|
Информация путешественнику Достопримечательности Историческая справка Летопись Отражения Альманах «Соловецкое море» |
Альманах «Соловецкое море». № 7. 2008 г. Благословение на труды Интервью с Людмилой Евгеньевой, доверенным лицом настоятеля Голгофо-Распятского Анзерского скита игумена Евлогия— Людмила Владимировна, расскажите, как начиналось возрождение монастырской жизни на Анзере? — Конечно, не мне, человеку мирскому, рассуждать о том, как происходило возрождение сокровенной монашеской жизни на Анзере. Могу только рассказать о внешней стороне дела. Остров Анзер со своей знаменитой русской Голгофой и уникальной первозданной природой — место, где издавна селились иноки для уединенной молитвы. Возобновление монашеской жизни здесь особенно важно. Настоятель Голгофо-Распятского Анзерского скита игумен Евлогий (Стручалин) впервые попал на Анзер в 1994 г. Иноческий постриг он принял в Троице-Сергиевой Лавре, там же получил богословское образование. Будучи иеродиаконом, участвовал в воздвижении креста, посвященного Соловецким новомученикам, на холме рядом с Голгофой. Ежегодно, начиная с 1991 г., на престольный праздник в Свято-Троицком скиту братия Соловецкого монастыря совершала богослужения. Время от времени службы происходили и на Голгофе. Традиция эта сохраняется. В 1999 г., испросив на то благословение священноначалия, иеромонах Евлогий прибыл на Анзер. Первую службу в храме Воскресения Христова совершил в том же году на праздник Успения Пресвятой Богородицы. В 2000 г. вышел указ Святейшего Патриарха о назначении его скитоначальником Голгофо-Распятского скита. Возрождение монастыря, скита, храма начинается с молитвенного подвига на этом месте. Так и восстановление Голгофо-Распятского скита началось не с кирпичей и реставрации зданий, а с иноческой жизни по старому скитскому уставу. С возрождением духовной жизни началось и постепенное восстановление храмов и других сооружений скита. Реставрация всех памятников на острове ведется по благословению о. Евлогия. Не случайно скитоначальник назывался строителем скита, — все строительные и хозяйственные вопросы решаются прежде всего им. — Когда Вы первый раз попали на Анзер и как начали участвовать в жизни скита? Людмила Евгеньева и лошадка Осень. Фото В.Близнюка. 2007 г. — На Анзер я впервые попала в 1998 г., а в 1999 г. наместник Соловецкого монастыря архимандрит Иосиф благословил меня там потрудиться. С иеромонахом Евлогием мы впервые встретились в том же 1999 г. на Анзере. В 2002 г. по представлению о. Евлогия распоряжением Святейшего Патриарха была назначена главным бухгалтером Голгофо-Распятского скита. На это послушание прежде было получено благословение моего духовного отца протоиерея Георгия Бреева, поддерживающего меня молитвой и мудрыми советами. Бесконечно благодарю Господа за возможность участвовать в возрождении анзерских святынь. С Соловками меня связывает, наверное, и тот факт, что родилась я в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких — 21 августа. — Каким Вы увидели Анзер в свою первую поездку в 1998 г. и каков он для Вас сейчас? — Мне кажется, любой православный человек не может безучастно смотреть на разрушенные храмы. Но это были не безжизненные руины. Чувствовалось, что можно еще что-то сделать для их восстановления. У меня тогда и в мыслях не было, что буду заниматься анзерским хозяйством. Теперь, когда многое отреставрировано и благоустроено, мы сами с интересом разглядываем старые анзерские снимки. Без них уже не вспомнить, как всё это выглядело раньше. Сергей Мишуков из бригады А.Устинова. Покрытие лемехом глав храма Распятия Господня. 