SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Альманах «Соловецкое море». № 9. 2010 г.

Соловки — дело для соборного творчества

Интервью с наместником Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря и директором Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника архимандритом Порфирием (Шутовым)

Лето 2010 г. Крестный ход— Ваше Высокопреподобие, отец Порфирий! Позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время для нашей встречи. Осенью прошлого года Вы стали наместником Соловецкого монастыря, а следом и директором Соловецкого музея-заповедника. Такое соединение полномочий вселяет надежду на преодоление самых сложных проблем островной жизни. И потому у многих, кому небезразлична судьба Соловков, возникает вполне объяснимый интерес к человеку, принявшему на свои плечи бремя ответственности за великую русскую святыню. Не могли бы Вы немного рассказать о себе?

— Мне 44 года. Родился в Сарове, в семье ученых. В Сарове прошли детство и школьная юность. Студенческие годы были уже в Москве. Первое образование — инженерно-экономическое.

В 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси, со мною, как и со многими другими, произошло духовное рождение. И тогда, еще не будучи крещёным, я понял, что «обречен» на монашество — в том смысле, что уже не смогу профессионально заниматься чем-либо, кроме как служить открывшейся мне Истине, не смогу жить в отрыве от духовного опыта веры и связанного с ним переживания подлинного счастья — того блаженства, к которому призывает Христос. К слову, именно сегодня, 21 января — день моего крещения. В моем роду были молитвенники, священников же и монахов не было.

По благословению старца Кирилла (Павлова) я поступил на послушание в Троице-Сергиеву Лавру. С первого дня Великого поста 1994 года я уже был в Лавре. Под ее кровом получил духовное образование. В 1997 году был пострижен в монашество. Лавра — моя церковная и монашеская родина. А дальше — монастырская жизнь. Она очень проста, если только не вносить в нее свою волю, и представляет в моем ощущении одну непрерывную линию. И вот очередной отрезок этой линии — послушание на Соловках.

— Первый раз Вы побывали на Соловках восемь лет назад. Какие впечатления Вы увозили с собой после той поездки?

— Пешеходное паломничество на Секирную гору и в Савватиево, жизнь с братией, ранние молебны Преподобным… Встреча с новой святыней — всегда обновление для души. Приходит свежесть — будто ты омыт весенним дождем. Вот это главное впечатление. И дело даже не в том, куда ты отправляешься — на Афон, Соловки или в Иерусалим. Всё зависит от того, как ты посетишь святое место, будет ли возможность сосредоточиться. На Соловках такая возможность была. Я уезжал обновленный. Но не мог и думать, что так всё развернется в моей жизни. И слава Богу, что ты не предполагаешь что будет с тобой! Надо лишь знать, что не слепой случай, не злой фатум, а любящий Отец Небесный дает тебе следующий миг, и с благодарностью — как из рук самого Бога — принимать все случающееся с нами. В этом — живая вера и радость предания себя Промыслу Божию.

— Вы подвизались в Троице-Сергиевой Лавре, а теперь трудитесь на Соловках. Богу можно молиться в любом месте. Но, быть может, Соловецкие острова запечатлелись в Вашей душе чем-то особенным?

— Печатью пустыни — тишиной, удаленностью от суеты, отсутствием городского техногенного шума. Дорог шоссейных не слышишь, и от осознания одного этого начинаешь блаженно улыбаться. Кроме того, конечно, своей историей и святыми, древними и новыми.

— Как Вы восприняли решение Священного Синода возложить на Вас ношу наместника Соловецкого монастыря?

— Такие решения не оцениваешь. Дали поручение — выполняй. Я легко к этому отношусь. Самое главное, что своей воли здесь не было. За послушание Господь исправляет вольные и невольные ошибки, и всё устраивается ко благу. Я совершенно спокойно себя чувствую, потому что верю, что это веление Промысла Божия. Главное — не выпасть из этого благодатного русла.

— Людям светским уразуметь это сложно… Приняв волю Божию, Вы невольно вошли в длинную череду соловецких игуменов, многие из которых сподобились святости — как преподобный Зосима, святитель Филипп, преподобные Иаков, Антоний и Иринарх, святитель Маркелл, священномученик Вениамин. Каково для монаха оказаться продолжателем дела таких предшественников?

— Когда надеваешь монашеские одежды, понимаешь, что носили их не только перечисленные Вами угодники Божии, но и Пахомий, и Макарий, и иные, кого Церковь именует Великими. Каждый монах — продолжатель дела таких предшественников, что страшно и помыслить о том, как на Страшном Суде придется стоять в одном ряду с ними.

