|
Информация путешественнику Достопримечательности Историческая справка Летопись Отражения Альманах «Соловецкое море» |
Альманах «Соловецкое море». № 6. 2007 г. Яков Мордвинов Путешествия в Соловецкий монастырь1 1744 года мая 10-го, будучи недорослем, со слугою Гаврилом Тимофеевым, и в компании были ладожский купец Гаврил Викулин сын Волков, да Сясскаго Рядку житель Михайла Матвеев сын Долгий с женою, ехали водою вниз Пашею рекою, а из оной Быстрою Свирицею вниз же, до Свири реки, а Свирью верх до Александринскаго монастыря пристани, которая стоит на единой речке, падающей в Свирь в одной версте, а с той шли пешие до Александринскаго монастыря, где и взяли праздник Святыя Троицы мая 13. Из Александрова монастыря до пристани шли пешие, а на пристани наняв сойму, которой хозяин был Гакручья крестьянин Козьма, и на оной ехали вверх до Вознесенскаго девичья монастыря, который стоит в самом устье над Свирью рекою. Свирью рекою переезду было 180 верст. А от Вознесенья поехали Онегом озером и были на острове Брусне, где девичий монастырь и церковь Николая Чудотворца, а из Брусна в Клименецкий монастырь, а из Клименец проливами в Кижский погост, а оттуда проливами и озером до волости Кузаранды, а от Кузаранды в Палеостровский монастырь, оттуда в Повенец. Переезду было от Вознесенья до Повенца 270 верст. Из Повенца пошли пеши. Переход был 10 верст, и сев в суда ехали рекою и озером 18 верст, потом пеши дошли до деревни Масельги 5 верст. От Масельги водою Маткозером 10 верст. Переходу 1,5 версты до деревни Телкиной. От Телкиной водою рекою Сиговцем 40 верст, озером Выгозером 25 верст. Пеши шли до деревни Койкинич одна половина версты, от Койкинич переезду было Выгозером 3 версты, и пошли чрез именуемый черный волок до деревни Воренжи. Переход был 30 верст. От Воренжи водою ехали 15 верст и по переезде пеши шли до деревни Лапиной 10 верст, а от деревни Лапиной ехали водою 10 верст, а по переезду шли пеши до Сумскаго острога 10 верст, где и были четверы сутки за тем, что в море находились великие льды. В 5-й день на вечер сев в судно, называемое шнека, и ехали Сумою рекою и океаном морем, и в море видели в праве Раз-остров от берега в десяти верстах, а потом приставали к большому острову, именуемому Шужмуй, а потом проехали мимо островов каменных без лесу, именуемых Большая и Малая Сеннухи, а потом приставали в Заяцкий остров, где малый монастырь и церковь Святаго Апостола Андрея Первозваннаго, а оттуда приехали в Соловецкий, где и жили трое суток. Мая 31-го был крестоход на кладезь Святителя Филиппа, который ископан им самим, где было водоосвящение, а потом, возвратяся кресты в соборную церковь, слушали литургию. Архимадрит был Геннадий Дроздовский. А потом, отобедав на трапезе, поехали обратно по тем же местам, как и туда ехали, и возвратились благополучно в домы свои. 2 1752-го года мая 15-го дня, будучи сержантом, со слугою Иваном Диевым, и в компании были лейб-компании гренадер поручик, а ландмилицкаго корпуса прапорщик князь Василий Григорьевич Шейдяков, санкт-петербургский купец Василий Анкудинов, с племянником его Платоном, да портной Иван Трофимов, и сиделец Григорий, поехали на сойме пашскаго жителя Феофана… Мая 20-го приехали под Вознесенский девичий монастырь, который стоит вниз течения Свири реки на правой стороне близ Онега озера, в монастыре строение и церкви деревянныя, соборная церковь Вознесения Господня, а переезду от Ладожского Онега озера рекою Свирью 180 верст. Мая-ж 20-го поехали от Вознесенья Онегом озером к острову Брусну, и в проезде Онегом озером видны по горе многие погосты и деревень множество. Мая 21-го приехали в Брусно, переезд был от Вознесень до Брусно 70 верст. В Брусне на острову девичий монастырь, в нем церковь Николая Чудотворца деревянная, и строение все деревянное и за проливом видно монастырское село. В том монастыре за погодою ночевали две ночи. Мая 23-го поехали из Брусна Онегом же озером. Мая 24-го приехали в Клименецкий монастырь, переезд был 70 верст, и по дороге через озеро нет ни одного острова. Клименецкий мужской монастырь построен на острову, строение все деревянное; в нем две церкви деревянныя, соборная Живоначальныя Троицы, другая Пророка