2005 г. — На каких условиях Анзер и его памятники были возвращены Русской Православной Церкви? — Это памятники федерального значения, внесенные в списки ЮНЕСКО. Они переданы Соловецкому монастырю в безвозмездное пользование. Земля в границах острова передана Голгофо-Распятскому скиту на сорок девять лет. — В последние годы на Анзере обретены мощи преподобного Елеазара, преподобного Иова и священномученика Петра (Зверева). Вы ощущаете в повседневной анзерской жизни последствия этих событий? — По благословению архимандрита Иосифа, под руководством игумена Дамаскина (Орловского), при участии соловецкой братии и различных специалистов были обретены мощи священномученика Петра, архиепископа Воронежского (1999), преподобного Иова Голгофского (2000), частицы мощей преподобного Елеазара Анзерского (2003). Мы видим, что святые своими молитвами помогают нам. Существование скита на далеком пустынном острове, строительство на высокой горе благолепного храма невозможно без помощи Божией. Божия Матерь не один раз являлась Преподобным на Анзере, обещая иметь попечение об этом святом месте. В основном, это события устроительного характера. Но есть и другие случаи. Как-то приезжал к нам по обету раб Божий Вадим с Украины. Восемь лет у них с женой не было детей. Трудился во славу Божию весь сезон, молился преподобному Елеазару. После этого паломничества Бог дал им младенца. Назвали его Елеазаром. В Голгофо-Распятском скиту каждый день начинается и заканчивается молитвой преподобному Иову. — Есть два подхода к сохранению наследия. Первый — это реставрация как внешнего, так и внутреннего облика, и второй, современный, называемый «реставрация с приспособлением». При втором делается попытка сохранить лишь внешний облик, используя новейшие технологии. Бригада Устинова. Часовня Кирилла Новоезерского в Кирилловской губе. 2006 г. — Безусловно, скит под водительством о. Евлогия отдает предпочтение первому подходу. Наши принципы — качество, вдумчивость, бережность, кропотливость. Подлинная реставрация, да еще в тяжелых условиях (или, как говорят специалисты, в агрессивной среде) островной жизни Беломорья возможна лишь посредством испытанных веками материалов и приемов. Но и этого недостаточно. Даже в официальных документах по передаче памятников везде предписано «использовать по назначению», что совершенно необходимо для памятников духовной культуры; они должны жить полноценной церковной жизнью. К примеру, ныне возвращено изначальное предназначение церкви Воскресения Христова на Анзере, печально известной в связи со страшным периодом существования СЛОНа. Она находится на попечении монахов. Поддерживается необходимый режим содержания; предстоит серьезная научная реставрация. Постоянные богослужения вернули к жизни пришедшее в полный упадок здание. Стараниями монахов церковь наполнилась прекрасным иконами и новым иконостасом, в ней бережно хранятся мощи основателя скита, к которым стремятся паломники со всей России и из-за рубежа. — Что удалось сделать к настоящему времени? Сергей Исаев и Сергей Ширшов. Вычинка валунной кладки в основании храма Распятия Господня. Фото В.Близнюка. 2007 г. — За эти годы были отреставрированы и воссозданы следующие сооружения: храм Распятия Господня в Голгофо-Распятском скиту, Поваренный (южный) братский корпус, Покровская, Елеазаровская, Кирилловская часовни, в нынешнем году предполагается установка Знаменской часовни над ручьем в Троицком скиту. Часовни воссозданы по старинным литографиям Черепанова, монастырским и лагерным описям на сохранившихся фундаментах, так же как изба на Капорском озере. По Троицкой часовне на спасательной станции и часовне Божией Матери Всех Скорбящих Радосте на Кеньге, как и по остальным, уже восстановленным, были составлены предварительные заключения археологов. Сейчас готовится проект восстановления Скорбященской часовни на Кеньге. Каменщик-штукатур Алексей Шлыков и Тигран Асатрян. Свято-Троицкий скит. 2006 г. Расширяются работы в Троицком скиту. На храме Св. Троицы в прошлом сезоне вычинили все разрушенные углы и укрепили кокошники, готовые обрушиться в любой момент. В братском корпусе по особому проекту укрепили стены металлическими тяжами. Надеемся, что в 2008 г. с Божией помощью появится возможность заняться сводом и кровлей храма, вычинкой кладки стен братского корпуса. Немало работ проведено и на остальных монастырских постройках Анзера. — Какова последовательность реставрационных работ, как удается