю острова. Летом 1854 г. ровное течение монастырской жизни было нарушено нападением на святую обитель английских судов и ее героической обороной, опрокинувшей планы захватчиков. Возглавивший оборону архимандрит Александр и его предшественники в последующие годы принялись не только увековечивать память этого знаменательного события, но и обновлять многие мемориальные места архипелага, в том числе и связанные с первыми насельниками. В 1857 г. по инициативе архимандрита Александра на остров «для освидетельствования каменных церквей и других строений монастыря» был приглашен архангельский губернский архитектор Шихларев. Он осмотрел все монастырские и скитские здания и составил по просьбе настоятеля планы для построения церквей на горе Секирной и в соседнем Савватиеве, а также для перестройки и расширения холодной соборной церкви в монастыре в честь прпп. Зосимы и Савватия и некоторых других строений11. С 1858 по 1860 гг. в пустыни продолжалось строительство церкви, освященной в честь Смоленского образа Пресвятой Богородицы. Этот образ, почитаемый широко на Руси, был впервые привезен на Соловки как раз прп. Савватием.

В период возведения храма в отечественной архитектуре возобладала эклектика — поверхностное заимствование и причудливое сочетание черт различных архитектурных стилей: от античного и древнерусского зодчества до классицизма XIX в. Тяга к стилистическим поискам была присуща и Шихлареву. В савватиевской церкви явно прослеживается родство с древнерусскими образцами. Оно обнаруживается и в простом прямоугольном плане основного объема, завершающегося одной шлемовидной главой, и в примыкающей с востока большой полукруглой апсиде, и в шатровой колокольне. По давней традиции все объемы — храм, трапезная и колокольня — были поставлены по одной продольной оси. При этом дух эклектики выдает себя в деталях: несоразмерно мала трапезная или притвор, вместо полукруглых закомар фасады венчают горизонтальные карнизы с декоративными ширинками и классического вида «каплями».

В ходе реализации проекта Шихларева строители внесли ряд изменений, исказивших первоначальный замысел архитектора. Так, были видоизменены обрамления окон фасадов: вместо распространенных на Руси XVII в. боковых колонок и верхних килевидных сандриков окна получили рамки полубарочного полуклассического вида. Потеряли свою граненную разбивку угловые пилястры и венчающие карнизы. Была упрощена «древнерусская» декорация барабана12. В результате отхода от первоначального проекта декор храма стал еще более плоскостен и сух. Исполнителем проекта были провинциальные каменщики, заимствовавшие часть декоративных форм с фасадов храма Филиппа митрополита в самом монастыре. Однако и в такой незрелой компромиссности форм, усугубленной строительным упрощением, все же сохраняется оглядка на древность, на храмы московского княжества того времени, когда прокладывал на Соловки свой путь великий подвижник.

Внешние формы храма, за исключением колокольни, до нашего времени частично сохранились, а частично были восстановлены в последнее время. Не дошедший до нашего времени верх шатровой колокольни может быть восполнен на основании старых фотографий, описания и сохранившегося первоначального проекта, исполненного архитектором Шихларевым.

Интерьер основного объема свободный, перекрытый сомкнутыми сводами, со световой главой. Во время строительства (в отличие от проекта) его фасады были дополнены круглыми окнами второго света.

Подробное описание первоначальных форм храма находим в описи 1866 г.: «Церковь во имя Пресвятыя Богородицы Смоленския. Построена в 1860 году. Отстоит от монастыря в 13 верстах, на северной стороне острова на месте жительства преподобного Савватия, каменная, построена в виде квадрата, на ней кровля на 4 ската, по средине ея одна глава круглая, покрыта листовым железом и окрашены медянкою, на главе крест деревянный, восьмиконечный, окрашен желтою краскою. С восточной стороны олтарь выдается один полукружием, с полукруглой кровлею, а с правой олтарь выдается одним полукружием, с полукруглой кровлею, а с западной притвор ниже церкви на пять аршин, на нем кровля на два ската, покрыта железом и окрашена медянкою. Высота церкви от фундамента до крыши 12, до главы 7, до креста 4 и крест 4 аршина, а всего 27 аршин. Внутри алтарь длиною 7, шириною 9 1/2 аршин, церковь длиною 11, шириною 12 аршин. Притвор длиною 4 1/4 , шириною 3 3/4, паперть длиною 3 1/2, шириною 4 аршина.

