|
Информация путешественнику Достопримечательности Историческая справка Летопись Отражения Альманах «Соловецкое море» |
Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002 г. Светлана Тюкина Севера пронзительный язык (поэзия времен СЛОНа).Поэзия на Соловках во время лагеря Лагерная поэзия — не какое-то самостоятельное, изолированное, замкнутое на себе явление, она — часть нашей литературы, часть культуры своего народа, эпохи. И просто — более широко, но и искренно — жизни. Строки, написанные для своего страдавшего поколения, звучат для последующих родом завещания, предупреждения. В соловецком лагере было немало представителей интеллигенции и, в частности, поэтов, среди которых немало ярких имен. Некоторые из них вернулись из белогвардейской эмиграции на родину и, конечно, сразу были арестованы. Поэтическая молодежь в лагере, по воспоминаниям Д.С. Лихачева, тогда жила стихами Баратынского и только что вышедшего сборника Мандельштама «Камень». Многое из творческого наследия времен лагеря связано с именем Бориса Глубоковского. Борис Глубоковский, в прошлом актер театра Таирова, развернул на Соловках бурную деятельность. Он возглавлял журнал «Соловецкие острова». Это был орган Управления Соловецкими Лагерями Особого Назначения ОГПУ. Официально направления журнала обозначались как «освещение исправительно-трудовой политики Соловецких лагерей; воспитательно-просветительская работа, как метод этой политики; вопросы местной экономики и промышленности; изучение северного края и Соловецкой старины; быт заключенных». За казенными формулировками — глоток воздуха, возможность быть услышанными и нужными. Но и когда журнал «Соловецкие острова» прекратил свое существование, литературная жизнь продолжала находить свое воплощение. Так, например, по воспоминаниям одного из заключенных, чтобы не думать о предстоящем (речь идет о времени после «большого» этапа, когда сотни заключенных уводили неизвестно куда, но известно, что навсегда), уцелевшие соловчане развлекались как эстеты перед нашествием варваров. И… устраивали состязания поэтов. Глубоковский занимался еще и лагерным театром, поставив замечательный спектакль «Соловецкое обозрение», для которого написал десятки текстов на мелодии из оперетты «Жрица огня»: Соловки открыл монах Савватий, «Соловецкое обозрение» продолжалось более трех часов и завершалось финальной песней «Соловецкие огоньки», которую заключенные пели в темноте с фонариками в руках: Соблюдая кодекс трудовой, В песнях спектакля звучала неприкрытая ирония, высмеивающая намерения начальства представить лагерь исправительным заведением, где возможно перевоспитать заключенных: И от нежной, душистой трески А заканчивалось представление тем, что: Когда-нибудь снежной зимой «Соловецкие огоньки» вышли за пределы лагеря, их пели и в Петрограде, и в Москве, помнили спустя десятилетия после освобождения. Мелодия песни была оригинальной, ведь в лагере были и музыканты: талантливый петроградский дирижер и композитор Вальберт, музыковед из Тифлиса армянин Ананве. На той же сцене соловецкого театра исполнялись частушки, также далеко не подцензурного тона: Соловки на Белом море, Строки, где слышен юмор, не так и редки, видимо, смех помогал выжить, преодолеть окружающий ужас. И приходит штамп про «смех сквозь слезы», который здесь становится действенным и справедливым. Так, у Юрия Казарновского есть эпиграмма на самого себя: Шумела юность в голове, Можно без труда предположить, что чаще всего в соловецкой поэзии времен ГУЛАГа находили приют темы любви и дружбы, ностальгии по прежней жизни и надежды на благополучное будущее. Нередко встречались и пейзажные зарисовки, поэтические размышления, религиозные строки. Как это не покажется парадоксальным, но некоторые заключенные воспринимали то, что их отправили именно на Соловки, большим счастьем. Горькое и страшное счастье: на годы формирования характера, складывания жизненных принципов учителями молодых заключенных стали люди высокой нравственности и истинных знаний. Как писал «некрасовскими» стихами Ю.И. Чирков, арестованный в пятнадцать лет, будучи еще школьником: Старики прекрасные всюду Лагерная поэзия — это победа духа над бездуховностью, человеческого над бесчеловечным, вечной правды над временными обманами. Как ни странно звучит, но лагерь преподавал духовный опыт: через злобу, отчаянье — к сочувствию, милосердию, к осознанию добра высшей ценностью. Стал смелее, тише и суровей, Может быть, это именно те строки, ради которых было возможно жить дальше. В предложенной подборке — стихи и песни, связанные с морем, его образами и настроениями. Большинство текстов из выпусков журнала «Соловецкие острова», который выходил в 1925–1930 гг. Борис Емельянов Море Белое — водная ширь Море Белое — водная ширь, Припев: Соблюдая кодекс трудовой, Припев. Хороши по весне комары, Припев. Привезли нам надежд полный куль Припев. Так живем мы, не зная тоски, Припев. Виктор Васильев Родился в 1916 г., двенадцатым ребенком в семье служащего Трехгорной мануфактуры. Закончил 5 классов школы и ФЗУ. Арестован в 1932 г., сослан на Соловки. В 1937 г. срок продлили и до 1943 г. был в УХТИЖМЛАГе, с 1950 г. — ссылка, где Васильев занимался геолого-разведкой. В 1973 г. вернулся в Москву. *** Плывет шуга, Плыви ты прочь, шуга, 1934 г. Михаил Фроловский (1895–1943) Из дворянской семьи, в 1916 г. окончил Александровский лицей. Кресты В морях, где румпель морехода Там в пламени зари морозной Три крестных тени недвижимы Хранит в пустыне бездорожной Но в час последнего призыва Из недр земли, со дна пучины На неприступные ступени 1926 г. Борис Евреинов Воскресным днем Теперь мне все равно, Бродить бесцельно меж камней лишайных Затем дойти до двух часовен И выйдя к морю, стершему все грани, А в зыбком мареве на горизонте 1926 г. Борис Лейтин Весна Весна. И голуби воркуют жарко. Но синь небес так трогательно марка Нет! Лишь на миг мечте поэта просто, Чу! Севера пронзительный язык — Владимир Кемецкий Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих воспоминаниях о пребывании на Соловках писал, что это первоклассный поэт. Настоящая фамилия была Свешников. Жил за границей, увезенный родителями-эмигрантами. Владимир поссорился со своим отцом — полковником царской армии, не желавшим отпускать сына в Советский Союз, и поэтому принял фамилию своей матери. Вернулся в Россию в 1927 г., вскоре был арестован, отправлен на Соловки, двадцати с небольшим лет. Освобожден в 1931 г., но о дальнейшей судьбе ничего не известно. Корсар Мои корабли застоялись в заливе… Веселые парни, гуляют матросы, Так слушай приказ, экипаж мой суровый. И ясные взоры клинок отражает, Пусть каждый пьет радости в ласковом взоре, Зарей полыхает нахмуренный вечер, 1929 г. Перед навигацией В иных краях безумствует земля, Еще бесплодный снег мертвит поля, Непродолжительною, но бессонной О воле приносящий весть, быть может… 1930 г. В статье использованы: — Журнал «Соловецкие острова» за 1925–1930 гг. Закончила гуманитарный факультет Поморского Государственного Университета. Закончила аспирантуру кафедры философии РАГС в Москве. Кандидат философских наук. В настоящее время живет и работает в г. Архангельске. |
О Товариществе Северного Мореходства Обзор прессы, аннотации Волны Ссылки Карта сайта Иллюминатор О сайте |
|||||||||