организовать их производство в таком труднодоступном месте, как Анзер? Как часто приходится решать вопросы на «большой земле»? — Доставлять и людей, и строительные материалы, да и продукты на Анзер еще сложнее, чем на Большой Соловецкий остров, но с помощью Божией работы ведутся. Мы стараемся придерживаться классической реставрационной схемы. Сначала проводятся археологические и инженерные обследования объекта. Затем в соответствии с выводами и рекомендациями специалистов составляется проект реставрации или воссоздания памятника. Выражаем признательность археологу Владимиру Андроновичу Бурову, который, несмотря на большую занятость, провел на Анзере ряд исследований. Важные рекомендации для работ на горе Голгофа оставила известный археолог Елена Леонидовна Хворостова, также посетившая Голгофо-Распятский скит. Собирая материалы для будущего воссоздания того или иного памятника, мы часто обращаемся за консультациями к Владимиру Васильевичу Сошину, главному архитектору проектов Центральных научных реставрационных производственных мастерских (ЦНРПМ), руководителю научно-исследовательского и проектно-производственного кооператива «Палата». В процессе подготовки проектов используются всевозможные архивные данные как монастырского, так и лагерного периода. В этом отношении неоценима помощь Антонины Алексеевны Сошиной, сотрудника церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря. Строительный сезон на Анзере длится с мая по октябрь, большую часть этого времени я провожу там, уезжая периодически в Москву на одну-две недели. Зимой, в основном, занимаюсь делами в Москве, в частности, ищу специалистов и организации для выполнения проектных, реставрационных, иконописных работ, заключаю с ними договора, а также изыскиваю средства на проведение этих работ. — Какие еще специалисты участвуют в восстановлении анзерских святынь, и какие исследования для этого проводились? — Таких специалистов немало, и всем им хочется выразить искреннюю благодарность. Среди них москвичи — архитекторы, работающие с деревянными постройками Игорь Николаевич Шургин и Вероника Овчинникова; иконописец и архитектор Андрей Алексеев. Участие в работах по каменным сооружениям (кроме В.В. Сошина) принимали также архитекторы Владимир Игнатьевич Якубени из ЦНРПМ, Николай Николаевич Смирнов. Основную часть работ по храму Распятия и поваренному корпусу вел инженер-конструктор Борис Михайлович Полосухин, в прошлом сотрудник ЦНРПМ. Противоаварийные работы в Троицком скиту выполнены под надзором инженера-конструктора Ивана Георгиевича Стрельбицкого. Инженер-геолог, доктор геолого-минералогических наук Сергей Николаевич Чернышев был первым из специалистов, приглашенных на Анзер. В ученой среде бытовало мнение, что геологические процессы на горе Голгофа продолжаются, и что широкие (более 10 см) трещины в стенах храма и поваренного корпуса — следствие их, и потому восстановление храма Распятия невозможно. Сергей Николаевич после проведенных исследований сделал вывод, что «холм в целом устойчив; имеются лишь медленные поверхностные подвижки грунта в пределах зоны промерзания. Фундамент храма стоит на неподвижном грунте». Отвечает за качество штукатурных и малярных работ в храме Распятия Господня известный инженер-технолог Ирина Анатольевна Кулешова. До Ирины Анатольевны эти обязанности выполняла Елена Константиновна Куцева. Она изучила архивные материалы, провела ряд лабораторных исследований и обнаружила, что ранее в островных сооружениях употреблялась гидравлическая известь, а это весьма важно именно в условиях соловецкого климата. Теперь в штукатурных и обмазочных работах мы используем составы именно с такой известью. Невозможно было обойтись и без специалистов по вентиляционным системам и микроклимату. От них мы получили немало ценнейших разработок. В храме Распятия Господня ведется непрерывное наблюдение за состоянием атмосферы, в особом журнале записываются влажность и температура воздуха. Процесс осушения храма, простоявшего много лет без крыши, идет весьма быстро и