|
Информация путешественнику Достопримечательности Историческая справка Летопись Отражения Альманах «Соловецкое море» |
Альманах «Соловецкое море». № 7. 2008 г. Дмитрий Лебедев Соловки как зеркало русской иррациональностиЧаще всего упоминание Соловков вызывает у собеседника ассоциацию с тюрьмой, сталинскими лагерями и репрессиями, а подавляющее число западных туристов едут на Соловки именно с целью посетить место, где был знаменитый лагерь. Один знакомый немец пытался даже найти на Соловках ответы на вопросы о причинах происхождения тоталитаризма в мире. В действительности, по моему убеждению, лагерная тема соловецкой истории только в третью очередь составляет значимость Соловков. Лагерь существовал на Соловках около 20 лет — трагических и горестных, пропитанных слезами и кровью многих тысяч людей. Но 500 лет до этого Соловки были православным монастырем и за свою многовековую историю превратились в одну из наиболее почитаемых православных святынь России. Не следует забывать и об уникальном природном комплексе соловецкого архипелага. Божественное творение природы, духовный подвиг Соловецких преподобных и подвиг верующих, во славу Божью создававших соловецкое чудо, — вот феномены достойные первоочередного пристального внимания и осмысления. К счастью, в таком восприятии архипелага я не одинок. Соловецкий историко-культурный и природный комплекс включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Согласно оценке Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест (ICOMOS), «Соловецкий комплекс — это выдающийся памятник, представляющий собой апогей русской православной стойкости и мужества; выдающийся пример монастырского поселения в суровых условиях Северной Европы, являющийся прекрасным примером веры, целеустремленности и мужества религиозных общин позднего средневековья». Но кроме того, Соловки, с моей точки зрения, являются абсолютным символом чисто русского отношения к жизни и вере. В противоположность Западному миру и западному человеку, который в основе своей рационален и прагматичен, русский человек, как мне кажется, часто склонен к иррациональным поступкам. И еще одна наша национальная особенность — мы готовы беззаветно трудиться только во имя великих целей. Простое зарабатывание денег — нам скучно. Во всем, что делает наш соотечественник — от забивания гвоздя до производства атомной бомбы, он должен видеть высший смысл. Обратитесь к нашей истории. За идею, за Родину, за Веру, за любовь — мы готовы на подвиги, на мобилизацию ресурсов, на усилия, а каждый день ходить на работу и зарабатывать себе на жизнь — это рутина, которая нас не вдохновляет. Как бы ни старались выпускники современных бизнес-школл, вооруженные современными методиками мотивации, объяснить нашему человеку, в чем его кайф от четкого выполнения должностных обязанностей, они не докапываются до глубинных причинно-следственных связей. Мы никогда не будем делать хорошую массовую продукцию, но у нас всегда будут появляться образцы лучшего в мире оружия и мы будем иногда предъявлять миру чудеса в области искусства. Именно через призму иррациональности, с одной стороны, и вечного стремления к великому — с другой, можно понять и объяснить многие явления российской истории, мотивацию тех или иных людей, события, тенденции, перспективы. В XIV–XV веках на Русском Севере было основано более 100 монастырей. Это явление русской духовной жизни получило название «Северная Фиваида». Мне кажется, что выплеск этой энергии именно на север, а не на юг или восток был обусловлен не только экономическими и политическими мотивами. Красота северной природы, ее аскетизм, способствующий погружению в себя, уединенность, а иногда и отрезанность от внешнего мира — вот факторы, которые стали определяющими в движении на север. Апогеем этого движения — его географической и сакральной доминантой стали Соловки — абсолютный пример реализации великой идеи и великого иррационализма. Могучая валунная крепость Соловков, символ, по которому Соловки моментально распознаются, замечательная тому иллюстрация. На материке еще надо поискать столь мощные крепостные сооружения. А здесь монастырская ограда превосходила по мощи все мыслимые требования обороны. Мощная крепость была прежде всего символом, и уже затем оборонительным сооружением. Именно этот символизм внушал такой трепет неприятелю, что за всю историю крепости враги ни разу не пытались брать ее штурмом. В картине современного российского мира православные монастыри вообще, а Соловки особенно ярко, являются интуитивной психологической альтернативой рациональности и прагматизму, свидетельством и символом иного устройства мира, иного мироощущения, иного времени, альтернативой «абсолютным» ценностям современной цивилизации. Аскетизм, отшельничество, монашество, добровольный уход из мира, посвящение себя молитве и служению Богу — все это абсолютно вне системы ценностей «общества потребления». Существование монастырей делает мир не таким однозначным и гомогенным, как хочется глобалистам, помогает человеку осознать многообразие истин, картин, философий, ценностей. Так было и в прошлом. Превращение Соловков в российскую православную святыню происходило постепенно в течение нескольких столетий. Безусловно, основным моментом в формировании феноменальной соловецкой притягательности стал подвиг святых соловецких чудотворцев, наполнивших пространство островов идеей построения совершенного монастырского мира, где все подчинялось служению Богу. Савватий, который строил этот мир внутри себя и открыл для этого идеальное место — Соловки; Зосима, который начал на Соловках историю общежитийного монастыря; их верный спутник и помощник Герман; святитель Филипп, масштаб личности которого выходит далеко за рамки своего исторического времени; Елеазар и Иисус Анзерские, продолжившие лучшие традиции соловецких преподобных, и многие другие подвижники формировали историю и дух Соловков. И эта история