Илии, третья внове строится каменная, и в ней под спудом почивают мощи преподобного Ионы Клименецкаго Чудотворца. И того-ж числа от монастыря поехали проливами… еще далее на том же проливе на левой руке погост, именуемый Кижский, в нем соборная церковь Преображения Господня, на ней двадцать пять глав, вторая Покрова Пресвятыя Богородицы, на ней десять глав, обе деревянныя… Мая 25-го приехали в Палеостровский монастырь, переезду было от Клименец до Палеострова 90 верст. Монастырь построен на острову. В нем соборная церковь Рождеству Пресвятыя Богородицы, вторая Святаго Пророка Илии, а подле церкви, в часовне почивают мощи Преподобнаго Корнилия Палеостровскаго Чудотворца под спудом, и в часовне близ гроба Преподобнаго висят вериги его, весом более пуда, которыя богомольцы на малое время, по обещанию, надевают на себя, а оная часовня близ Богородичной церкви. В том монастыре церкви, часовня, кельи и около монастыря ограда все деревянныя. Тут же были в пещере, где Преподобный Корнилий спасался, от монастыря с версту в горе каменной, и в оной пещере можно стоять не более, как трем человекам. И того-ж числа поехали из Палеострова Онегом озером… Мая 27-го пришли в Суму. Сумский острог стоит над рекою Сумою, городок деревянный, стариннаго строения с башнями и с пушками в башнях. В нем соборная церковь Успения Пресвятыя Богродицы с приделом Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев, каменная, другая церковь Николая Чудотворца под той церковью гроб Преподобнаго Елисея; тут же в остроге архимадричье подворье со всеми службами, деревянныя строения; в Суме по обе стороны живут крестьяне Соловецкие, а через реку мост на ряжах, выше селения построена монастырская хлебная мельница, которая работает и зимой и летом. Мая 28-го сели на большое судно и поехали из Сумы Сумою рекою вниз, которая впадает в океан, и ехали рекою до моря пять верст; на устье оной речки на правой стороне построена деревянная часовня, и кельи монастырские для приезду архимадричьяго, и от устья в море в правой руке Раз-остров, от устья Сумы реки 10 верст, от онаго до острова Большого Шужмуя 45 верст, на который приставали, и между щельями пили пресную воду; от того острова 30 верст остров Сеннуха, весь из одного камня, вокруг онаго будет около пяти верст, и лесу на нем нет никакого, и тут же саженях во в сте меленький остров, именуемый малая Сеннуха, также один камень; от тех островов 25 верст остров Заяцкий, на коем множество всякаго лесу, остров небольшой, и на нем построен маленький монастырь, в нем церковь Святаго Апостола Андрея Первозванного, архимадричьи и прочия кельи — небольшие, строение все деревянное. Мая 29-го приехали в оный монастырь и были в церкви, и, помолясь, поехали к Соловецкому монастырю, а не доезжая оного версты с полторы, въехали в небольшой залив и оным приехали к пристани и пристали против гостинаго монастырскаго двора; переезд был от Заяцкаго острова пять верст, а от Сумскаго острога Сумою рекою и океаном морем 120 верст. В Соловецкий монастырь приехали мая 29-го. Остров Соловецкий в окружности имеет около ста верст, и на нем более семидесяти пресных озер, кои все соединены прокопами бывшим в Соловецким монастыре игуменом Филиппом, который после был митрополитом Московским. Монастырь построен весь из дикаго камня, четвероугольный, крепость с башнями, и в оных множество пушек, на подобие стариннаго строения каменных городов, а в стены и башни складен камень дикий, нетесанный, а только под верх стены уравнивано кирпичем; как башни, так и стена покрыты тесом; внутри оной стены построены вокруг кельи каменныя и кирпичныя, что и делает вторую стену в нем; строение все каменное. Соборная церковь Преображения Господня; в олтаре с югу престол Архангела Михаила, а в северную сторону к соборной церкви пристроена небольшая церковь Преподобных Зосимы и Савватия, где и мощи их почивают на правой стороне, в стене, в раках сребряных и позлащеных; рака от раки не более полуторных аршин, а между раками образ Преподобных, на оном оклад сребряный, весь позлащен, а мощей для прикладывания богомольцев никогда не открывают; на соборной церкви пять глав, обиты все железом и выкрашены зеленою краской. Из