успешно, поскольку используются все способы удаления влаги из помещения. Проект отопительных систем выполнила инженер Нина Сергеевна Краснощекова из ЦНРПМ. Художник-реставратор Юрий Михайлович Егоров из Москвы исследовал оставшиеся фрагменты росписи храма на Голгофе и лагерные надписи, выясняя возможность их сохранения. Им же был снят и законсервирован фрагмент штукатурки с лагерной надписью из восточного братского корпуса. Мы бережно относимся ко всем историческим свидетельствам, которые обнаруживаются в ходе реставрации. Сохранили лагерные двери из подколоколенных и других помещений, собираем экспонаты для церковно-археологического кабинета. Замечательный искусствовед, историк Владимир Владимирович Скопин составил по нашей просьбе историческую справку по Анзеру. Идентификацией святых мощей священномученика архиепископа Петра (Зверева) и преподобного Иова занимался один из лучших специалистов в этой области профессор судебной медицины Виктор Николаевич Звягин. Обретение мощей предваряли изыскания соловецкого отряда МАКЭ под руководством В.П. Столярова. Руководитель кресторезной мастерской при Соловецком монастыре Георгий Кожокарь, который много и плодотворно трудится над восстановлением традиции воздвижения поклонных крестов не только на Соловках, но и по всей России, изготовил и воздвиг два поклонных креста на Анзере. Иконостас для храмов Голгофо-Распятского скита писали мастера под руководством Никиты Нужного из Москвы. В своих работах они ориентируются на икописных мастеров Оружейной палаты, что близко по технике и манере исполнения времени сооружения храмов. Часть икон для храма Воскресения Христова писала иконописец Людмила Сергунькина. Проекты иконостасов готовили на основании монастырских описей. В решении помочь скиту и совершить непростое путешествие на архипелаг практически всеми упомянутыми мною людьми двигало прежде всего благоговение перед соловецкими святынями, понимание того, какое место занимают Соловки в русской истории и культуре. Необходимо сказать о сотрудниках и руководстве Соловецкого музея-заповедника, в непростое советское время по возможности сохранявших монастырское наследие: храмы и монастырские постройки, иконы, утварь, кованые изделия, уцелевшее церковное облачение и даже антиминсы. В процессе восстановительных скитских работ музей неизменно откликался на наши просьбы подобрать необходимую документацию и сведения, помогал с морскими перевозками. Всем названным мною и многим другим людям, здесь не упомянутым, в том числе и жителям поселка, выражаем благодарность и признательность. — Кто воплощает проекты и рекомендации специалистов? Чьими руками ведутся работы на Анзере? — Продолжая старые монастырские традиции, скит старается обойтись силами жителей Архангельской области и Карелии. В последние годы на Анзере сложилась постоянная бригада. К примеру, житель Кеми Сергей Исаев уже пять лет занимается устройством и вычинкой подпорных валунных стен и оснований, применяя технологию мощения «диким» камнем. Иногда использует валуны до нескольких сот килограммов. Камни определенной формы предварительно отбираются на берегу моря, затем не без труда доставляются на Голгофу. Для подъема крупных валунов на стену Сергей смастерил из бревен передвижную туру с подъемником. На нижних ярусах работают ломами. Один из «старейшин» среди анзерских рабочих — талантливый резчик Владимир Хрин, архангелогородец. Он изготовил несколько поклонных крестов для Анзера и небольшие кипарисовые по образу и подобию старинных монастырских. Один из лучших штукатуров — Евгений Богданов. В свое время скит предложил нескольким способным разнорабочим пройти курс обучения в строительном училище Архангельска. Ребята согласились, мы оплатили их учебу. Теперь они штукатуры и маляры хорошего уровня, Евгений — из их числа. Приглашаем мы и людей издалека. Так, уже шесть лет трудится у нас бригада плотников Андрея Устинова из Вышнего Волочка. В работе они следуют старым технологиям, их топоры и другие инструменты выкованы по особым старинным образцам. Они