SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Альманах «Соловецкое море». № 8. 2009 г.

Владимир Буров

О дате прибытия Савватия и Германа на Соловки и времени основания монастыря

Прп. Савватий Соловецкий. Шитый покров. ГРМ

Три имени стоят у истоков Соловецкого монастыря: преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Об их жизни мы узнаем исключительно из Жития, созданного в начале ХVI столетия.

Савватий — монах Кирилло-Белозерского, а затем Валаамского монастыря. Герман — монах, проживавший при часовне на р. Выг в местечке Сорока (ныне Беломорск). В поисках уединенного пустынножительства Савватий и Герман отправились на Соловецкий остров и поселились на берегу одного из лесных озер, неподалеку от горы, впоследствии названной Секирной. Здесь они построили келью, водрузили крест и начали свой духовный подвиг. «По некоемъ же време[ни] неколикихъ летъ» Герман отбыл на Онегу по делам, а Савватий, предчувствуя свою смерть, вернулся на материк, где и скончался. Его погребли у часовни на Выг-реке. «По лете же единомъ Савватия» Герман повстречал монаха Зосиму, с которым возвратился на остров. Они выбрали для житья берег моря неподалеку от того места, где впоследствии и был основан ими Соловецкий монастырь. Скончался Зосима, согласно Житию, в лето 6987-е (1478 г.) 17 апреля1.

Житие не содержит точных дат кроме только что названной, а также упоминания 1436 г. в общей хронологической канве зачина: «Бысть въ дни благочестиваго великого князя Василия Васильевича Владимерскаго и Московскаго и всея Русии, и великаго князя Бориса Александровича Тверскаго, и великого князя Феодора Резанскаго Ольговича, в лето 6944-е, бывшу тогда некоему от грекъ митрополиту Фотею, въ Новигради правящу престолъ [архиепископу Еуфимию Брада]тому» 2. Именно это «лето 6944-е» (т.е. 1436 г.) и принято было считать датой основания Соловецкого монастыря Зосимой и Германом в дореволюционной монастырской традиции — начиная с поздних летописцев (кратких летописей) ХVIII в. и заканчивая историческими сочинениями XIX столетия, вышедшими в свет по воле настоятелей Соловецкого монастыря.

Упомянутые летописцы называют еще несколько важных для предыстории монастыря дат: 1429 г., когда Савватий и Герман впервые ступили на Соловецкий остров, 1434 г., когда Герман отправился на материк за провизией, но не смог вернуться из-за плавающих льдов, и 1435 г., когда последовала кончина Савватия.

Все эти даты подвергались сомнению исследователями. Первым их попытался оспорить в конце 1920-х гг. Н.Н. Виноградов, заключенный Соловецкого концлагеря. Он опубликовал заметку в журнале «Соловецкие острова», в которой указал на известный уже нам недостаток Жития как исторического источника: «Житие, излагая последовательно ход событий, не дает ни одной хронологической даты, за исключением года смерти Зосимы». О летописце же ХVIII столетия ученый заметил: «Здесь все события монастырской жизни приурочены к вполне определенным хронологическим датам, но точность их весьма сомнительна. События распределены по годам уже впоследствии, применительно к соображениям составителя летописца, без соответствия с исторической действительностью. Вследствие этого во многих случаях получается неувязка и разнобой в приурочении того или иного факта к хронологической канве. Например, перенесение мощей Савватия в Соловецкий монастырь отнесено к 6979 (1471) г. с указанием: „минувшим ему (Зосиме) во игуменстве 12 лет“. Исходя из этой даты, необходимо прийти к заключению, что Зосима был поставлен в игумены в 1459–1460 г. Но летописец отдельной статьей дает точную дату посвящения в игумены Зосимы 6960 (1451–1452) г. Разница на целых 8 лет… Таким образом, летописец является весьма сомнительным и малозначительным источником для первоначальной истории Соловков». 1429-й год как время появления на Соловках Савватия Н.Н. Виноградовым был отвергнут. Он отметил, что слова «бысть въ дни…» являются лишь введением к Житию Савватия. «Здесь и помину нет о прибытии его на Соловки и об основании монастыря, а отмечается лишь факт пребывания Савватия в этот период времени в Кирилло-Белозерском монастыре». Отсюда был сделан вывод: «Эти данные заставляют отнести прибытие Савватия с Германом на Соловки лет, по крайней мере, на 10 вперед, т.е. к концу тридцатых — началу сороковых годов ХV столетия» 3.

