Альманах «Соловецкое море». № 6. 2007 г.

Дмитрий Арапов

Закрытие Кемского Благовещенского собора в 1935 г. (документы из Государственного архива РФ)

Благовещенский собор. Фото 1920-х гг. Благовещенский собор. Фото 2006 г.

Одной из тем, тесно связанных с историей Соловков в 20-30-е гг. ХХ в., является жизнь на территориях Русского Севера, непосредственно окружающих зону Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОНа) и его преемников — Соловецкого отделения Беломорско-Балтийского комбината и Соловецкой тюрьмы Главного управления государственной безопасности НКВД1. В этой связи вызывает интерес судьба города Кеми, и в частности — Кемского Благовещенского собора, считавшегося самым большим православным храмом в Западном Беломорье.

Как известно, в состав СЛОНа с 1923 г. входила часть Кеми — так называемый Попов остров, где действовал пересыльно-распределительный лагерь (Кемперпункт, Кемлаг)2. Внелагерный статус центрального района города, где находится Благовещенский собор, в какой-то мере благоприятствовал сравнительно долгому его сохранению в руках верующих — вплоть до начала 1935 г. Однако общая волна антирелигиозного наступления властей в конечном счете обрушилась и на этот приход.

История закрытия Кемского Благовещенского собора нашла свое отражение в материалах, которые в наши дни хранятся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), в фонде 5263 «Постоянная комиссия по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР» (1929–1938 гг.)3. Религиозную политику тогдашних правителей СССР ярко характеризует уже состав документов этого фонда: 99 % дел из 1854 единиц хранения — это подборки документов о закрытии храмов и молитвенных домов всех без исключения конфессий на территории страны. С этой точки зрения «Дело о закрытии Благовещенского собора в г. Кеми и о переоборудовании [его] здания под звуковое кино» (20. 03. 1935 — 23. 06. 1936 гг.)4 не является особенным. Оно показательно именно своей печальной типичностью.

Как выясняется из документов дела, история закрытия храма начинается с «женского делегатского собрания» Кеми, состоявшегося в апреле 1933 г. В рамках обсуждения «анти-пасхальной кампании по г. Кемь» женщины постановили «считать совершенно необходимым изъятие Кемского собора под культурный очаг», так как их «дети в настоящее время воспитываются по-новому, и им собор не нужен». В этой связи было принято решение об организации ячейки безбожника и антирелигиозного кружка, а также об оказании активной помощи «беседчикам общих гражданских собраний, проводимых по поводу изъятия собора»5. Видимо, эти «беседы» возымели действие — в начале 1935 г. было проведено голосование, на котором за закрытие собора, по официальным данным, проголосовало 94 % населения города (или 2959 чел.)6. (В материалах дела отсутствуют протоколы такого количества собраний и опросов, которые подтвердили бы указанную в документе цифру. Судя по всему она была беззастенчиво подтасована совместно кемскими советскими работниками и чекистами.) После этого ЦИК Карельской АССР и вынес постановление о закрытии собора для его дальнейшего использования под звуковое кино.

«Кемская община культа верующих» (на бюрократическом языке того времени) в течение нескольких лет вела отчаянную борьбу за сохранение собора. В своих обращениях к властям православные старались объяснить, что им «храм нужен как воздух, без которого нет жизни»7. Даже после закрытия храма они пытались возвратить его. В своем обращении во ВЦИК 1936 г. православные заявляли, что не отдадут «без бою собора», «ждали год — будем ждать еще десять лет». Община просит защитить ее от «насилия Горсовета» и «хозяина города тов. Муханова», который «нас, вековечную общину, посылает молиться в балаган из фанерок, и тот на „задворках“8. В документах об изъятии Благовещенского собора делался упор на то, что одна община имеет в своем ведении два храма (помимо Благовещенского собора — Зосимо-Савватиевскую церковь), и это-де противоречит существующим законам. Но в самый разгар борьбы, 25 мая 1935 года, церковь Зосимы и Савватия сгорела «от невыясненных причин». Тогда местное начальство и стало отправлять общину в это самое «зданьице, созданное из фанеры и обмазанное глинкой»9, расположенное на краю города.