наряду с суровой северной природой, окруженной холодным морем, подчеркнутой островной обособленностью, сформировали соловецкую святыню. Думаю, что в представлении средневекового человека Соловки были символом возможного построения царства Божьего на Земле, островами спасения и откровения. Труд в таком месте перестает быть трудом для выживания, а становится трудом высшего смысла. Именно этим трудом и были отстроены Соловки. Труд в обителях всегда был основной формой послушания, а на Соловках даже стал как бы разновидностью молитвы. На островах трудились не только иноки, сюда приезжали «поработать на преподобных», как тогда говорили, тысячи людей. Для кого это была форма паломничества, кто делал это по обету, кто просто по велению души. «Без “усердия к монастырю” населения Русского Севера иноки не смогли бы так благоустроить архипелаг, но без монастыря пропадал всякий смысл хозяйствования на Соловках. Самый тяжелый труд в богоспасаемой обители приобретал духовный смысл». Так опишет это явление историк и философ, исследователь Соловков — Сергей Васильевич Морозов. Рискну предположить, что схожими основаниями (вероятно не всегда осознанными, а зачастую интуитивными) можно объяснить и некоторые явления новейшей соловецкой истории. В 70 и 80-х годах прошлого века на Соловки, как в свое время иноки и паломники, потянулась советская интеллигенция, чтобы работать в музее, реставрировать разрушенные памятники, преподавать в школе и жить на острове рядом с его великой историей. Тогда еще не был возобновлен монастырь, на архипелаге не было ни одной действующей церкви, шедевр соловецкой архитектуры — Спасо-Преображенский собор стоял без куполов (как на пятисотрублевой купюре), но смысл и значимость были где-то рядом. В рамках этой волны советско-соловецкой миграции на Соловки из Петербурга приехал историк С.В.Морозов. Приехал на неделю в гости к своему другу, а остался навсегда. Университетское образование, знание английского и японского языков, широкая общая эрудиция… — он мог бы сделать прекрасную карьеру в столицах. Но предпочел Соловки. Живя здесь и познавая это пространство, которое он называл «пространством особого назначения», Морозов превратился в гармоничную неотъемлемую часть самого острова, и это позволило ему ближе других приблизиться к пониманию соловецкой идеи и соловецкого смысла. Кроме того, Сергей привнес в постижение соловецкого феномена морскую составляющую. Морехождение было частью быта и мироощущения людей, живших на Белом море, и это в полной мере передалось инокам и всему соловецкому монастырю. Обитель была крупнейшим морским монастырем России. Постепенно вокруг Сергея Морозова и вокруг соловецкой морской темы стал формироваться круг людей, объединенных общими интересами. Это были совершенно разные люди — с Соловков, Архангельска, Москвы, Петербурга, других городов. Так возникло Товарищество северного мореходства (ТСМ). Общественные организации часто образуются как небольшие клубы по интересам. Так первоначально было и в Товариществе. Более того, ТСМ около десяти лет вообще существовало как неформальное объединение людей и лишь в 1999 году обрело форму и атрибуты юридического лица. Люди по разному приходили в Товарищество. Я приехал на Соловки как турист и попал в группу к экскурсоводу Морозову. В ходе общения с ним и с Соловками возникло ощущение, что я должен здесь что-то сделать. Соловки, море и север, история и философия, архитектура и реставрация, судостроение и мореплавание, живопись и литературное творчество… — вот лишь некоторые интересы, которые связывают участников объединения. И конечно, Морозов. Свою бесконечную любовь к Соловкам, радость сопереживания и общения с островом, он смог передать всем нам. В 2001 году Морозова не стало. Он умер, оставив людям несколько книг о Соловках, сценариев фильмов и передач, методических разработок экскурсий и экспозиций, огромное количество идей и невероятно доброе отношение к миру. Он оставил нас самим себе. Именно смерть Сергея, как это не странно звучит, послужила катализатором процессов организационного становления Товарищества. Нам всем независимо друг от друга стало тогда ясно, что Товарищество может и должно продолжать выполнять ту миссию, которую нес Морозов. Дарить людям радость общения с Соловецким пространством, нести в мир то откровение, обладателями которого, благодаря Морозову и его творчеству, стали все мы — вот это задача! Интересно, что в столь очевидную мотивацию верят далеко не все. В нашей деятельности пытаются усмотреть то хорошо замаскированный коммерческий умысел, то непомерные амбиции и гордыню. Ну что ж, имеющие уши — да услышат, имеющие глаза — да увидят, имеющие душу — да поверят. Мне очень часто задают чисто западный вопрос в парадигме причинно-следственных связей: «Зачем вам все это надо?» Я отвечаю: «Считайте, что эта такая форма жизни. Бывает так, как привыкли очень многие, а бывает и так. И это тоже нормально. Мы показываем людям, что жить можно по-разному, весь вопрос в выборе приоритетов». О том, что сделано Товариществом за последние несколько лет, можно узнать на нашем сайте. Издательская деятельность, создание Соловецкого морского музея, выпуск фильмов и передач, историческое судостроение, реконструкция памятников истории и культуры, просветительская деятельность, экспедиции. Деятельность Товарищества — замечательный пример того, как много могут достичь люди, если их объединяют высокие цели, любовь друг к другу и к делу, которое они вершат. Это замечательный пример того, что не всё в современной России измеряется деньгами, есть еще человеческие пространства и пространства в душах людей, свободные от товарно-денежных отношений. Одно из таких пространств — пространство ТСМ, вдохновленное и созданное великой историей Соловков. Еще статьи: Соловки — между двух «зон» |
О Товариществе Северного Мореходства Обзор прессы, аннотации Волны Ссылки Карта сайта Иллюминатор О сайте |
|||||||||