Д.С. Лихачев, отбывавший срок на Соловках одновременно с Н.Н. Виноградовым и, надо полагать, знакомый с его публикацией, приводил практически те же соображения. Исследователь заметил, что год приезда Савватия и Германа на Соловки взят из позднего летописца, где он вычислен на основании разных косвенных и, по-видимому, неверных соображений. В ранних житиях даты приезда нет, но, судя по всему, Савватий прибыл туда позднее. «В Житии Савватия и Зосимы Соловецких, составленном Спиридоном, сказано, что Савватий подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре в 1436 г. при митрополите Фотии и великом князе Василии Васильевиче. В других житиях указано, что Савватий жил в Кирилло-Белозерском монастыре „многая лета“ „во дни“ великого князя Василия Васильевича Московского (даты его правления — 1425–1462), Бориса Александровича Тверского (1425–1461), Федора Ольговича Рязанского (1387–1427), митрополита Фотия (1409–1431), новгородского архиепископа Евфимия Брадатого (1423–1429). Если следовать строгим указаниям дат правления всех этих лиц, то Савватий провел в Кирилло-Белозерском монастыре не „многая лета“, а всего два года (1425–1427), то есть еще при жизни основателя Кирилло-Белозерского монастыря Кирилла, умершего в 1427 г. По-видимому, указание на правителей сделано в Житии Савватия и Зосимы приблизительно. Но даже если принять эти указания за точные и считать, что Савватий покинул Кирилло-Белозерский монастырь в 1427 г., то и тут следует учесть, что, поселившись на Валааме, Савватий пребывал там „не мало“ времени, имел учеников и покинул его „по нескольких летех“, то есть никак не мог прийти на Соловки в 1429 г.». На основании этих размышлений Д.С. Лихачев пришел к мысли, что «наиболее вероятным временем прибытия Савватия на Соловки можно принять 30-е годы ХV в., и то вероятнее — их вторую половину» 4.

Данный вывод принял и М.И. Мильчик5. Сомнение в его правильности высказала Р.П. Дмитриева. В Соловецком летописце ХVIII в. исследовательница обратила внимание на дату смерти Савватия: 27 сентября лета 6943, или, как она пишет, — 1435 г. (на самом деле, тут имел место неправильный пересчет даты: сентябрь указанного лета приходится не на 1435, а на 1434 г., однако само сообщение этого летописца, как будет показано ниже, дано с опозданием на один год). Отсюда Р.П. Дмитриева заключила, что оснований пересматривать традиционную дату прибытия Савватия на Соловки (1429 г.) нет. Если учесть, что Зосима, согласно Житию, поселился на Соловках через год после смерти Савватия, то ничего не меняется и в представлении о времени основания Соловецкого монастыря в 1436 г. Одновременно Р.П. Дмитриева указала на зависимость текста Соловецкого летописца ХVIII в. от Жития и отметила, что все эти даты вычислены, а тексты Жития и летописца, повествующие о начальной истории монастыря, «на самом деле не отражают истинной картины происходивших в этой обители событий» 6.

Положительным результатом дискуссии можно считать обоснованный вывод о том, что все даты появились в результате вычислений при написании поздних летописцев. Вместе с тем, на наш взгляд, нет оснований подвергать сомнению традиционную хронологию первоначальной истории монашества на Соловках. Начнем с того, что конкретная дата смерти Савватия — середина 1430-х гг. — исключает начало его пустынножительства на Соловках в более позднее время, на чем настаивали Н.Н. Виноградов и Д.С. Лихачев. Впервые «лето 6944» как дата оставления Савватием земного мира было отмечено в двух самых ранних редакциях Соловецкого летописца (конец ХVI в.): «Того же лета преставление преподобнаго Саватия, Соловетцкаго монастыря начальника»; «Того же лета преставление препъдобнаго отца нашего Саватия, начяльника Соловецкого монастыря» 7.