Внутри стены оштукатурены, а снаружи обелены известью, без штукатурки. Вход в паперть с западной стороны, в нем двери деревянные глухие, окрашены желтой краской на масле; запираются внутренним замком, над ним в стене с наружной стороны икона Пресвятыя Богородицы Смоленския, длиною 9 вершков в раме деревянной крашеной за стеклом. В паперти на северной стороне для входа на колокольню устроена лестница деревянная, окрашена на масле.

Из паперти в притвор двери деревянныя глухия, окрашены белилами, с внутренним замком, над ними икона Пресвятыя Богородицы Огневидныя длиной 7 вершков, а из притвора в церковь двери таковыя же без замка. В церкви по сторонам выложены из кирпича две печи круглые, которые обложены железом и окрашены масляной краской. Место для настоятеля и клиросы деревянные раскрашены масляными красками.

На южной и северной сторонах, между окнами вставлено по одному гранитному камню дикого цвета длинною 35, шириною 17 вершков, на них высечены подписи о причине построения сего храма … Окон вокруг церкви: под главою в круглом фонаре 4 продолговатых, решеток не имеется, в олтаре на восточной стороне 2, в церкви на южной и северной стороне по два, и притворе и паперти по одному; во всех рамы деревянныя, крашеныя, со стеклами, таковыя же имеются для зимнего времени, и во всех решетки железныя. Полы все настланы деревянныя, олтарь и солеи возвышены на одну ступень в четыре вершка, и окрашены масляной краскою.

Олтарь. Одноэтажный длиною 7, шириною 9 1/2 аршина в нем 1 святой престол деревянный, верхняя доска кипарисная, вышиною 22 1/2, длиною и шириною по 23 вершка на нем… святой антиминс на белом атласе священнодействован 3 мая 1859 года преосвященным Александром епископом Архангельским. Освящен 24 июня 1860 года. Жертвенник из простого дерева вышиною 22, длиною и шириною по 8 вершков, на нем срачица полотняная. На горнем месте иконостас столярной работы с колоннами. Окрашен масляною краскою зеленого цвета, карниз позолочен, а колонны окрашены лаковой краской под мрамор в нем иконы…

Предалтарный иконостас. 1. Иконостас столярной работы, о трех ярусах с колоннами, окрашен масляною краскою зеленого цвета, карнизы вызолочены, а колонны окрашены лаковою краскою, под мрамор. 2. Царские двери шириною 24 вершка, резные из дерева с шестью клеймами, в нем написаны Пресвятыя Богородицы с Архангелом Гавриилом и 4 Евангелиста. Над ним сияние из дерева золоченое. В нижнем ярусе иконы на южной стороне: 3. Спасителя изображен в весь рост длиною 35, шириною 20 вершков , на нем венец серебряный 84 пробы, 4. Дверь шириною 19 вершков, на ней написан Архидиакон Стефан, 5. Два ангела, а вверху Спаситель благословляющий длиною 35, шириною 18 вершков в середине ея вставлена в раме деревянной, вызолоченной червонным золотом за стеклом. 6. Икона Пресвятыя Богородицы Смоленския, длиною 5 1/2 , шириною 4 3/4 вершка, а с полями длиною 9 1/4 , шириною 8 вершков, на полях написаны вверху Святая Троица, по сторонам Апостол Филипп, свят. Николай, прп. Зосима и Савватий, а внизу подпись: „в 1543 году сей образ Пресвятыя Богородицы обретен игуменом Филиппом, а привезен первым на остров Савватием чудотворцем“; на ней вся риза серебряная 84 пробы, золоченая, чеканной работы, с филиграновым белым украшением, венцы убраны бирюзой, стразами и разноцветными стеклами, три звезды такие же; весу с украшением 2 фунта 36 золотников. 7. Святитель Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Филипп Московский длиною 34, шириною 14 1/2 вершка. 8. На северной стороне: Пресвятая Богородица с Предвечным младенцем во весь рост… длиною 35, шириною 20 вершков. 9. Дверь шириною 19 вершков, на ней писан Архидиакон Лаврентий. 10. Прп. Зосимы, Савватия, Германа и Елеазара длиною 35, шириною 18 вершков. 11. Прп. Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Александра Свирского, Трифона Печенгского длиною 3, шриною 26 вершков»13.