соборной церкви в южно-западном сделан ход в стене на верх церкви, и взошед на своды церкви, по всем четырем углам под главами сделаны четыре маленькие церкви: 1-я с южной восточной стороны Святых двенадцати Апостол, 2-я с северо-восточной стороны Святых семидесяти Апостол, 3-я с южной западной стороны Святаго Великомученика Феодора Стратилата, 4-я северо-западной стороны Преподобнаго Иоанна Списателя Лествицы со ученики. От соборной церкви сделаны каменные переходы до церкви Успения Пресвятыя Богородицы. Успенская церковь небольшая, с превеликою трапезою, и над оною церковью сделаны две церкви: 1-я Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи, 2-я Великомученика Дмитрия, а под церковью погреба, хлебня, мукосейня, и просвиры пекут. А между собором и Успенскою церковью построена колокольня с погребами, и на оной множество больших и малых колоколов и часы; большой колокол — подаяние Царя Бориса Феодоровича Годунова; тут же два маленьких глиняные колокольчика, которые употребляемы были при жизни Преподобных Зосимы и Савватия за неимением других. Тут же, немного подале к северу, церковь Николая Чудотворца с кладовыми и погребами о самые переходы, где ризничья и ружейная Палаты. В ризничей были и видели много разных вещей, жалованых великими российскими государями, две шапки архимадричьи весьма богатыя, высажены крупным жемчугом, бриллиантами и алмазами, вокруг шапок Апостолы литые, все золотые; пять евангелий, весьма богато убранных златом с каменьями, в том числе одно, писанное уставом, и сказывал ризничий, что оное писала некая царевна; сосуды церковные и два креста златые с драгими каменьями; две плащаницы, шитыя сребром и златом, и бахромы вокруг все златыя, риз великое множество, лежат на столбах, шиты из пребогатых златых и сребряных парчей, а оплечья высажены жемчугом и драгими камньями, все оное — подаяние из царских сокровищ; тут же видели кадило златое превеликое, еще видели кадило сребряное, — подаяние Филиппа митрополита Московскаго, сделано плоско, небольшое, с надписью по сторонам, цепей три, а четвертая, что верхнюю половину поднимает. Тут же были в оружейной палате, в коей весьма много всякаго стариннаго оружия, и тут же видели старинныя кольчуги или панцири, сделаны подобно рубашке, что в России крестьяне носят, и некоторые богомольцы надевали на себя. От Успенской церкви к северо-западу построена с папертью теплая небольшая больничная церковь Филлипа митрополита Московскаго. По северную сторону соборной церкви у крыльца, где ходят в церковь Преподобных, построена каменная часовня, в оной почивают мощи Преподобных Германа и Иринарха под спудом. С полуденной стороны собора сделан прокоп под стены чрез весь монастырь, и пущена вода из преснаго озера в морской залив, и на оном прокопе построена каменная мельница и толчея, которая работает зиму и лето безостановочно. Тут же сделаны два места: в одном моют посуду, а в другом платье. Над святыми западными воротами церковь Благовещания Пресвятыя Богородицы. К северу от церкви архимандричьи кельи, а к полудню наместническия, подле архимадричьих к северу монастырская контора, а далее казначейския кельи; на северной же стороне, в нижних кельях живут всякие монастырские работники, а в верхних кельях мастерские разных художеств. Оный монастырь построен восточною стеною к пресному озеру, которое называется Святое, а западною к заливу морскому. За монастырем к полудню перешед перекоп, что из преснаго озера, построена деревянная церковь Преподобнаго Онуфрия Великаго, где на кладбище погребают братию и всех трудников и работников монастырских и всей страны. У пристани, где богомольцы пристают, построены два деревянные гостиные двора, один для мужчин, а другой для женщин, коих из гостинаго двора ни куда для смотрения ходить не спущают, кроме знатных, а пущают женщин только во время служб в церковь, а после отводят в гостиный двор, где их от монастыря и пищею довольствуют. Немного подале от гостинаго двора построена часовня в приезд памяти Государя Императора Петра Великаго, в ней множество образов и надписей. И мимо всего монастыря в разных местах построены деревянные монастырские анбары, с пристанями, в кои из приходящих