Мы также полагаем, что для решения проблемы важно поставить вопрос о двух хронологиях первоначального монашества на Соловках — относительной и абсолютной. Их необходимо совместить для взаимопроверки. Относительной хронологии, излагающей последовательность, сроки событий в Житии, вполне можно доверять, так как в основе ее лежат подлинные записи, сделанные со слов самого прп. Германа — непосредственного участника событий. Надо полагать, что именно он указал, что на Соловках Савватий прожил шесть лет и что через год после его смерти он вернулся на остров вместе с Зосимой. Но тогда летописное сообщение о смерти прп. Савватия в 1435 г. является надежной точкой отсчета для расстановки остальных дат: 1434 г. — отъезд Германа на материк, 1429 г. — начало шестилетнего пребывания на острове Савватия, 1436 г. — восстановление отшельнической жизни на Соловках Зосимой. Примечательно, что 1436-й год как наиболее важный и значимый в истории монастыря указывается в самом начале Жития. Никаких противоречий здесь нет.

Реконструкция абсолютной хронологии событий домонастырской истории на основе относительной появилась еще в Соловецком летописце начала ХVIII в., когда в России шел активный процесс становления исторической науки. По сути Соловецкие летописцы ХVIII столетия явились первыми историческими сочинениями об обители, где реконструировались исторические даты. Их составители восстанавливали неизвестные ранее страницы монастырской истории, в том числе и абсолютные даты, на основе привлекаемых разнообразных письменных свидетельств.

* * *

Однако рассматриваемая нами абсолютная хронология древнейшего соловецкого монашества не первая по счету. К 1617/1618 гг. относится сочинение неизвестного автора «Написание о Соловецкой обители». По жанру это произведение следует отнести к паломнической литературе — свидетельству очевидца, совершившего богомолье в Соловецкий монастырь и записавшего свои впечатления. Автор побывал на Соловках 100 лет спустя после составления первой редакции Жития и почти 130 лет после смерти Германа. Насколько мне известно, именно в путевых заметках 1617/1618 гг. была впервые предложена абсолютная хронология пребывания преподобных Савватия, Германа и Зосимы на Соловецком острове. Данная хронология эпохи позднего Средневековья разительно отличается от хронологии, предложенной в Новое время:

«Преподобный отец наш Саватие поживе на острове Соловецком пустынным житием со аввою старцом Германом лет 15 и преставися ко Господу в вечную жизнь в Сороке реки в лето 6943-го месяца сентебря в 27 день, на память святаго мученика Калистрата и дружины его, тамо же и погребен бысть.

Преподобный отец наш игумен Зосима поживе на острове Соловецком со старцом аввою Германом лет 40, и преставися от жития сего в вечный покой — его же возлюби — в лета 6986-го месяца апреля в 17 день, на память святаго и преподобнаго отца нашего Симеона, иже в Персиде, и преподобнаго отца нашего Акакия Милетинскаго, и погребен бысть доблим Германом и чады своими на острове Соловецком.

Преподобный отец наш Герман поживе на острове Соловецком по преставлении блаженнаго отца нашего игумена Зосимы лет 6 и преставися от жития сего ко Господу в вечный и бесконечный покой в лето 6992-го месяца марта в 22 день, на память святаго священномученика Василия, презвитера Ангирския церкви. И всего жития бысть преподобнаго отца нашего аввы старца Германа со преподобными отцы Зосимою и Саватием на острове Соловецком и особь всех лет 61, и погребен бысть в монастыри Великаго Антония, стоящь на край Волхова реки, именуемый Взвоз» 8.