Необходимо учитывать условия, в которых действовали эти бесстрашные люди. Кому как не им было известно об ужасах, происходящих на Кемперпункте и на Соловках. Последние документы в деле датированы 1936 г. Нам не известно, что сталось с активистами благовещенской общины в наступившем 1937 г., когда начались самые масштабные за все годы советской власти репрессии в отношении верующих…

Из рассматриваемого дела для публикации нами было отобрано несколько документов. С одной стороны — образцы типичного советского «канцелярита»: справки и решения, составленные по правилам властно-политической игры тех лет и несущие в себе тот характерный дух казенного бездушия и лицемерия, который, увы, всегда был присущ отечественному чиновничеству (документы № 1, 2, 4, 5 настоящей публикации). С другой стороны — отчаянная в своей безнадежности жалоба кемской православной общины, пытающейся отстоять Благовещенский храм (документ № 3). Подобранные нами тексты позволяют в какой-то мере расширить представления о мучительных тяготах духовной жизни православного населения России в эпоху гонений на Церковь. В публикуемых ниже материалах по возможности сохранены особенности орфографии и синтаксиса, документы снабжены необходимыми примечаниями.

[№ 1]

Доклад Кемского Райисполкома о молитвенных зданиях в г. Кеми
(ГАРФ. Ф. 5236. Оп. 1. Д. 171. Л. 102–104. Машинопись)

Не подлежит оглашению

КарЦИК
К материалу об изъятии Кемского Благовещенского собора из ведения культа верующих.
Доклад Кемского Райисполкома о молитвенных зданиях в гор. Кеми10.

В гор. Кеми имеется всего 3 молитвенных здания: Благовещенский собор, Успенский и Зосимо-Савватиевская церковь, не считая часовен. Успенкий собор11, как памятник старинной архитектуры находится в ведении Главнауки.12 Благовещенский собор и Зосимо-Савватиевская церковь находятся в арендном пользовании культа верующих. Уже одно это обстоятельство, т.е. наличие 2 х молитвенных зданий в ведении одной группы верующих противоречит существующим законоположениям, т.к. согласно постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 IV — 29 г. «О религиозных общинах» [так в документе. — Д.А.] в ведении одной группы верующих может быть только одно молитвенное здание.

По количеству верующих в группе (192 чел.) Зосимо-Савватьевская церковь вполне удовлетворит потребности в молитвенном здании культа верующих в г. Кеми, для проведения всякого рода религиозных обрядов ее достаточно. Означенная церковь расположена по Каменевскому пр. рядом с д. № 1, т. е. в самом центре города, примерно в 100–150 метрах от Благовещенского собора. Размеры Зосимо-Савватиевской церкви: длина 22 м, ширина 7 м. Общая площадь 170 кв. м, внутренняя площадь 140 кв. м, что дает, считая на все верующих группы, по 0, 75 кв. м площади на человека; однако никогда нет такого положения, чтобы в церковь пришли все верующие, обычно собирается несколько человек, в лучшем случае несколько десятков человек. Таким образом по площади указанная церковь более чем достаточна для полного удовлетворения потребности имеющейся в Кеми одной группы верующих. Состояние церкви удовлетворительное: церковь деревянная, на каменном фундаменте, построена из бревен отборного качества, обшита тесом и окрашена, что предохраняет от разрушающего действия атмосферных влияний. [Указанная] церковь имеет около 80 лет со дня постройки, следов. не является старой или непригодной. Для сравнения достаточно указать, что Успенский собор тоже деревянный, построенный в 1713 г., т.е. имеющий 222 года со дня постройки, еще стоит и не пришел в негодность. Если и требуется Зосимо-Савватиевской церкви незначительный ремонт, то он вполне может быть проведен силами группы верующих, так как материал для его ремонта — лес — может быть заготовлен на месте, в то время как для ремонта Благовещенского собора нужна известь и т. п., чего культу верующих не удалось получить в течении 3х лет и нельзя рассчитывать, чтобы удалось получить и в будущем.

Что же касается Благовещенского собора, то таковой постройки 1898 года, здание большое, каменное, размерами: длина 37 м, ширина 21 м, площадь 750 кв. м., внутренняя площадь 700 кв. м. Если в нем будет стоять 192 чел. верующих, то на каждого верующего падет 3, 6 кв. м площади, т. е. один от другого будет находится на расстоянии почти 4 метров. Если же считать, как это в действительности есть, на посещающих церковь 20–30 старух, то получается на каждую старуху 25 кв. м. и можно их расположить по всей церкви на расстоянии 20 м. одна от другой. Безусловно такое использование государственной ценности (какой является собор) является преступным и не может быть допущено. Но к этому необходимо еще добавить, что ввиду больших размеров Благовещенский собор требует большое количество дров для своего отопления, чтобы поддерживать в нем нормальную температуру, а так как группа верующих незначительна и не располагает средствами для отопления, то в зимнее время собор не отапливается и богослужения в нем не производятся (производятся в Зосимо-Савватиевской церкви). Топка печей в соборе зимой производится 1–2 раза в зиму (на «большие» праздники), остальное время он стоит пустой и холодный, что безусловно вызывает преждевременную порчу (сыреет штукатурка и т.д.). Таким образом используется этот собор только несколько дней в году, главн. обр. в летнее время (так как службы в нем проводятся только в «праздники», а в будни или не производятся совсем, или производятся в Зосимо-Савватиевской церкви). Исходя из этого следует признать, что с точки зрения целесообразного использования государственного имущества Кемский Благовещенский собор подлежит безусловному изъятию из ведения культа верующих для использования его под звуковой кинотеатр. Означенное изъятие не будет противоречить закону о религиозных объединениях, поскольку в ведении культа верующих остается второе молитвенное здание — Зосимо-Савватиевская церковь — вполне достаточное по количеству состава культа и вполне могущее удовлетворить их потребности в молитвенном здании.

