|
Информация путешественнику Достопримечательности Историческая справка Летопись Отражения Альманах «Соловецкое море» |
Альманах «Соловецкое море». № 7. 2008 г. Глеб Васильев Из лагерных писемПродолжение (начало см. «Я — ваш, больше чем с небо») Куда: Москва, Петровка, 26, кв. 322 30 мая 1946 г. Февраль 1947 г. Слушаю сводку погоды: «В Москве в 6 часов утра стояла пасмурная погода, t° воздуха +2° С», — это уже поэма из ворсистых воротников каракулевых, лучистых светофоров и черных следов шин на асфальте масляном. Работаю слесарем и вопросы аварий, простоев, нарядов и выработки всех, кроме моей собственной, меня не интересуют. Работаю ночью, днем сплю, пишу, читаю. Сегодня 3 февраля 1947 г. Я чист, чище, чем был (Лилеев подарил обмылок), и руки стали чище — в них только молоток и напильник. Работаю успешно — 130–150 %. Теперь-то пирожок будет мой. Уже сегодня получил 100 г. Здоров и бодр зело. Единственно, утром малость морда пухнет. Глазки — щелки. Ни ноги, ни зубы она не трогает4. Пью совсем мало и даже суп сливаю. Остаток иногда днем бывает. Морозы 30–35° — день, другой — 10–12°. Северное сияние, с краснотой воспаленное, и за мной бегает — ты прогони. Ходьбы никакой, и холода не ощущаю. Сейчас дневальный запалил печку — тепло будет — и так хоть сижу без свитера. Видите — она топится на все время — значит у нас тепло. Господи. Ну, скажите — еще Москву увижу? Очень я физией изменился — а руки, хоть грязные, но те же, и ногти острые — те же. Писем нет давно очень, но никому нет — значит, задержались, и придет куча. Весна 1947 г. 1947 г. — Это шпиц. — А как его зовут?.. 6 Нет, вы этой ноты не услышите! Я вижу — черномазые паяльной лампой палят голову кабана. Он весил 15–18 пудов. За уши держат двое, а третий водит шипящей голубой струей. Уши его вянут, как мои в беседе с косноязычными. Полутемно — Чехов, кочегары с гигантской головой, щетинистой. На окне завитки снежные — папоротник молоденький и мохнатый. 11–17 марта 1947 г. Курить необходимо — это не только «совершеннейший вид совершеннейшего удовольствия» (Уайльд), но жизненная необходимость. Тут тянет страшно к дымку. Хотя Космист и говорит, что от оной китайской травки народ становится нарочито хилее, я думаю, не только от оной. Нам дали новые рубашки и белье. Я не брал ни того, ни другого, хотя они хороши зело. Почему не брал? — Да, так, по инертности и красную12 сдавать не хотел. Привык к ней, хоть и обветшала голубушка. Сегодня мороз с солнцем. Градусов 30–35. Но я иду за «бариновой кастрюлькой» 13 в столовую метров за 100, раздет и в летних брюках. Не замечаю мороза — привык что ли. Конечно, зима сиротская — но и сам я к ней равнодушен. Взбил тюфяк со стружками14, ибо они уплотнились, и моя плоть перебарывала голые доски. Теперь — «перина» и нет Левиафана, коий на острых камнях возлегает и твердость оных презирает15. Была медкомиссия. Дали опять вторую, кажется. Дабы не раздеваться в толчее и не лишиться одежд своих, я пришел нагишом (это недалеко), чем несказанно изумил присутствующих. Весьма теперь дружен с Асмодеем16 — его характер не виден — будучи заказчиком, он очарователен. Как-то поведал свою биографию — и форма и содержание были бесподобны. Описать нельзя конечно, но это совершенство, как иллюстрация масштабов больших и, как иллюстрация отношения к ним, масштабов малых17. Пишу про себя — повторяя писанное много раз — жив, здоров, без цинги и хвори. У нас теплынь и зима сиротская. После механика ДОЦа, замучившись в беготне и фактурах, счетах, рапортах и прочее, вырвался сменным мастером в