Далее перечислены 13 икон различного размера из второго «праздничного» ряда, перемежевывающиеся с образами апостолов. Преимущественно из «праздников» и архангелов состоял и третий ярус иконостаса с таким же количеством икон. Над иконостасом по традиции был установлен деревянный четырехконечный крест с написанным на нем Распятием и предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом. Интерьер освящался медным паникадилом с подсвечниками в три ряда общим весом более 9 пудов, многочисленными подсвечниками и лампадами. На проекте архитектора интерьер храма изображен с одноярусным иконостасом, которого при возведения церкви, видимо, показалось недостаточно.

О не имеющей сейчас завершения колокольне в описи записано: «Каменная, четвероугольная построена над притвором церковным, с четырьмя окнами, или пролетами, в коих помещены колокола, на ней крыша деревянная, с одной главою покрыта листовым железом и окрашена медянкою, внутри под крышею обито тесом и окрашено масляною краскою, в ней четыре окна круглых малых, с рамами деревянными, крашеными со стеклами. Высота колокольни от земли до окон 13 1/2, до крыши 3 1/2, до креста 8 и крест 4 аршина, а всего 29 аршин, в ней 7 колоколов»14. Вес колоколов был различным — от 1 до 20 пудов. В 1900 г. стены внутри церкви были расписаны различными сценами из Писания, сохранившимися фрагментарно15.

В настоящее время сохранилась и одна из гранитных плит, встроенная ранее между окнами основного объема церкви. Ее текст напоминает о прибытии на остров в 1429 г. прпп. Савватия и Германа и их проживании на этом месте в течение 6 лет, а также о том, что «храм построен во славу Пресвятыя Богородицы Одигитрии по обету Архимандрита Александра с братией в 1856 году в вечную благодарность Премилоседному Господу Богу и Царице небесной за избавление обители от нашествия англичан в 1854 году. Преподобного Савватия здесь в благословение икона Божией Матери Одигитрии и крест каменной. До построения сего храма здесь была часовня деревянная…» Деревянная часовня простояла до начала XX в., но ее описания нами обнаружено не было.

Вскоре в 150 саженях от церкви был построен деревянный двухэтажный корпус с кельями для настоятеля и братии, проживавшей здесь в количестве 8 человек для постоянного церковного богослужения — утрени, литургии и вечерни с монастырским правилом. На ручье, соединявшим Большое Савватиевское (иногда также называвшееся Исаковским) озеро с Острочьим была построена типичная для Соловков валунная баня, сохранившаяся до нашего времени. От середины столетия, видимо, дошли и валунные руины конюшни. Большое место на расчищенной от леса территории занимали огороды.

Обустройство пустыни с возведением храма не остановилось. На старой литографии 1870-х гг. и даже более поздней литографии В. Черепанова 1884 г. скит среди лесов и озер еще как бы хранит настроение прошлого, погруженный в тишину и монашескую отрешенность. Однако уже скоро тяга к своеобразной «гигантомании», характерная для последних соловецких десятилетий XIX в., изменит его облик (как и многих уединенных скитов на Большом Соловецком, Анзерском и Большом Муксалмском островах).

