SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Альманах «Соловецкое море». № 4. 2005 г.

Алексей Тугаринов

Батюшкин братан

22 августа 2001 года. После позавчерашнего приезда президента Путина Соловки еще неуловимо стерильны. Праздник Всех соловецких святых. Только что закончилась служба в Филипповской церкви. Патриарх Алексий II уже удалился, но народу в храме еще много. Православные толкаются за иконками, которые вручают всем на память об освящении храма, а затем продвигаются к кресту. Другие, более сознательные, делают все наоборот: сначала идут к кресту, а потом за подарком. От этого сумбур. Смиренный о.*** держит крест и всем тихо улыбается, не замечая творящегося неблагообразия. Неожиданно к нему протискивается коренастый пузатый дедок в тельняшке. Отец протягивает ему крест, но веселый дед обхватывает тщедушного иеромонаха за пояс и со словами «Братан, с праздником!» почти стаскивает его с солеи. Священника поддерживают, деда отцепляют и ведут к выходу. Выражение батюшкина лица не меняется. Он и далее пытается навести порядок в храме, лишь глядя на всех тихим ласковым взором.

Через четверть часа. Набережная бухты Благополучия перед монастырем. Еще гудят колокола. На изумрудной траве полукругом стоят столики, с которых торгуют ремесленными товарами приезжие умельцы, и от этого ярмарочного разнообразия веет уже иным торжеством — не церковным, а простонародным, с языческим привкусом (рядом с туесами и глиняными свистульками — «обереги» и прочее непотребство). Дымит самовар, можно напиться чаю. И посреди всего этого празднества с церковным звоном и берестяными коробами, совершенно поперек ему звучит под гармошку, перекрывая холодный ветер и бой колоколов, следующая революционная песнь:

Выпьем за Ленина,
выпьем за Сталина,
выпьем — и снова нальем!

Исполняет ее тот самый дед. Он сидит за круглым пластмассовым столиком для чаепития, на столике — «чекушка», вокруг три свободных стула. После каждого исполнения дед осуществляет собственный призыв, утирается рукавом бушлата и начинает голосить по новой. Видно, что занятие искусством доставляют ему большое удовольствие, но окружающим мастерам он уже надоел, и они косятся на него. Тут из Святых ворот на ярмарочную площадь выходят три здоровяка в беретах. Омоновцы скучают от царящего покоя и пребывают в добродушном настроении. Дедок привлекает их внимание. Молодцы идут прямиком к нему и занимают пустующие стулья. Он перестает петь и, польщенный вниманием таких людей, предлагает им употребить жалкий остаток в его бутылке. «Рынды государевы» смеются, берут деда под белы руки и торжественно уводят в Святые ворота (он им чуть выше пояса). Понятно, что там они его и отпустят, но трудятся на отраду публики и исправляют дело с важностью. Народ доволен: в стране — порядок! Арестованный возмутитель спокойствия доволен больше всех. Самовар вновь закипает и гремит раскрутившейся ручкой.

...А где-то там, в лазурной высоте прозрачного неба, куда уходит звон тяжелых монастырских колоколов, о всех о нас и о веселом деде молят Христа Бога все соловецкие праведники и страстотерпцы.

Тугаринов Алексей Тимофеевич

Родился в 1967 г. Вырос в г. Звенигороде Московской области. Старший сержант запаса. Историк. Путешественник. Более полутора лет прожил на Соловках.

Версия для печати