построили избу для отца Евлогия, срубили часовню на месте обретения мощей архиепископа Петра (Зверева), воссоздали Елеазаровскую и Кирилловскую часовни, поставили избу на Капорском озере, изготовили надкладезную сень над источником преподобного Елеазара, немало поклонных крестов, беседки и многое другое. Обычно мастера приезжают по четыре–пять человек. Зимой готовят срубы и детали в Вышнем Волочке или Кеми, а на Анзере занимаются только сборкой, — слишком короток рабочий сезон. В настоящее время плотники заканчивают сруб Знаменской часовни над ручьем для Троицкого скита. Главка уже готова. Главы храма Распятия Господня, покрытые лемехом, — тоже дело их рук. При этом бригада использует первоклассный материал: лемех делают из осины, срубы — из сосны. В свое время архитектор Владимир Игнатьевич Якубени рекомендовал нам замечательных каменщиков из Армении во главе с бригадиром Тиграном Асатряном. Это потомственный каменотес, виртуоз своего дела. Состояние храма Распятия Господня и южного корпуса на Голгофе было таково, что часть экспертов считала их восстановление невозможным, часть — опасным. Тигран — единственный, кто взялся за эти сложные объекты. Качество работы его бригады высоко оценивают самые строгие специалисты. В последние годы производителем работ на Анзере является московская реставрационная фирма «ВМВ», руководит которой Вячеслав Михайлович Веденеев. — Как на острове удается решать бытовые вопросы? — Конечно, непросто, но мы стараемся по возможности благоустроить быт как монашествующих, так и рабочих. Выстроены баня, три здания для проживания рабочих, в том числе двухэтажное со столовой. Собирается библиотека, немало аудио- и видеокассет, есть даже принадлежности для занятий спортом. Сейчас уже трудно представить рабочий сезон на Анзере без мастерства и гостеприимства Дмитрия Кучина из Архангельской области, потомственного кулинара. Примечательно, что его прадед владел постоялым двором в Архангельской губернии, после революции был сослан на Соловки, где, по-видимому, и погиб. С теми, кто приезжает работать на остров впервые, мы обязательно проводим беседу о том, в каком святом месте они будут трудиться, какие правила нужно соблюдать в лесу. Едут наши труженики на Анзер отнюдь не только ради заработка. Они бывают на службах, причащаются Святых Христовых Таин. Некоторые из тех, кто прежде был далек от веры и Церкви, принимают крещение в Голгофском озере. — Проводились ли на Анзере исследования и работы, выходящие за рамки реставрационных? Владимир Лагута, член Издательского Совета Соловецкого монастыря, фотохудожник. 2007 г. — Поскольку территория острова находится в пользовании скита, мы берем на себя обязательства и по сохранению природного наследия. Мне, биологу по образованию, эти вопросы особенно близки. На острове постоянно работают специалисты в самых разных областях. Приезжали зоологи из Петрозаводского университета для наблюдения за популяцией оленей. На Анзере было чрезмерно большое стадо (более 100 голов вместо допустимых 20) и необходимо было принимать меры по сохранению тундрового покрова. Но в одну из морозных зим олени сами ушли с острова по льду. Сейчас их на Анзере нет. Из Петрозаводска по нашему приглашению приезжал болотовед. В начале реставрационных работ дороги на Анзере почти отсутствовали, и временами было непонятно, в каком направлении может передвигаться транспорт, чтобы не завязнуть в болоте. Сейчас ремонт дорог мы осуществляем по проекту, подготовленному специалистами из Архангельского института мелиорации под руководством доктора сельскохозяйственных наук Анатолия Михайловича Тараканова. Некоторые из анзерских дорог внесены в список памятников культурного наследия острова. Проект их благоустройства мы заказывали с учетом рекомендаций Леонида Ивановича Проурзина, главы Соловецкого лесхоза, ныне — инспектора Соловецкого лесничества. В соответствии с ним ведутся работы, называвшиеся раньше ломовыми: восстанавливается водоотвод, производится отсыпка дорожного полотна. От Капорской губы проложено более 100 метров лежнёвки. Для изучения возможностей разведения рыбы в анзерских озерах рыбовод из Петрозаводска, сотрудник ГосНИОРХ Владимир Герасимович Михайленко изучал химический состав воды в водоемах. Проект благоустройства Голгофо-Распятского скита выполнен известным специалистом по ландшафтам, сотрудником ЦНРПМ Надеждой Дмитриевной Лоренцсон при участии дендролога Людмилы Ермолаевны Жидковой, много сделавшей для ботанического сада на Большом Соловецком острове. Специалист Института природного наследия им. Д.