ладей выгружают всякие монастырские припасы. А по северную сторону монастыря над Гагарним озерком построены каменныя бани, а далее к востоку каменная кожевня, еще далее каменныя кузницы, еще к востоку над Святым озером построен скотский двор и келии деревянные, в коем содержат коней-жеребцов, козлов, а кобыл и коров в монастыре и на всем острову не держат. Мая 31-го из монастыря был крестный ход на кладезь Святителя Филиппа, который ископан им самим в бытность его игуменом в Соловецком монастыре, где было водоосвящение, от монастыря с версту, а потом, возвратясь кресты в соборную церковь, слушали литургию, а после литургии архимадритом Геннадием Дроздовским званы на обед, где у него и обедали, а по обеде, приняв благословение, из Соловецкаго монастыря поехали обратно и ночевали в Заячьем острову. Июня 1-го выехав из Заячьяго острова и приехали в Суму, где и ночевали. Июня 2-го пошли обратно из Сумы, прежним трактом. В Повенец пришли в ночи на четвертое число. Июня 4-го из Повенца поехали Онегом озером и были в Палеострове. Июня 5-го были в Кузаранде и в Кижах. Июня 6-го были в Клименецком монастыре и в Брусне, того ж числа приехали к Вознесенью в Свирь. Июня 7-го ехали Свирью. Июня 8-го были в Александро-Свирском монастыре и служили соборный молебен. Июня-ж 8-го приехали на Пашу в усадище Нижнюю Усть-Кумбиту и разошлись в дома свои. 3 1764-го года мая 27-го, будучи в отставке капитаном, со слугою Иваном Диаковым, и в компании были пашские жители Степан Иванов прозванием Осташев, с женою его Анной Егоровой и с братом Иваном Ивановым, да Иван Васильев, прозванием Васьков, в Александров монастырь приехали. 28-го мая, из Александрова до пристани пеши, а от пристани сели на сойму к сермакскому жителю Ивану Агафонову, и ехали в монастырь Соловецкий и обратно тем же трактом, как писано под № 2-м. В монастыре Соловецком был тогда архимандрит Досифей. А на возвратном пути, ехав от деревни Койконич Выгозером и переехав оное, въезжая в реку Сиговец за бывшею тогда превеликою прибылою водою, поехали прямо от чрез мыс водою, лесом и нечаянно в лесу наехали на подводный огорелый сосновый смоловый пень, коим разрезало лодку, и оная налилась водою, и я с Осашевым и Васьковым, выплыв, спасались на деревьях, а прочие все были в судне, которое, залившись водою, на пне остановилось, и все люди от потопления спаслись. А как другие наши товарищи позади нас ехали на ином судне и, видя нашу гибель, въехав в реку Сиговец, высадя людей у харчевен, в двух лодках приехали за нами и всех благополучно как с лодки, так и с деревьев сняли и вывезли до харчевен, где обсушась, ездили за разломанною лодкою, которою, сняв со пня, привели в реку Сиговец и вытащили на гору, а потом отправились на бывших тут судах в деревню Телкину, а оттуда из Повенеца в Свирь, а из Свири в Пашу, и благополучно возвратилися в дома свои. 4 1784-го года мая 16-го дня из Рождественнского Пашскаго погоста… поехали на сойме с пашским жителем Иваном Андреевым, капитан Яков Мордвинов со слугою Антропом Фофоновым, в компании спасовский священник Иван Иванов прозванием, и ехали валдайский купец Иван Иванов сын Папулин, пашский житель Евгений Осипов Якшинский, масельский житель Борис… Мая 27-го приехали в Кижи и, отслужа молебен, обедали, а потом поехали в озеро, за противным ветром приставали к берегу, а как ветер утих, отправились в путь и на вечер приехали в волость Кузаранду и, проехав церковь, версты две, ночевали в деревне. Мая 28-го из Кузаранды приехали в Палеостровский монастырь… Тогож числа приехали в Повенец, который ныне учинен городом, и убравшись из судна в квартиру, отужинав, и оставя излишний экипаж, отправились к Соловкам… Июня 6-го были в Суме. Июня 7-го сели в малый карбас и поехали Сумою рекою вниз, и от часовни вскоре переехав до острова Еловца 10 верст, а Раз-остров оставался в левой руке, и на Еловце стояли до вечера, а в вечеру переехали 5 верст на остров Сенной, на коем весьма крутая каменная гора, и на оной крест, и на том острове ночевали. Июня 8-го поехали в море между льдами, за напавшим великим туманом остановились, вынеся из судна якорь на льдину, а как прочистился туман, взяв якорь в судно, от льдины опустилися