Зам. Пред. РИКа13: [нрзб. подпись]
Отв. Секретарь: [нрзб. подпись]

[№ 2]

Выписка из протокола заседания Центрального Исполнительного Комитета Карельской АССР от 20 февраля 1935 г.
(Там же. Л. 71. Машинопись)

Кому: Кемскому РИКу, Кемскому Горсовету, Комиссии по культам.

Выписка из протокола № 6 
Заседания Центрального Исполнительного Комитета Карельской АССР от 20 февраля 1935 года.

п. 12. Слушали: О закрытии Кемского Благовещенского собора (Вн. Комиссия по вопросам культов).
Дело № 12 / l / 88.

Постановили:

1. Принимая во внимание постановления: общих собраний гр-н гор. Кемь и поселка при ст. Кемь Кировской жел. дороги, вынесенные абсолютным большинством голосов, всех общественных организаций города и поселка, а также Президиумов Кемского РИКа и Кемского Горсовета — о расторжении договора с общиной верующих и о закрытии этого собора с передачей его в распоряжение РИКа для использования под звуковое кино и учитывая, что община верующих отказалась произвести ремонт, согласно акта технической комиссии и допустила другие нарушения договора — в соответствии ст. 45 и 51 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 / IV — 29 года «О религиозных объединениях»14 договор с общиной верующих расторгнуть и в соответствии ст. 36 этого же постановления Кемский Благовещенский собор закрыть и здание такового передать Кемскому РИКу для использования на культурно-общественные надобности.

2. Предложить Кемскому РИКу: а) провести ликвидацию этого молитвенного здания в порядке ст. 39–42 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 / IV 1929 г.; б) объявить настоящее постановление общине верующих, предупредив ее, что это постановление может быть обжаловано в Президиум ВЦИК15 в течении 15-ти дневного срока со дня объявления, через Президиум КЦИК.

С подлинным верно
Пом. Секретаря ЦИК АКССР (Раунио)

[№ 3]

Жалоба кемской общины в Комиссию по делам культов
при Президиуме ВЦИК. Не позднее 10 марта 1935 г.

(Там же. Л. 66–67. Рукопись)

В Комиссию культов при ВЦИКе
г. Москва Кремль

Копия КАРЦИКУ г. Петрозаводск

от Кемской общины культа верующих
(пред. Степанова А.Д. прож. г. Кемь, АКССР, Верховье)

Жалоба

Протоколом № 6 Заседания ЦИКа АКССР от 20/II – 35 г. предусмотрено изъятие от нашей общины Благовещенского собора по мотивам, не соответствующим изложенному в постановлении, а именно: основным моментом, как и указано в постановлении, является желание Кемгорсовета использовать данное помещение под кино. С точки зрения чисто технического порядка, в материале дела, безусловно не имеется данных, а именно технических расчетов — возможна ли и насколько это целесообразно — переделка данного помещения для других целей, т. к. переделка его (а смета ими не приложена на переделку) и составит цифру, ни в коем случае не оправдывающую данное переоборудование. След. этот момент должен быть безусловно отброшен в силу его несостоятельности, в силу дороговизны и трудности переделки данного помещения. Второй вопрос: что, якобы, православная община не производит ремонта, абсолютно неверен. Здание каменное, отштукатуренное и в исправности; требуется лишь одна побелка и то в некоторых местах. Несмотря на наши настойчивые требования о выдаче нам акта, если таковой существует, осмотра технической комиссии, что по предположению Кемгорсов хотел бы от нас, чтобы мы сделали [ремонт — Д.А.], хотя здание вполне исправно. Нам не выдается этот акт комиссии, след. умышленно с их стороны укрывается это обстоятельство и налицо незаконное и несправедливое отношение к нам, т. к. мы безусловно имеем право получить этот акт на руки, хотя бы в копии. Горсоветом и так нарушены условия сдачи аренды, т. к. с нас получают налог за все здание, в то время, как подвал данного собора сдают другой организации без нашего согласия16.