С. Лихачева Юрий Семенович Захаров обследовал анзерские каналы, решая проблему снабжения Троицкого скита пресной водой. Архангельская государственная лесоустроительная экспедиция ФГУП «Севлеспроект» по нашему заказу выполнила проект освоения лесов участка лесного фонда, переданного Голгофо-Распятскому скиту, в нем была определена норма антропогенной нагрузки для острова Анзер, ограничивающая количество посетителей в течение одного дня. За последние три года количество экскурсий за эти годы увеличилось почти вдвое, а количество паломников осталось прежним, т.е. паломническая служба монастыря, выполняя рекомендации специалистов, перешла на оптимальный режим посещения острова. — Какие средства вы привлекаете для производства работ? — Финансовых источников проводимых работ три: пожертвования паломников, средства благотворителей и бюджетное финансирование. Соотношение их может меняться. Так, например, если количество посетителей растет, увеличивается объем пожертвований. Приношения паломников — продукты, вещи — тоже очень поддерживают скит. — Каков в настоящее время состав братии Голгофо-Распятского скита? Иувеналий Монастыршин, смотритель Троицкой спасательной станции. Фото В.Лагуты. 2007 г. — Игумен Евлогий, два монаха, послушник, несколько трудников и рабочий (конюх). Монахи Андрей и Кириак — анзерские постриженики. Их постриг состоялся в Великий пост 2004 г. Отец Кириак несет послушание певчего. Он — знаток древнего, исконно русского знаменного пения, а также просфорник. Отец Андрей трудится в трапезной и при необходимости занимается техническими вопросами. Послушник Александр Дементьев — капитан анзерского «флота»: небольшого катера «Анзер Святой» для паломников и баржи «Голгофа». Трудники помогают в храме и по хозяйству. В Троицком скиту подвизается иеродиакон Тихон, насельник Соловецкого монастыря. В воскресные и праздничные дни он участвует в богослужениях в Голгофо-Распятском скиту. — В каких храмах на острове сейчас совершаются богослужения? — Службы совершаются в церкви Воскресения Христова, Голгофо-Распятском и Троицком храмах. Великое освящение их предполагается после окончания восстановительных работ. В Воскресенском храме Литургия совершается практически ежедневно. На каждой службе поминаются невинно убиенные. Еженедельно по ним служится панихида, иногда совершаются заупокойные службы на кладбище. — Каков в настоящее время порядок богослужений в скиту? Раньше отец Евлогий в воскресные и праздничные дни совершал Всенощное бдение с 22-00 до 5-00. Сейчас устав несколько изменился: вечером совершается служба с 17-00 до 18-30, затем монахи молятся в кельях с 1-00 и в храме с 3-00 до 8-00. — Какое в скиту хозяйство? — Есть две лошади: мерин Малыш и лошадка Осень; появились курочки. На скитском огороде вырастают очень хорошая картошка, неплохие свекла, репа, морковь, горох, зелень. Своей картошки и моркови, как правило, хватает до лета. Поставили две теплицы для помидоров и огурцов, урожай собираем до октября. Замечательная клубника растет, отличная смородина. Зимой, а иногда и летом, хлеб выпекают на Анзере. — Есть ли в скиту трудники? — Да, конечно. Многие приезжают не по одному разу. Места для размещения трудников в Голгофо-Распятском скиту не так много, они живут в братских корпусах. Поэтому их бывает человек пять–семь. Трудники Фонда Андрея Первозванного. 