Принципиальное отличие сведений «Написания» 1617/1618 гг. состоит в том, что срок совместного проживания Савватия и Германа увеличен с шести до пятнадцати лет! В целом выстраивается совершенно иная хронологическая канва первых лет отшельничества на Соловках: до своей смерти в 1484 г. прп. Герман прожил на Соловках в общей сложности 61 год, из которых 15 лет — с Савватием, 40 лет — с Зосимой и 6 лет один после смерти Зосимы. Обобщим сведения для наглядности в таблице.

После простейших вычислений получаем следующий расклад. Приезд Германа на острова с Зосимой произошло за 46 лет до его кончины, т.е. в 1438 г. (вместе они прожили 40 лет, т.е. с 1438 по 1478 гг.). Поскольку смерть Савватия пришлась на 1435 г., то и начало 15-летнего пребывания его с Германом на Соловках должно датироваться 1420 г. Следовательно, после кончины Савватия Герман вернулся на острова с Зосимой только через три года. В Житии же говорится об одном годе. Более длительный перерыв между двумя этапами вполне логично укладывается в повествование Жития, где говорится, что Зосима не сразу отправился с Германом на Соловки. Первый раз он с ним только познакомился, но затем вернулся домой, похоронил умершего отца, препроводил мать в монастырь, раздал имущество и только после этого отправился к Белому морю.

Из относительной и абсолютной хронологии «Написания о Соловецкой обители» 1617/1618 гг. закономерно должны следовать два важнейших вывода: 1) Савватий покинул Валаамский монастырь не в 1429 г., а на 9 лет раньше; 2) дата поселения Зосимы и Германа на Соловках «омолаживается» на два года (1438 г.), а с ней и общепринятая официальная дата основания Соловецкой обители.

Источник своих хронологических сведений автор «Написания» не сообщает. Возникает вопрос, насколько можно доверять такой хронологии и можно ли ее проверить. Оказывается, проверить можно, если мы установим возраст Германа на момент смерти. По версии «Написания» он должен был умереть глубоким старцем, лет под 80, поскольку его первая встреча с Савватием произошла за 65 лет до того. Но даже в таком случае в 1420 г. Герман мог быть только безбородым юношей или отроком. Между тем Житие называет его в момент встречи с Савватием уже монахом.

Окончательный ответ находим в экспертном заключении освидетельствования мощей преподобного Германа, которое провели 3 июля 2004 г. заведующий отделом судебно-медицинской идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ заслуженный врач, доктор медицинских наук, профессор Виктор Николаевич Звягин и научный сотрудник того же отдела, судебно-медицинский эксперт 1 квалификационной категории Нонна Владимировна Нарина. Преподобный Герман умер в возрасте 60–70 лет9. Таким образом, хронология «Написания» 1617/1618 гг. не получила подтверждения.

* * *

Год 1436-й в качестве даты появления на Соловках Зосимы и Германа имеет полное право на существование, но это не историческая дата основания Соловецкого монастыря. Таковую надо возводить ко времени появления на Соловецком острове монашеской общины, нескольких келий, первой церкви и первого игумена: «И начаста древеса сещи и келиа здати начатъ. И посихъ церквицу малу воздвиже, и трапезку малу со стронь церкви присовокупи на месте томъ, иде же видение виде, во имя Господа нашего Исуса Христа святое Преображение. И та же послаше въ Великыи Новъградъ, къ архиепископу Ионы, да въсприимутъ от него благословение и просятъ по святости церковныа антимиса, да игумень просятъ свящати церкви» 10.

Игумен Павел и последующий за ним Феодосий прожили на острове недолго: «Павелъ же игуменъ, владыкою данныи, сеи не могыи понести пустыннаго жительства, немного летъ пребывъ, и отиде въсвоаси. И посемъ инъ игуменъ именемъ Феодосии, и сеи вмале подвизася пустыннымъ подвизаниемъ, и мало летъ пребывъ, и отиде на своа оумышление, яко же въсхоте» 11. Третьим игуменом с благословения новгородского архиепископа Ионы стал преподобный Зосима.