И последний момент — это вопрос о вынесении решения о закрытии собора. Наша община никогда не выносила постановления о закрытии собора. Упомянутое в постановлении решение о передаче собора тем или иным организациям — относится к периоду прошлых лет, но не последнего года, т. к. этот вопрос не поднимался на общих собраниях и в местной печати. Надо обратить внимание на то, что в г. Кеми имеется хороший и оборудованный Дом Соц. Культуры, со зрительным залом, где идут постановки и кино. Это зало на киносеансы никогда не заполняется полностью за неимением достаточного количества зрителей, т. к. в Кеми населения всего 3–4 тысячи. Прилегающий жел. дор. Поселок далеко отстоит от Кеми — на расстоянии 2 ? км., и там имеется свой прекрасно оборудованный клуб и зрительный зал, далеко превышающий по своим размерам зал ДСК. Что же касается третьего населенного пункта — рабочего поселка, то он находится на расстоянии 9 км, ясно, что в кино оттуда приходить не будут, там также имеется клуб, зрительный зал которого далеко превышает по размерам зал Кемского ДСК. Отсюда видно, что потребность в зрительном зале должна отсутствовать — что материалом дела совершенно не проверено. Материал дела построен на личных мнениях и интересах представителей Горсовета, не подтверждающихся ни фактическими обстоятельствами дела, ни протоколом общего собрания последнего времени. Нарушено наше безусловное право дать соответствующие объяснения по вопросам о ремонте, т. к. акта нам не дают, а мы заявляем, что нужна только одна побелка, тем более, что [в] 1925 г. был капитальный ремонт данного собора. И с этим непроверенным материалом, при отсутствии каких-либо нарушений с нашей стороны — дана видимо неправильная информация КарЦИКу, каковой и вынес на основе неверного и несправедливого материала постановление об изъятии Благовещенского собора от общины культа верующих.

Ввиду явного нарушения наших прав — просим об отмене постановления КарЦИКа и о рассмотрении вопроса вновь, причем при разрешении всех этих спорных вопросов на месте желательно, чтобы был представитель, как строительного контроля, так и лицо, могущее вполне полно и детально выяснить все вопросы, связанные с данным делом.

Член церковноприходского [совета] собора
Иван Иванович Ланов
Член общины М. Елисеева17

[№ 4]

Заключение по делу о закрытии Благовещенского собора в г. Кеми
от 19 ноября 1935 г.

(Там же. Л. 19–19 об. Машинопись, последний абзац и резолюция — рукопись)

Заключение по делу о закрытии
Благовещенского собора в гор. Кеми Карельской АССР

Собор закрыт постановлением ЦИК Кар. АССР 20 / II — 1935 г. по ходатайству большинства трудящихся города. Голосовали за закрытие 94 % избирателей гор. Кеми или 2959. Собор предполагается переоборудовать под звуковое кино, в котором острая нужда. Группа верующих ремонта собора не производила. Еще в 1932 г. (?) был дан ремонт (?) на 30.000 руб. Расходы на переоборудование выразятся в 73.877 руб. Средства имеются.

В городе имеется 3 церкви. Одно общество имеет 2 церкви (закрываемую и Зосимо-Савватиевскую, третья [Успенский собор — Д.А.] как памятник архитектуры на учете Главнауки. РИК считает вполне достаточным оставить для верующих Зосимо-Савватиевскую церковь. Подписалось за оставление собора 192 чел. верующих. По площади оставляемой им церкви на каждого человека приходится 0, 75 кв. м., если даже и все верующие придут в церковь. Если же 192 человека оставить в соборе, то приходится на одного 3, 6 кв. м. Такое использование государственной ценности РИК считает преступным. Кроме этого собор зимой не функционирует (не хватает средств на отопление).

Верующие во многих жалобах пишут, что нужды в кино нет, что ремонт они не отказываются производить с весны 1936 г., жалуются, что предс. Горсовета 8 / IV с.г. запретил совершение религиозных обрядов в церкви до решения вопроса во ВЦИКе (в деле подлинная записка пред. Горсовета).

3 / VII с. г. верующие сообщают, что 27 / V с. г. церковь Зосимы и Савватия сгорела от невыясненных причин и у них теперь остается последняя церковь, которая закрывается. Жалуются, что им не дают служить в соборе.

