SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Альманах «Соловецкое море». № 7. 2008 г.

Всё в руках Божиих

Ответы о. Евлогия (Стручалина), настоятеля Голгофо-Распятского Анзерского скита — подворья Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, на вопросы корреспондентов православных СМИ

Остров Анзер, Голгофо-Распятский храм, октябрь 2007 г.

На службе в храме Воскресения ХристоваНа службе в храме Воскресения Христова

— В каком году начали восстанавливать Голгофо-Распятский храм и когда его полностью восстановят?

— Я приехал на Анзер в 1999 году. Первые консервационные работы начались в 2000 году. Сейчас продолжается реставрация. Необходимо завершить работы по системе отопления, отделочные и благоустроительные работы.

— Когда будет освящен храм на Голгофе?

— Великое освящение храма совершается, когда основные работы уже закончены. Надеемся, что в 2008 году в храме можно будет служить.

— Ждете ли Вы приезда Святейшего Патриарха, своего настоятеля?

— Для нас было бы большим счастьем, если бы Святейший смог сюда приехать.

— На острове восстанавливаются храмы и скиты. Это говорит о том, что приезжающих будет больше. Вы готовы всех принять? С другой стороны, звучала мысль, что не хотелось бы, чтобы светское население сюда попадало, и здесь жила бы только братия.

— Всё в руках Божиих. Мы об этом не думаем. Святейший Патриарх своим указом назначил меня скитоначальником. В моем попечении восстановление всего, что здесь было, в первоначальном виде. Свое послушание стараюсь исполнять. Находятся люди, которые входят в состав братии. Они хотят совершать здесь монашеское делание. В летнее время приезжает очень много паломников, трудников. Они останавливаются и на несколько дней, и на несколько недель. Мы стараемся отделить братию от мирских людей, потому что последние не совсем понимают особенности монашеской жизни. Для приема братии и гостей мы собираемся восстановить и келейный корпус, и гостиницу.

— Сколько человек остается в скиту на зимовку? Понятно, что сокровенная жизнь монаха — это тайна, но у вас, наверно, бывают и трудности, и искушения. Как вы с ними справляетесь?

— В прошлую зиму нас было шестеро. В эту зиму тоже будет человек шесть–семь. Везде свои сложности. И трудно сказать, когда сложнее — зимой или летом. Летом от молитвенной жизни нас отвлекает контакт с мирскими людьми. Зимой — другие искушения. Их не меньше, но они другие. Есть такое понятие в аскетике как страсти, брань бесовская. Человек, живущий в миру, на какие-то вещи и внимания не обратит. А для человека, живущего молитвенной жизнью, это помыслы, восстания страстей. Внутренняя жизнь в эти моменты очень обостряется.

— Существует ли у вас экстренная связь с «большой землей»?

— Постоянной связи с материком у нас нет, но мы можем вызвать вертолет МЧС в случае необходимости. Зимой мы живем, в основном, не выходя из скита. Сообщаемся только с Троицким скитом. Световой день зимой очень короткий, шесть часов.

— Какие в это время у братии послушания?

— Самые простые. Готовим еду, топим печи, печем просфоры, хлеб. Литургия в нижнем храме служится круглый год.

— Какие и когда проходят службы в скиту?

— С вечера мы совершаем вечерню. В 3 часа ночи начинается утреня, а после нее Литургия. В этом отличие от обычного приходского порядка совершения служб. Ночная молитва — это неотъемлемая часть монашеского предания.

Версия для печати