и ехали между льдами в море, а как пришел сплошной лед, что ехать невозможно, то возвратились назад и едва добрались на Сенной остров, где и были до вечера, а в вечеру, пред захождением солнца поехали от Сеннаго острова к Раз-острову и за ветром подле онаго стали на якоре. Июня на 9-е число поехали от Раз-острова, оставя оный и Суму реку в левую сторону подле матерой земли, которая всегда была в виду, к островам, называемым Кузовы, и по восхождении солнца видели вправе остров Осинку, а едучи далее в левой стороне видели волость и реку Сороку, в которой волости церковь деревянная; разстояние от нея было десяти верст; оная волость стояла от нас в заливе. И переехав оный, на мысу повстречалось нам ловецких лодок более 20. И едучи от того мыса в другом заливе волость Шуя Корельская, которой с моря не видно было, и не доезжая Кузовов, приставали к одному каменному острову, на который всходили на верх, и при отъезде с того острова взяли с собой оставленную прежде бывшим на том острову судном женщину. В островы Кузовы приехали около полудня, и стояли в именуемом Немецкое пристанище, разстоянием от Соловецкаго монастыря 30 верст, и всходили на каменную гору, откуда виден весь Соловецкий монастырь, а под вечер поехали в море к Соловецкому острову и за льдами возвратились к островам, где нашли четыре судна, идущия в Соловки с богомольцами, а в вечеру отпустили женщину на то судно, с котораго она оставлена была, входили на гору, где поставили деревянный крест, и отслужа молебен бывшим на судах священником, возвратились на суда свои, а в вечеру за неимением хлеба, отправили в Кемский городок спасовского коновала Ивана Феодоровича для покупки онаго, и у того острова ночевали. Июня 10-го стояли у того же острова, и около полудни коновал с хлебом возвратился, а потом приехали из Сумы богомольцы тихвинские, и с их судна продавали нам калачи, а в вечеру от тесноты народа переехали мы на другой остров, у которого стояло соловецкое судно со служителями и солдатами, шло в Соловки, где мы и ночевали в каменных ущелинах. На том острове на верху горы выкладен в один камень ливиринф [лабиринт. — А.Е.]. Июня 11-го на том же острову. И пришло к другому острову из Сумы с богомольцами два судна, а в разводье соловецкое судно поехало в Соловки, держа курс свой на Соловецком острову под северную гору, где спасался Преподобный Савватий, куда и нас звали, но мы, боясь льда, не поехали, а они того же дня приехали в монастырь. Июня 12-го ездили в море, и как за льдом проехать не могли, то возвратились к тому же острову и, мало постояв, за умалением хлеба для покупки онаго поехали в Кемь. Июня 13-го приехали в Кемь, где церковь Соловецких чудотворцев деревянная, а на острову, где был Кемский городок, деревянный с башнями, весь развалился, и видны только одни развалины; в нем была деревянная церковь Иоанна Предтечи, которая вся развалилась, а ныне строют новую деревянную церковь. В Кеми были в гостях у реченнаго соловецкой команды прапорщика, куда он с женою прежде нас приехал и стоял на монастырском дворе. Того ж числа, накупя хлебов и рыбы, на вечер выехали из Кеми и ночью приехав в Кузова, остановились в Немецком пристанище. Июня 14-го поутру всходил я на именуемую Немецкую гору, которая выше всех прочих гор, а мерою по прямой линии высоты 200 сажень, а мерили мы с тихвинцами веревками, которая гора вся из одного камня. У подошвы и по разселенам небольшой лес, и обросла вся мохом. На верху горы плоско, и во многих местах, которыя ниже, по мху великое множество цвело морошки. А на верху самой сопки поставлено два креста: 1-й 1739-го года, а кем поставлен, не подписано, 2-й 1760-го архимадритом соловецким Досифеем, когда он, за погодою, стоял в том пристанище. И сошед с горы, переехали к тому острову, где лавиринф, и на оном обедали, а по обеде, с горы усмотрели разводье, поехали в море к Соловецкому острову, держась на оном под подсеверную гору, а как приехали в лед, подняли на карабас в мачту на самый верх, пашскаго жителя Евсея Осипова для того, чтобы сказывал, куда между льдами пробираться полыньями. И так пробираясь между льдом, доехали к Соловецкому острову под подсеверную гору и, поворотя вправо, ехали