Считают у себя 400 чел. верующих.

Из дополнительных материалов Горсовета видно, что для верующих остается еще одна церковь (Ивана Предтечи)18 и две часовни, что обеспечивает их. Зосимо-Савватиевская церковь сгорела по вине самих верующих, что установлено НКВД (см. обвинит. заключение)19.

И. о. секретаря Комиссии (Узков)
Полагаю: собор закрыть и передать под звуковое кино. [Подпись: Узков]
19 — XI. 35 г.

[№ 5]

Выписка из протокола заседания Президиума ВЦИК 20 декабря 1935 г.
(Там же. Л. 9. Машинопись на бланке)

Кому: ЦИК Карельской АССР, комиссии культов, прокуратуре РСФСР.
Выписка из протокола № 31 Заседания от 20 XII 1935 г.
ПРЕЗИДИУМА ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОВЕТОВ

Слушали: постановление президиума ЦИК Карельской АССР от 20 / II с. г. о закрытии Благовещенского собора в г. Кеми (Внесено комиссией культов).

Постановили: Постановление президиума ЦИК Карельской АССР утвердить, собор закрыть20.

Секретарь ВЦИК А. Киселев21
Верно

1 См.: Моруков Ю. Соловецкий лагерь особого назначения (1923–1933 гг.) // Соловецкое море. Архангельск; М., 2004. Вып. 3. С. 122–129.

2 Мальсагов С. Адские острова. Советская тюрьма на Дальнем Севере. Алма-Ата, 1990. С. 34–35.

3 Структура, упоминаемая в наименовании фонда, вела конфессиональные дела на территории РСФСР, а также в самом общем порядке контролировала работу аналогичных комиссий в других союзных республиках. Гораздо большим авторитетом в решении подобных дел обладали спецслужбы, в 1935–1936 гг. — НКВД.

4 ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 171.

5 Там же. Л. 143.

6 Там же. Л. 19.

7 Там же. Л. 4.

8 Там же. Л. 12–12об.

9 Там же. Л. 12.

10 В основе дел о закрытии храмов, как правило, лежали представления местных советских органов.

11 Успенский собор — выдающийся памятник деревянного зодчества Русского Севера. Был заложен в 1711 г. на Лепострове в честь Полтавской победы 1709 г. (Бартенев И. Федоров Б. Архитектурные памятники Русского Севера. М., 1968. С. 67–73).

12 Главнаука — Главное управление Наркомпроса РСФСР, которое в 1930-е гг. ведало наукой, музейным делом, охраной памятников архитектуры, истории и природы.

13 РИК — Районный Исполнительный Комитет советов.

14 Это постановление являлось основным законодательным документом, регулирующим конфессиональную политику Советской власти вплоть до конца 1980-х гг. Его текст см.: Русская православная церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 250–261. См. также: Арапов Д.Ю. Лаушкин А.В. История религий в России: Методические указания и материалы к курсу. М. 2006. С. 19.

15 ВЦИК — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет; КарЦИК — Карельский Центральный Исполнительный Комитет.

16 Из материалов данного дела следует, что Кемский горсовет не нашел ничего лучшего, как разрешить использовать подвал действующего Благовещенского собора под овощехранилище (Л. 12). (Невольно на ум приходят начальные строки 78 псалма: «Боже! Приидоша языцы въ достояние Твое, оскверниша храмъ святый Твой, положиша Иерусалимъ, яко овощное хранилище…».)

17 Кроме имен, упомянутых в этом документе, среди тех, кто пытался оспорить решение о закрытии храма, судя по другим документам, был еще А. Богданов (л. 4, 6 об., 12–12об.).

18 Данный храм представлял собой сооружение из фанеры, обмазанное сверху штукатуркой, которое находилось в районе кемской мельницы. В климатических условиях Западного Беломорья богослужения в нем были возможны лишь летом (Л. 12).

19 В материалах данного дела этот документ отсутствует.

20 В начале 1990-х гг. Благовещенский собор возобновил свою деятельность как приходской храм. В 2006 г. здание собора передано Кемскому Благовещенскому мужскому монастырю во имя новомучеников и исповедников Российских.

21 Киселев Алексей Семенович — советский государственный деятель, в 1924–1938 гг. секретарь ВЦИК.

Арапов Дмитрий Юрьевич

Родился в 1943 г. в Ереване. Доктор исторических наук, доцент кафедры истории России до начала XIX в. исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Специалист в области истории религий в России. Автор более 200 научных трудов.

Версия для печати