механический цех. Проработал три недели в относительном спокойствии, хоть на одном месте и в тепле. Работал, работал и пришел приказ о двухсменной работе. Ну, стал вертеться и, на счастье, — приказ о сокращении штатов. Проработал 10 дней слесарем. В 12 выхожу, в 7 — прихожу. Безответственность, и я даже чуть потолстел. Стал опять заниматься математикой, французским (тут есть учебник и книги) и пр. Наслаждался, благодушествовал и был праведник. Но, увы, стали вести монтаж нового цеха и меня назначили начальником оного монтажа. Я впал18. Это опять фактуры на месяц–два или больше, словом, на такой срок, о котором и задумываться грешно. Мне необходимо — SOS — мыло, бумага (толстуха синяя19 пропала и ее пропажу я описываю в 3–4 письмах). Это произошло месяца три назад. Я имею по-прежнему 880 гр., но больше… Граньку вспоминаю20. Это, видимо, временно и Бог меня не оставит, и я устроюсь как-нибудь. Обо мне с этой стороны совсем не беспокойтесь. Вы пережили 1918–1920-е гг., мы пережили 1941-й, и нет ничего противоестественного в моем положении. У Вас я знаю так же и даже в минус относительно моего. 5 утра… Уже светает. Опять готтентоты замельтешили. Ох, ведь я всегда с пяти один не бываю, хоть трупы смердящие, но всегда тут. Принесли уже рыбу раздавать. Пора уходить. Съесть эти 27 — можно, но нюхать 27х5021 — никак. Апрель 1947 г. Послал письмо Вам, чуть злое на отсутствие достойных <собеседников>. Правда, досадно, но … но никаких быть не может — оскудение страшно, ибо безгранична, грохочущая на железных колесах25. Много есть колоритного, но в неприличии26 своем оно угрюмо. Слаба-сраба и Ваш миллион раз. 29 июня 1947 г. Кратчайшие дни пришли (29-ое) — светлота и не знаю — утро что ли? У нас всегда знаешь — утро, а тут посмотришь вправо — одно, влево — совсем уже вечереет. Москву забыл — она стала, как Анапа. Сентябрь 1947 г. Я — Ваш, больше, чем с небо. Декабрь 1947 г. Декабрь 1947 г. Без даты28 Не знаю, как ты примешь мое письмо. Хотя нет, я не знал, но теперь знаю, что не испугаешься, ибо вспоминаю твои рассказы об очень многих твоих знакомых, незабытых тобой, несмотря ни на что. И я, претендующий все же на звание твоего дальнего знакомого, хочу, чтобы ты вспоминала о Печоре раз в 3 месяца, не чаще и не реже. О себе и жизни своей, писать не буду, скажу только, что какой был, такой и БУДУ, и не забуду ни Маяковского, ни Асеева, ни кого другого из любимой литературной шатии. «… Нам много ль надо? Нет — очень мало — кусок хлеба и каплю молока, а солью будет небо и эти облака» — Хлебников30. Повторяю эти строки нараспев, смакуя их звук, как пьяница — рюмку. Пусть и тебе прочесть придется когда-нибудь Велимира, и оцени их за ритм и за большой смысл в тональности звуков этой, на первый взгляд, примитивной формуле аскетизма. Повтори снова эту строку и не ленись, прошу, повтори третий раз. Ну, как принято, скажу, что вспоминаю. Это не к слову, по-серьезному — всегда: разные с тобой циркуляции по переулкам московским и Арбат. Арбат — это Белый, в миру — Бугаев31. Эта ассоциация с фонарями в асфальте мокром в тумане и тишине, несмотря на трамвайные звонки и дуги с искрами. Это очень хорошо вспоминать и то, что я могу вспоминать, свидетельствует, что не сдурел и я рад. (Первую половину письма я писал трезв). Не взыщи и дочитай. Я хочу говорить с тобой долго-долго, но говорить только, напоминая любимых мною поэтов, и говорить для себя — тебя забыл: не знаю насколько ты такая, какой я вижу тебя. Ну, пусть не такая — все равно, но знаю, что чуть-чуть оригинально получить цидулю с