В житии святого Василия Великого есть один эпизод. Он пришел в некий монастырь и спросил настоятеля, есть ли у него в монастыре подвизающийся. Настоятель не сразу понял, что святитель хочет видеть человека, преуспевшего в монашеской жизни. Потом позвал такового — рядового монаха. Святитель попросил этого монаха полить воду ему на руки. Умыв руки, святой сам взял кувшин и говорит: «Давай теперь я тебе полью на руки!» И тот совершенно спокойно подставил руки архиепископу и никакого смущения не испытал…

Архиепископ, монах, послушник — все пред Богом. И еще шире: в каждом человеке есть образ Божий — в нем-то и состоит Царское и Божественное достоинство, присущее каждому человеку.

— С XV по ХХ век Соловки развивались как монашеский архипелаг, находились в полном ведении Церкви. Истекшее ХХ столетие многое переменило, разрушило, но к концу века все стало возвращаться на круги своя: возродился монастырь, в храмах зазвучала молитва, стали оживать скиты. Однако на протяжении многих лет складывалось впечатление, что в новых условиях у Церкви так и не возникло ясной позиции в отношении судьбы Соловков. Концепцию их развития пытались разрабатывать чиновники из Москвы и Архангельска, Фонд Сороса и ФСБ, бизнесмены и общественность, отдельные энтузиасты и отдельные проходимцы… Церковь в лучшем случае занимала позицию критика, в худшем — молчаливого наблюдателя. Изменяется ли ситуация сейчас?

— Всему свое время: время молчать и время говорить. От того, что Церковь долго молчаливо взирала на активность вокруг Соловков, она ничуть не повредила бережно хранимому в церковном сознании их святому образу. Икона Соловков — или идея, или сущность, или концепция (то есть в переводе на русский — замысел) — во все времена и эпохи не менялась: это Святой остров, град Небесный посреди океана-моря. А вот положение Церкви в обществе и государстве за последнее столетие изменялось радикально. Сейчас ее роль в определении судьбы архипелага становится ведущей. Пожалуй, впервые после большевистского переворота. Сегодня Промысел Божий дает шанс приблизиться к осуществлению заветного замысла о Соловках.

Это что касается идеального уровня соловецкой концепции. Теперь об уровне практическом, то есть о программе конкретных шагов и действий. Вы справедливо отметили, что было озвучено множество программ. Работать в корзину в очередной раз желания нет. Чтобы избежать этого, необходимо объединить в разработке программы всех реальных участников управления архипелагом. Когда во взаимодействии притрутся разные позиции и взгляды, появятся мудрые решения, которые будут приемлемыми для всех и смогут быть воплощены в жизнь. Высшая политическая воля для такой работы есть. Остается молиться и трудиться.

— Как Вы полагаете, в чем миссия современного монастыря по отношению к миру — жителям поселка, паломникам, туристам, которые сюда так стремятся? Кажется очевидным, что существует соловецкая идея искупления, обретения нового качества, преображения. Будет ли у современного Соловецкого монастыря некая социальная миссия? Или же миссия монастыря начинается и заканчивается молитвенным подвигом?

— Вопрос в большей степени риторический. Может, кто-то и хочет, чтобы монашествующие были сосредоточены исключительно на аскетических подвигах. Но надо понимать неминуемые последствия этого. Кто-то другой будет общаться с людьми, приобщая их к своей философии, кто-то другой будет реставрировать памятники и делать святой остров объектом развития в нужном ему направлении. А что же будет с увлеченными молитвенным подвигом? Они быстро окажутся в положении эдаких занимательных экспонатов «аскетического гетто».

Поэтому мы не намерены разрывать живые связи с окружающим обществом. Монастырь будет развиваться вместе с поселком, паломниками, всей русской общиной верующих. Он будет выполнять просветительскую работу не только для церковного, но и для светского общества. Встреча с великим наследием предков, с образцами подвижнического служения Истине в годы лихолетья — всё это обладает большим духовным и воспитательным потенциалом. Монастырю вверена самая сердцевина духовного знания, и закрыть ее от современного больного общества было бы эгоистично.

— Музей в советское время существовал как научное и атеистическое учреждение. Понятия «культ» и «культура» были противопоставлены. Сейчас в музее работают люди с разным мировоззрением. Многие из них хорошие специалисты. Готовы ли Вы сотрудничать с невоцерковленными специалистами?

— Готов. Мое отношение к человеку не определяется его вероисповеданием. Христианское мировоззрение видит в любом человеке образ Божий. И уже второй вопрос, какое у него мировоззрение. Почтение к великому дару, который несет в себе каждая личность, — вот главное. Люди, которые не разделяют христианских и монашеских воззрений на жизнь, имеют на это право. Основываясь на общих этических принципах, мы можем и должны договариваться по поводу совместной деятельности. Возникает общая цель, и люди кооперируются, чтобы ее достигать. А в духовном мире каждый идет своим путем, как кого совесть ведет.

— Каково Ваше отношение к научной деятельности в музее?