2007 Потрудиться в Троицком скиту приезжают студенты и преподаватели из Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, от фонда Андрея Первозванного. Обычно их бывает человек по двадцать пять, но с каждым годом число увеличивается. Трудники оказывают немалую помощь в восстановлении Троицкого скита. Работают на сенокосе, восстанавливают систему каналов, ремонтируют дороги, благоустраивают скит, заготавливают дрова, разбирают завалы. Условия жизни в скиту походные. — Кто и как осуществляет охрану острова? — Охрану на острове осуществляют сотрудники архангельской фирмы «Титан-Щит». Охрана содержится, прежде всего, из-за пожароопасности лесов. На Анзере много торфяников, очень горючие почвы. Вторая задача охраны — контроль за соблюдением Порядка посещения острова паломниками и туристами. Охранники и смотрители присутствуют практически на всех анзерских причалах: в Капорской и Кирилловской губе, на Троицкой спасательной станции, Кеньге. Не раз им приходилось оказывать помощь пострадавшим. Время от времени к Анзеру подходят мореходы-любители, потерпевшие бедствие на море: у кого-то двигатель сломался, кто-то в шторм попал, закончились продукты, кто-то заблудился. Например, в 2006 г. к берегу прибило карбас с совершенно беспомощными людьми. Неизвестно, что было бы с ними в отсутствие смотрителей. — Каковы особенности паломничества на Анзер? — Паломников приезжает существенно больше, чем туристов. К сожалению, скит не может принять их на ночь: нет условий для размещения. Поэтому в богослужениях они обычно не участвуют. Как правило, читается акафист, служится молебен. Если в группе нет священника, тогда молебен совершает отец Евлогий. Акафист преподному Иову читают у его мощей. Остров Анзер с его удивительной природой — благодатное место для монашеской жизни. Все приезжающие поражаются особой атмосфере этого места, и чувство это не слабеет, сколько бы раз ты на острове не побывал. Приезжают паломники с маленькими детьми, пожилые, тяжелобольные. На Анзере богомольцам рады. Рады, что постепенно создаются условия для их приема: можно пройти по хорошим дорогам, появились места для отдыха, беседки, скамейки. Мы любим и ждем гостей, но большое количество принять, увы, не имеем возможности и вынуждены регулировать их число. Принимаются все, только в организованном порядке, иначе остров с его ранимой природой не уберечь. — Этой осенью на Распятском храме зазвучали колокола. Расскажите историю их рождения. — После неудачной попытки обретения старых колоколов несколько лет назад, по благословению священноначалия энтузиаст из Архангельска А.Ф. Каранин организовал сбор средств на колокола. Они были изготовлены воронежской фирмой «Вера». При этом произошло то, что никак не зависело от людей, при всем их мастерстве и добросовестности: колокола получились изумительно красивого звучания. Их поднимали в день праздника Покрова Божией Матери 14 октября 2007 г. Поднимали вручную с помощью системы блоков и рычагов. Самый большой колокол весит 500 кг. Хочется поблагодарить всех, чьими стараниями над Анзером звучит колокольный звон. — Что такое, по-Вашему, Соловецкий монастырь для мира? — Соловки, прежде всего, — величайшее духовное сокровище, создававшееся веками сонмом святых: от основателей обители до новомучеников и исповедников ХХ века. Это воплощение русской души, русской Православной культуры, прекрасный образ Святой Руси. Соловецкая обитель с давних пор для нашего Отечества была школой молитвы и труда, не зря поморы называли Соловки «островами Спасения». Кроме того, монастырь был образцом рачительного ведения хозяйства, являл пример многовекового сосуществования человека и природы в подлинной гармонии. Зачем Соловки миру? Как известно, мир еще стоит только потому, что не прекращается молитва. Один из моих знакомых на вопрос «Зачем монастыри мирянам?» ответил кратко: «Чтобы выжить». Интервью дано по благословению настоятеля Голгофо-Распятского скита. В материале были использованы фотографии братии Соловецкого монастыря, В. Близнюка, В. Лагуты, А. Устинова и других фотографов. |
О Товариществе Северного Мореходства Обзор прессы, аннотации Волны Ссылки Карта сайта Иллюминатор О сайте |
|||||||||