подле острова близ берега, и подъезжая к самому монастырю, начали в оном благовестить к вечерни, и в самую вечерню пристали к пристани у гостинаго двора. Квартиру дали нам в гостином дворе, в верхних покоях. И того ж числа ходили для моления в церковь Преподобных, а потом возвратились в гостиный двор; ужин был прислан из монастыря: в ухе свежая мелкая рыба, просольная палтусина и треска, и квас братский. Июня 15-го утреню слушали в соборной Преображенской церкви, а раннюю обедню в больничной церкви у Филиппа митрополита, позднюю обедню в соборе, и после обедни был у наместника монастырскаго по его приглашению и подчиван водкою, обедал в гостином дворе присланныя из монастыря кушанья, как и в вечеру, только прибавлена штука семги, а по обеде был у казначея и отдал ему посланныя от подполковницы Натальи Михайловны Вындомской деньги на поминовение умершей тетки ея госпожи Скобельциной 100 р., да записал в литию имя свое и жены своей Варвары Степановны, и отдал ему с имени по 10 р., и подчиван от него монастырским пивом, а после ходил с ним в ружерную палату, и видел тут разныя вещи, как и прежде, дачи Бориса Петровича Шереметьева и весьма длинныя винтовки подаяния Царя Ивана Васильевича, а потом были в ризничей и видели все то же, как описано под № 2-м; прежняя колокольня изломана, а построена вновь над Успенскою церковною трапезою, не малой высоты, на которую и колокола подняты, а совершена 1777-го в сентябре месяце, такоже и часы перенесены; 1-й большой колокол, называемый Преображенский, 1100 пуд, лит в Соловках на монастырском коште из стараго, Борисовича [имеется ввиду большой колокол, подаренный Борисом Годуновым — А.Е.], да к тому прибавлено покупной меди и олова; мастер был санкт-петербургский купец Петр Дмитриев сын Евдокимов; 2-й литейный, весом 527 пуд; 3-й полиелейный, весом 284 пуда, а лил вышеписанный мастер Евдокимов, и множество других малых колоколов, а прочее все описано под № 2-м. И пред вечернею служили соборные молебны, и слушали в соборе вечерню, и возвратились в гостиный двор, где и ужинали присланное с трапезы кушанье. Июня 16-го раннюю обедню слушали на кладбище в церкви Преподобнаго Онуфрия Великаго, а позднюю в соборе, обедали на гостином дворе и, по обеде, взяли благословенные монастырские хлебы и, помолясь у Преподобных в церкви и простясь с казначеем, ибо архимадрита Иеронима в то время еще не было, и находился в Суме, под вечер поехали из монастыря в море между льдами ж к помянутым островам Кузовы, и ехали мимо луды Топы, на оной деревянная часовня и монастырские кельи, от монастыря 15 верст; ко оной не приставали, и до Кузовов от оной луды 15 верст, а как проехав луду стали выезжать изо льдов, то лед весьма был стеснившись, так что принуждены были, вышед на лед, стягами и шестами очищать проезд, и едва из онаго выбрались, и ехали к Суме тем же трактом, коим и в Соловки ехали, а Кузова остались вправе, верстах в осьми. Июня 17-го приехали в Суму, где выпарясь в бане и отобедав, того ж числа пошли обратно; я нанял лошадь на десять верст, заплатил 50 копеек, а по переезде десяти верст ехали водою Сумою рекою вверх до деревни Лапиной 10 верст, в Лапиной наняли лошадь, на 10 верст дал 40 копеек, на которой и приехал к пристани, и ночевали в стану, ибо тут жилья никакого нет, и ночью от мошек и комаров имели великое беспокойство… Июня 20-го по утру рано до восхождения солнца пришли в Повенец, где и убрались на сойму, а между тем и отобедали, где я купил вяземской работы створцы медные с финифтью — двенадесяти праздников, заплатил 1 р. 50 к., и того ж числа поехали Онегом озером, незаезжая в Палеостров… Июня 22-го приехали в Свирь к Вознесенью и обедали у священника, а потом поехали Свирью вниз. Июня 24-го по утру пред восхождением солнца приехали на Пашу в усадище Нижнюю Усть-Кумбиту, и сошед с судна в дом свой, а прочие тож вышед из судна, возвратились в домы свои, славящи Отца и Сына и Святаго Духа и Преподобных Зосиму и Савватия Соловецких Чудотворцев, ныне и присно и вовеки веков. Аминь. Об авторе читайте статью Андрея Епатко здесь. |
О Товариществе Северного Мореходства Обзор прессы, аннотации Волны Ссылки Карта сайта Иллюминатор О сайте |
|||||||||