— В моем понятии наука, научный подход — это основа музейной деятельности. И в этом солидарны едва ли не все в музее. К сожалению, был этап в истории музея, когда научное направление отошло на второй план. Практические шаги в восстановлении научной деятельности в музее мы уже делаем. Укрепляем штат научными кадрами, возвращаемся к традиционной постановке задач создания новых экспозиций. Музеем накоплено немало тематико-экспозиционных планов. Многие из них были просто забыты. В новых выставках, связанных с историей обители, остро нуждается и монастырь. Планируем мы и проведение научных конференций, которые позволят подвести итоги научной деятельности, опубликовать ее результаты.

— Какими Вы видите главные направления научной и экспозиционной работы музея?

— Во-первых, монастырская древность, включая проблематику уникального монастырского хозяйства. Во-вторых, тема лагеря и тюрьмы. В-третьих (а по важности это первое!), научная реставрация.

— Относительно реставрации приходится слышать множество спекуляций о том, что монашествующие смотрят на памятники утилитарно, и научные принципы реставрации ими будут неизбежно попираться. Может ли Соловецкий монастырь показать пример грамотного отношения к памятникам?

— Недвижимыми памятниками до последнего времени занимался музей, и он несет всю полноту ответственности за сделанное и не сделанное в этой области. Если сравнить, как осуществлялась реставрационная деятельность в советское, потом в перестроечное время и затем в последнее десятилетие, то выяснится, что основные проблемы возникли с 2000 года. Суть неприятностей — в утрате научного стиля реставрации и присущей ему преемственности. Наша задача сейчас — возвратить реставрацию в ее природное русло бережной вдумчивой долговременной работы. Вот что такое грамотное отношение. Трудность же его осуществления в том, что в управлении реставрацией сегодня много участников. Если бы у монастыря были средства, как до ХХ века, то и проблемы с грамотным подходом не было. Но я верю в успешное решение и этой организационно-политической задачи.

— Отношение к наследию определяется духовным тактом и культурой человека. Нам стало известно Ваше желание повысить образовательный уровень братии.

— Да, мы определили с каждым братом задачи его образовательного роста. Чтобы послужить Христу, нужно послужить в конкретных делах, трудах. А если ты не обладаешь культурным уровнем и профессиональными навыками, то неуклюже будешь выполнять свою миссию. Нужно быть профессионалом в своем деле. Акцент, конечно, ставим на просветительской работе. Чтобы общаться с современным обществом, учимся и богословию, и журналистике, и полиграфии.

— Если говорить о журналистике, то последние несколько лет мы наблюдаем, как в прессе по разным информационным поводам возникали «антимонастырские кампании». Монастырь и Церковь безмолвствовали. Будет ли что-то меняться в информационной позиции монастыря в будущем?

— Есть разные времена: есть время говорить, есть время молчать. Христос «слова не даде» ни Ироду, ни Пилату, потому что было бессмысленно. Так и кампании упомянутые различаются. Перед свиньями метать бисер не будем, а с достойными людьми будем общаться, свидетельствуя о своей правде. Если же правды больше будет у оппонентов, то признаем ошибку и поблагодарим за вразумление.

— Каждая эпоха вызывала к жизни свою проповедь. Монашествующие всегда реагировали на состояние мира и протягивали ему руку, показывали примеры доброй жизни. О чем сегодня в первую очередь должен говорить Соловецкий монастырь с современными людьми?

— Тема у Церкви во все времена одна — Христос. Он есть «Путь и Истина, и Жизнь» (Иоан. 14: 6). Меняются люди, меняются способы донесения этой Правды, но сама она остается неизменной. И Церковь во все времена свидетельствует об одном. Начиная с апостола Павла, который сказал: «Когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие… ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа» (1 Кор. 2: 1–2). А что мир современный? Да именно сегодня «нехватка» Христа в людях как никогда вопиет! При информационной пресыщенности царит великий голод духовный – апокалиптический конь бледный и его спутники: смерть и ад. Монастырь среди этой духовной ночи – как светильник на горе. Нет более нужной руки помощи для наших современников, чем эта. Все остальные проблемы человек сам решит, если только душу свою в порядок приведет.

— Что бы Вы, отец Порфирий, хотели пожелать читателям нашего альманаха?

— Читатели альманаха — люди неравнодушные к Соловкам, причем к Соловкам, не выдуманным в чьем-то больном воображении, но явленным в их шестивековой истории. Поэтому хочется пожелать, чтобы каждый, кому дорогá заветная соловецкая святыня, нашел свое место в большом общем деле восстановления здесь святого Града Божия. Труды конкретного человека подобны кирпичику в храме. Кто-то — в алтаре, а кто-то — в притворе. Соловки — это дело и по масштабу, и по духу для соборного творчества. И мое пожелание каждому участнику — верно услышать свой голос и суметь точно пропеть свой звук в общем хоре.

С архимандритом Порфирием беседовали Василий Матонин, Алексей Лаушкин, Дмитрий Лебедев и Светлана Рапенкова.
Соловки, 21 января 2010 г.

Версия для печати