Печоры, где морошка, где сонце круглые сутки (СОНЦЕ — Маяковский32). Хочу слышать Соловьиный сад33, и не убьют во мне этого — нет, нет, нет! Я спасибо тебе говорю за тебя, маленькую и славную, и за те машины, что везли меня ночью со Смоленского к Павелецкому, и за то, что у тебя «очень» — это без прилагательного странно, но все-таки. Ну, я расписался. Надоедать тебе дальше, и взять второй лист бумаги (это, конечно, жертва). Эх, Светка, я жалею, что мало знаемой тебе пишу такое письмо бестолковое, ну, будь умницей, (я стал много опытней и умней, и старше, и не обижайся) и пойми, я увижу еще очень много скверного и когда-нибудь доживу до полосы хорошей. Сейчас в бритоголовом своем обличье трудно читать Маяковского, трудно читать и Блока, но забудь об отсутствии растительности на моей голове и читай. И я читаю и буду читать. Обострилась память. Помню многое, чего не знал (утратил) раньше. Влюбился 1/034 — это поэма. Жил по-домашнему 5 дней и живу всегда домашним и это самое важное. Больше вспоминать некого и нечего. Да, еще: люби Москву. Ты кончишь институт и уедешь и будешь любить ее обвешанные виноградными кистями трамваи35, это будет… , но постарайся не уезжать. Из темноты черной два огонька — над ними — буква А36. Я еду до Зубовского, иду направо к тебе, стучу тебе. Дома под стеклом на письменном столе Анна Андреевна Ахматова кисти Альтмана37. Читаю «Высокие своды костела…»38 Эх, ох и ах и все междометия, какие только есть. Нет лучшего, чем вспоминать, это дает ощущение из полной кладовой моей жизни (я всё опасаюсь, такая ли ты, чтобы читать всё это, но всё равно мне приятно писать и приятно говорить с тобой — это так). Говоря, я сам эти слова бестолковые понял бы и подумал бы, что хорошо, а, разбирая каракули, может быть, бросишь. Но что же, только Маяковский и гиперболические функции39 плюс тротуар мокрый есть жизнь. Это было и есть во мне. Это будет во мне. А здесь сосны, почти подмосковные, и штабеля сосновые пахнут смолой до одурения под круглосуточным солнцем. Вот я и обнаглел и хочу письма от тебя, но чтобы ты оправдала мои надежды и, не дай Бог, напишешь хоть слово не так как надо!!! Слушал Яхонтова40 — это траурная рамка, впадаю в детство, я боюсь, что резанёт диссонанс, так вот, не дай диссонанса. Я кончил. PS PS PS …… Больше говорить нечего. Глеб. Пропуск в зону вольнонаемного Г.К.Васильева. 1950 г. 1 июля 1950 г. * * * 1 Этап продолжался с месяц. «Легкость» этапирования в зарешеченном товарном вагоне была достаточно изнурительна. 2 ДОЦ — деревообделочный цех лесокомбината, выпускавшего сборные дома путевых обходчиков и 4-х квартирные дома для ж. д. начальства, а также стандартную мебель. В ДОЦе я работал механиком до 1947 г., после чего был переведен мастером в ремонтно-механический цех комбината. 3 Индя — домашнее имя Клавдии Аркадьевны, сестры матери. 4 Речь идет о повальной тогда цинге. 5 Журавлев Дмитрий Николаевич (1900–1991), артист, мастер художественного слова. Когда он давал в день два концерта, то я стремился попасть на оба. Таким же первоклассным мастером этого жанра был В.Н. Яхонтов (1906–1945), мой кумир. 6 «Как его зовут?..» — из композиции Д.Н. Журавлева по повести А.П. Чехова «Дама с собачкой». 7 «Пирожок и 200 г. хлеба» полагались в добавку только рабочим при 100 % выполнения нормы, но не ИТР. 8 Мастера механического цеха зависели от работы и беспорядков во всех цехах комбината, от работы всех сотен его механизмов. 9 Имеется в виду малый габаритный размер инструментов, в отличие от огромных и тяжелых станочных деталей. 