SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Источник счастья: интервью с Василием Матониным

— Василий Николаевич, давайте вспомним книги, вами написанные...

— Поэтические сборники: «Колесо взгляда», «Свод заблуждений», «Декабрь напомнил», «У внутреннего моря», «Соловецкая тетрадь», «Почти обо всем» (в дуэте с Юлей Матониной), «Считанные дни», «Рондо в ноябре». Забавная книга «Голоса из пятой квартиры» — наблюдения за детской речью. Коллективная монография «Благотворительность на Русском Севере в прошлом и настоящем». «Ныне к вам прибегаю» — записи А.В. Булычева с исследованиями и комментариями. Книга «Не век жить — век вспоминать» (Народная культура Поонежья и Онежского Поморья) — воспоминания северных крестьян — это общий труд с друзьями из ТСМ.

— Вы являетесь председателем совета ТСМ. Что значит эта аббревиатура?

— Товарищество северного мореходства — общественная организация. Она была задумана на Соловках историком и философом Сергеем Васильевичем Морозовым в начале 90-х годов. В 2000 году мы получили официальный юридический статус. Товарищество объединило ученых, предпринимателей, художников, кораблестроителей, журналистов, музейных работников. Жителей Архангельска, Соловков, Онеги, Москвы, Петербурга. В деятельности организации, направленной на сохранение, изучение, восстановление культуры Поморья и памятников Сельдяного мыса Соловецкого монастыря, нас объединяют дружба, профессиональные интересы, возможность каждого реализовать творческие способности.

— В чем же заключается работа этой необычной организации?

— Работа товарищества развертывается из личных, но совсем не коммерческих интересов конкретных людей. И нашей общей цели. Мы издаем научные труды, ежегодный альманах «Соловецкое море» (на него можно подписаться), снимаем фильмы. Товариществом открыт общественный Морской музей в Шлюпочном амбаре Соловецкого монастыря, восстановленном из руин. Экспозиция рассказывает об освоении поморами Арктики. Здесь же строим копию голландской яхты 1693 года «Святой Петр». Этот корабль был личной яхтой царя Петра I, а наше судно предназначено для дальних морских путешествий. Внешний вид его соответствует оригиналу. Один из наших товарищей, Михаил Наймарк, реконструировал древнюю технологию судостроения — шитье вицей. Морской музей бесплатно посещают тысячи паломников и туристов. Специально подготовленные студенты старших курсов исторического факультета МГУ проводят экскурсии. С помощью молодежи из ГИТИСа (на самом трудном этапе работы) и далее — всем миром! — мы поставили исторический поклонный крест в море посреди бухты Благополучия. Товарищество реставрировало часовню Петра и Павла рядом с монастырем, на берегу этой бухты.

— Знаем, что вместе со своими товарищами вы бываете в глубинке. Что вас там так привлекает?

— В одном из писем Александр Сергеевич Пушкин написал: «Москва —девичья, Петербург — прихожая, а деревня — мой рабочий кабинет». Все в России вышло из деревни, а вот куда ушло, не знаем. Пытаемся понять.

У нас есть небольшое судно, стилизованное под пароход. Называется «Историк Морозов» (в честь Сергея Морозова), а в узком товарищеском кругу — «бесперебойный источник счастья». Мы ходим на нем в историко-этнографические экспедиции по Белому морю и озеру Онего, собираем интереснейшие материалы, на основе которых появляются публикации, книги. Видим удивительные места...

— А в зимнее время чем занимаетесь?

— Скоро, надеюсь, сдадим в печать очередной номер альманаха. Он будет посвящен личности преподобного Савватия Соловецкого.

В Архангельском областном краеведческом музее была представлена передвижная выставка «Забытый остров» — об истории Кондостровского Николаевского скита Соловецкого монастыря. Автор экспозиции — Алексей Владимирович Лаушкин. Сейчас выставка уже экспонируется в Онежском историко-мемориальном музее.

Светлана Львовна Тюкина осуществила сложнейшую по согласованию действий разных людей и организаций операцию по кодовым названием «Киль». И Морской музей обрел уникальный экспонат весом более чем в три тонны. Это киль старинного корабля, сшитого вицей в XVII или XVIII веке, с фрагментами шпангоутов. Французский тележурналист и мореплаватель Джером, с которым мы прошлым летом ходили на шхуне «Гангут», увидев остов поморской лодии, не мог от него оторваться. Вздыхал, фотографировал, ощупывал и констатировал, что в Европе ничего подобного этому артефакту не сохранилось.

У нас есть сайт, где можно познакомиться с каждым из товарищей, с деятельностью товарищества и нашими планами. Надо отметить, что наши действия на Соловках согласовываются со священноначалием Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря и осуществляются по благословению.

— Вы — историк. Каждый уходящий день, год становится историей. Конечно же, у вас есть собственные наблюдения, замечания... Как вы считаете, с какими мыслями люди приходили в Церковь двадцать лет назад и с какими приходят сегодня?

— Мне трудно говорить за других, а специальными исследованиями я не занимался. Могу поделиться поверхностными наблюдениями. Стремление к вере тогда было сильным, но вера нудится, трудом дается, и не все оказались готовы к духовному труду.

Будучи неофитами, мы (я крещен в детстве, но до конца 80-х годов оставался далек от храма) многое идеализировали в жизни земной Церкви как социального института. Предъявляли к воцерковленным людям, а тем паче к духовенству, настолько высокие морально-нравственные требования, что уж если человек носит священнический или монашеский сан, то непременно должен быть святым при жизни. Понадобилось время, чтобы преодолеть это искушение. Сегодня, по-моему, выбор жизненного и духовного пути происходит более трезво и осознанно.

— Как вы понимаете свое место в жизни?

— Мне нравится моя работа, но не нравится, как я ее делаю. Нет оснований быть довольным собой... Когда спрашивают: «Как вы так много успеваете?!», отвечаю: «Не успеваю, ибо всюду опоздал». Это действительно так. Не могу и не хочу торопиться. Заставляю себя не суетиться, но не получается. Надо стараться жить со вкусом, счастливо — т.е. сейчас и здесь, на острие бытия. Потом ничего не бывает. Надо выполнять свой долг, отдавая себе отчет, что не будет ни выгоды, ни денег, ни славы. Полнота бытия обретается через устремленность к Высшему. Важен не материальный результат, не то, что мы сделали, а то, как изменились после выполненной работы. Не только мир спасти, но и ближних облагодетельствовать невозможно без Божьего на то произволения. Как сказал Серафим Саровский: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Беседовали Валентина МУЗЫКИНА, Андрей КОСТИН

Версия для печати