Новый братский корпус в Савватиеве, построенный в 1886–1887 гг., являет собой пример «кирпичного стиля». Это неоштукатуренное здание с подчеркнутой кирпичной кладкой является суховатой декорацией, подобно фабричным зданиям этого времени. Но больше всего удивляет большой масштаб этого двухэтажного здания, поставленного на рельефе и потому оказавшегося в основном даже трехэтажным. Унылое однообразие ритма окон разбивают лишь вертикальные пилястры с углубленные нишами, венчающий карниз с эклектичным городком, да скругленные окна и порталы центрального входа. Интерьер спроектирован без архитектурных затей и состоит, за исключением лестничных пролетов, из множества одинаковых комнат-ячеек. Подвальный этаж использовался для хранения продуктов. В первом этаже были братская трапезная, кухня, келарская, кладовые, кельи, во втором — чайная, настоятельские и братские кельи, кладовые и пр. По соловецкому обычаю, связанному с суровыми климатическими условиями, новое громоздкое здание было соединено с храмом, что было практично, но снизило художественные качества церковного здания. Строили корпус мастера из Устюга. Подрядчиком выступал мещанин Сергей Павлович Кушеверский, руководивший с десятником И.В. Полдневым 16-ю каменщиками16. Сохранился проект с фасадами и поэтажными планами братского корпуса и даже церкви, но, к сожалению, без авторской подписи17. На чертеже, в отличие от самого здания, более зауженной выглядит западная часть корпуса, соединенная с колокольней. Есть небольшие отличия и в изображении церкви.

О постройках в скиту в начале XX в. дает представление план 1908 г. На нем видны стоящая неподалеку от храма старая деревянная часовня и еще один новый большой братский двухэтажный деревянный корпус, руины которого сохранились по настоящее время. По-прежнему большое место среди построек занимают огороды. Оригинальной постройкой являлся переходной деревянный мост, ведущий с противоположного берега Савватиевского озера. Мост выходит к торцу жилого каменного корпуса. Видимо, в нем существовали комнаты для поселения приезжих богомольцев.

В советское время, в период Соловецкого лагеря, все здания использовались по новому назначению со всеми вытекающими последствиями. Из новых построек в это время было возведено каменное здание электростанции. В более позднее время, уже после войны, неиспользуемые постройки бывшего скита постепенно разрушались; неоднократно горел каменный братский корпус.

В настоящее время Савватиевский скит восстанавливается и там вновь оживает память о великом подвижнике, положившем начало Соловецкому монастырю.

Скопин Владимир Владимирович

Родился в 1942 г. в Москве. Окончил исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В течение долгого времени работал главным искусствоведом Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства культуры РФ. Заслуженный деятель культуры РФ. Автор многочисленных публикаций о Соловках.

1 Житие преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев. Б/м, 2003. С. 17, 19.

2 РГИА. Ф. 796. Оп. 2. Д. 422. Л. 1453 об. Тут же выясняется, что существовавшие в конце XVI–XVII вв. солеварни на берегу Сосновой губы, примерно в трёх километрах от Савватиева, имели собственную часовню, в которой «монахи и мирские за дальностью монастыря совершали… вечернюю и утреню, и часы».

3 БАН. Арханг. Д. 507. Л. 62 об.

4 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 3547. Л. 4. Д. 3648. Л. 13.

5 Там же. Д. 3686. Л. 11.

6 Там же. Д. 3656. Л. 277.

7 Там же. Оп. 2. Д. 1397. Л. 2 об.

8 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 1962.

9 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5539а. Л. 64.

10 Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836. С. 262.

11 РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 70. Л. 6 об.

12 ГААО. Ф. 29. Оп. 38. Д. 144.

13 РГАДА. Ф. 1183. Оп. 4. Д. 406. Л. 299–235.

14 Там же. Л. 235.

15 ОРМ ГММК. Коллекция ризницы Соловецкого монастыря. Д. 1433. Л. 231.

16 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5608. Л. 187 об. Д. 5609. Л. 307 об.

17 ГААО. Ф. 29. Оп. 38. Д. 144.

Версия для печати