10 Разговаривать (сленг). Привычный пропуск согласных фонем семейного сленга. 11 Сахар 500 г. выдавали на месяц в начале месяца. Он был неочищенный, ярко кирпичного цвета. 12 Красная рубашка, чудом уцелевшая от дома. 13 Имеется в виду ее небольшой объем. См. интервью. 14 Мешок, который набивали мельчайшими, смолой пахнувшими стружками из мебельного цеха. Однако это была «радость на три дня». Потом стружки обращались в труху, и ты оказывался вновь на голых досках. 15 Стих из В.К. Тредиаковского (1703–1768), где Левиафан — библейское морское чудовище. Продолжение этого стиха: «…по крепости великих сил, считая их за мягкий ил». 16 Дядя Вася — механик ДОЦа, пожилой бандит и прекрасный человек. В это время он уже ждал конца своего 10-летнего срока. Имел присловие — «Асмодей». Дядя Вася Асмодей был вором в законе и грабителем. 17 Перевод последней фразы примерно таков: «Жизнь бандита иллюстрирует жизнь страны и отношение к последней жизни малых сих». 18 Расстроился (сленг). 19 Толстая синяя тетрадь. 20 «Гранька» (сленг) — ассоциация с голодом. 21 Что за сакраментальное число «27» — не припомню, а «50» — примерное население барака. 22 Учебник высшей математики для ВТУЗов. 23 «Крутить мороженое» — играли с мамой, проткнув лыжной палкой снежную толщу до талой воды, крутили кашицу. «Рисовать тенями» — выписывать глубокие лыжные следы, которые синели в закатном солнце. 24 Перенеся тяжелую операцию на щитовидной железе, Клавдия Аркадьевна не работала несколько месяцев и, гуляя со мной, читала романы П.И. Мельникова-Печерского (1818–1883) «В лесах» и «На горах». С тех пор восхищаюсь старообрядчеством. 25 На «железных колесах» летит под гору по булыжной мостовой телега человеческой глупости. 26 Из анекдота: Разговор по телефону: — Ну, а анекдоты новые есть? — Есть, только они все неприличные, не для телефона. 27 Весной в Перловке мы традиционно ходили с Натальей Аркадьевной за фиалками на берег разлившейся Яузы. 28 Письмо без даты, адресованное Сахранской Светлане Анатольевне, хорошей знакомой. Впоследствии редактор нескольких отделов Большой Советской энциклопедии (БЭС). 29 Светлана профессионально занималась физкультурой и, учась в институте неорганической химии, занималась воздухопроницаемостью резины в лаборатории завода «Каучук». 30 Из стихотворения Велимира Хлебникова (1882–1922), поэта, футуриста. 31 Настоящее имя символиста Андрея Белого — Борис Николаевич Бугаев (1880–1934). 32 Однажды Маяковскому сделали замечание в грамматической погрешности. Он ответил: «Если завтра я напишу „сонце“, то все должны будут писать так». 33 «Соловьиный сад» — поэма Александра Блока, которую любила читать и хорошо читала Светлана. 34 1/0 — так обозначается математическое понятие бесконечности. Это, так называемая актуальная бесконечность составляла предмет пристального моего внимания, которое я и назвал поэмой. 35 Имеются в виду московские трамваи, обвешанные по утрам «гроздьями», цепляющихся за всевозможные выступы трамвая людей. 36 Трамвай «А» («Аннушка»), проходивший по московским бульварам. 37 Альтман Натан Исаевич (1889–1970). Портрет Ахматовой (1914 г.) в синих тонах. Его репродукция в те годы была большой редкостью. 38 «Высокие своды костела…» – Стихотворение А. Ахматовой из сборника «Четки» (1914 г.). 39 Этот класс математических функций был как-то предметом нашего обсуждения. 40 В.Н. Яхонтов погиб в 1945 г., выбросившись из окна. Глеб Васильев. Соловки 50-х (записки инженера) |
О Товариществе Северного Мореходства Обзор прессы, аннотации Волны Ссылки Карта сайта Иллюминатор О сайте |
|||||||||