Согласно приведенной выше агиографической версии время первых трех игуменов на Соловках относится к правлению новгородского и псковского архиепископа Ионы. Но Иона возглавлял новгородскую кафедру в 1459–1470 гг. В таком случае и основание Соловецкого монастыря надо относить к самому концу 1450 – началу 1460 гг., т.е. не раньше, чем через 20 лет после приезда на остров Зосимы и Германа. Вместе с тем летописцы ХVIII в. утверждают, что посвящение Зосимы в игумены состоялось в 1452 г. при том же Ионе12. Досифей также относил начало игуменства Зосимы к 1452 г. 13 Однако указанная дата не может быть принята как несоответствующая времени правления Ионы, да и источник ее не известен.

Суммируя все данные, получаем следующую периодизацию предыстории Соловецкого монастыря: 1-й этап — пустынножительство Савватия и Германа: 1429–1435 гг.; 2-й этап — пустынножительство Германа и Зосимы: начиная с 1436 г. и до времени возведения первой церкви при разросшейся братии. Достоверная дата строительства храма неизвестна, а следовательно, неизвестна абсолютная дата окончания этого этапа. Но она в любом случае согласно Житию приходится на первые годы архиепископства Ионы, а это самый конец 1450– начало 1460 гг.

С рубежа 1450–1460 гг. и следует вести отсчет начала истории Соловецкого монастыря. Ни 1429 г., ни 1436 г. не могут считаться юбилейной исторической датой основания Соловецкой обители. Таковым должен быть год возведения на Соловках первой церкви при сложившейся общине монахов. Однако достоверными сведениями о годе ее постройки историки не располагают.

1429 и 1436 годы связаны исключительно с историей первоначального пустынножительства на Соловках. Только в этом значении их и надо рассматривать как юбилейные.

1 Минеева С.В. Рукописная традиция Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких (ХVI–ХVIII вв.). М., 2001. Т. II. Тексты. С. 7–40.

2 Там же. С. 7.

3 Виноградов Н.Н. К истории Соловецкого монастыря. Первое время его существования // Соловецкие острова. 1929. № 3–4. С. 40–44.

4 Лихачев Д.С. Соловки в истории русской культуры // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980. С. 12–13.

5 Мильчик М.И. От ответственного редактора // Описи Соловецкого монастыря ХVI в. СПб., 2003. С. 3.

6 Дмитриева Р.П. Житие Зосимы и Савватия Соловецких в редакции Спиридона-Саввы // Книжные центры Древней Руси ХI–ХVI вв.: Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 226; она же. О раннем периоде истории Соловецкого монастыря в Житиях Зосимы и Савватия и в списках Соловецкого летописца // ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 49. С. 89.

7 Корецкий В.И. Соловецкий летописец конца ХVI в. // Летописи и хроники. 1980 г.. М., 1981. С. 231; Новикова О.Л. О второй редакции так называемого Соловецкого летописца // Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 235.

8 Буров В.А., Охотина-Линд Н.А. Три произведения конца ХVI — начала ХVII в. о Соловецком монастыре // Книжные центры Древней Руси. Книжники и рукописи Соловецкого монастыря. СПб., 2004. С. 166.

9 Протокол освидетельствования мощей преподобных Зосимы, Савватия, Германа, Соловецкой обители первоначальников, Святителя Маркелла, архиепископа Вологодского, и атрибуции костных фрагментов, обнаруженных в 2002–2003 гг. археологической экспедицией Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника при участии Института археологии РАН. 03.07.2004. Соловецкий монастырь // Архив Соловецкого монастыря.

10 Минеева С.В. Рукописная традиция… Т. II. С. 23.

11 Там же. С. 25.

12 Летописец Соловецкого монастыря. М., 1790. С. 9–12.

13 Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Ч. 1. СПб., 1836. С. 53.

Буров Владимир Андронович

Родился в 1948 г. в Москве. Выпускник кафедры археологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник Института археологии РАН.

Версия для печати