|
Информация путешественнику Достопримечательности Историческая справка Летопись Отражения Альманах «Соловецкое море» |
Альманах «Соловецкое море». № 5. 2006 г. Елена Андреева Путь из лабиринта…Люди постоянно тщатся сочетать небо и ад. «Беда нашего времени не в том, что никто ни во что не верит, а в том, что верят во все сразу», — сказала однажды в частной беседе замечательная женщина, известный переводчик Н.Л. Трауберг. С тех пор мне приходилось часто убеждаться в справедливости этих слов, в склонности подавляющего большинства людей к двоеверию или «во-все-верию». Соблазн двоеверия не нов и не так прост, как может показаться. Двоеверие даже старше христианства, оно существовало еще во времена пророка Авраама, и борьба с ним — тема, проходящая через весь Ветхий Завет. Для современных европейцев, включая и многих из нас, — это попытка жить в мире, построенном христианством, но без Самого Христа, не слыша Его голоса и не выполняя Его заповедей. Подавляющее большинство людей, обращающихся к нетрадиционным религиозным практикам, хотят, отказавшись от христианства, сохранить его дары и ценности — свободу, моногамный брак, любовь, спасение (хотя и смутно о нем мыслят), чувство радости, — а это невозможно сохранить, попадая на территорию тех сил, которые призываются магическим способом. Но почему же нужно делать выбор? Почему нельзя совместить «то и это»? Разве не правы женские журналы, печатающие на одной странице гороскоп и рецепт приворотного средства, а на другой — церковный календарь на неделю и рассказ о ближайшем православном празднике? Но выбор делать нужно, и нельзя совместить, и журналы не правы. Нельзя находиться в двух несовместимых системах координат и надеяться, что это может закончиться чем-то хорошим. Однако большинство людей не видит категорической необходимости сделать этот выбор, потому что не знают, что они приобретают, если хранят верность Христу, и что теряют, если нарушают ее. Язычество в новых и старых формах заполонило современный мир. Все мы помним тот шквал магизма, который охватил нашу страну после десятилетий насильственного атеизма, — Кашпировского, Чумака, Джуну, Лонго, Глобу и другие менее известные имена. Газеты пестрили сообщениями о невероятных чудесах, в лексикон вошли ранее неизвестные понятия: «карма», «эзотерика» и «оккультизм», «уфология» и «НЛО», «паранормальные явления», «полтергейст» и «барабашки». Доза информации на подобные темы была избыточной, а восприимчивость — повышенной. Лозунг момента был примерно таков: все, что «духовно» (то есть то, что нельзя потрогать), — хорошо. Это было время интенсивной готовности к вере, но и максимальной путаницы: шла перестройка общественного сознания. Неопытность, духовные проблемы, тянущиеся еще с дореволюционных времен, забвение духовной истории, отсутствие как моральных, так и научных критериев делали людей беззащитными перед неведомыми и грозными силами. Постепенно мы начали выбираться из этой паутины, но в разных направлениях. Многие пришли в Церковь, другие, протрезвев от чар, никуда не пришли — просто примирились с обыденностью. Некоторые сделали определенный выбор в пользу магии, астрологии, целительства — как адепты или пациенты. Но большинство погрузилось в обычное состояние — неясной, неопределенной веры «во что-то», веры без выбора, не проясняющей целей общения с невидимым миром. Такая вера не отрицает Бога и в тяжелой ситуации даже готова прибегнуть к Нему, но и не верит Ему до конца. Вот эти-то люди и являются главными жертвами современного магизма. Давая втянуть себя в сферу оккультизма разнообразным магам, колдунам и парапсихологам, они обычно не думают о той цене, которую заплатят за эти действия. Вот лишь один пример (которых можно приводить сколько угодно), взятый нами из книги известных психиатров Д.А.Авдеева и В.К.Невяровича. Пациентка прошла через «различные восточные премудрости и, в частности, через трансцендентальную медитацию, которую больная и ее муж бросили на этапе „полетов", почувствовав энергии далеко не божественные». Впоследствии она начала видеть странные вещи, происходящие с иконами, ее трясло от святой воды, начала кусаться и лаять. Попала в психиатрическую клинику. Совместными усилиями врачей-психиатров и священников получила облегчение, но еще три раза были рецидивы — больную опять приходилось госпитализировать. Окончательного выздоровления так и не наступило. Муж описывает ее состояние так: «Наступает бессонница, взгляд становится тусклым, меня воспринимает как злейшего врага. Затем появляется страх погибели души и истерика с собачьим лаем и конвульсиями»2. Любой священник скажет, что это не только болезнь, но и «беснование», и страх погибели души в этом случае не напрасен. Подобные случаи ныне обыденны, такие пациенты знакомы любому психиатру, описаны в специальной литературе. Да и мы все еще помним зрителей Кашпировского, которые тысячами мотались, выли и рыдали на стадионах и перед экранами телевизоров. Скорая помощь сбивалась с ног во время этих сеансов, так как на одного «исцеленного» приходилось гораздо больше заболевших, и эти сеансы были запрещены по просьбам врачей. Многие из зрителей стали пожизненными психиатрическими больными, но нарушение психического здоровья — еще не самое страшное, что происходит с человеком при столкновении с оккультными явлениями. Что же заставляет людей обращать свой взор к паранормальным явлениям и прибегать к магическим практикам, покупать руководства по «самоусовершенствованию», оккультизму и эзотерике, которыми завалены книжные магазины и уличные лотки, вступать в разнообразные сатанинские секты, многие из которых приводят своих адептов с неизлечимому сумасшествию или массовым самоубийствам? Ясно, что к гадалкам, колдунам, ясновидящим и астрологам многих толкает несчастная любовь, боль измены, алчность, болезни и желание настоять на своем во всех этих ситуациях, любой ценой добиться желаемой цели. Однако бывает, что люди вполне благополучные и несклонные к экстравагантным поступкам сталкиваются с необъяснимым: явлениями мертвых, вещими снами, самопроизвольными перемещениями предметов и т.д. Можно было бы от всего этого отмахнуться как от выдумок невежд, если бы среди свидетельств не попадались иногда такие, в которых усомниться бывает довольно трудно. Хорошо известен, например, случай с Н.П.Бехтеревой, всемирно известным ученым, исследователем мозга и высшей нервной деятельности. После смерти мужа и близких родственников с ней стали происходить странные явления. Она начала видеть покойного мужа в доме и на улице. Эти видения вызывали у нее смущение и страх, что побудило ее обратиться к священнику и следовать его советам. Странные посещения прекратились. Она сама неоднократно рассказывала об этом в интервью. Сейчас она — православная христианка. Однако у многих подобные странные вещи вызывают не страх, а любопытство, и они добровольно вступают в связь с неведомыми силами в надежде вернуть контакт с умершими, обрести власть над видимым миром (включая окружающих людей) и над собственным телом, выйти из «плена» законов природы и проявлений случайности. Часто люди не понимают, что прикасаются к опасным для их душ и тел инфернальным сущностям, и думают, что перед ними некая эффективная «методика» существования в этом мире, которая при правильном использовании принесет только пользу, как и другие методики и средства современного мира — медицинские, информационные, строительные и т.д. И в этой связи очень показательно, что многие современные оккультные учения стараются самоопределиться с помощью понятия «наука», идя навстречу этому человеческому заблуждению и мимикрируя по дороге. Один из самых ярких примеров — тоталитарная секта сайентологов, основанная Роном Хаббардом3. Вера в науку, причем естественную, позитивную, к началу XX в. заменила религиозную веру почти повсеместно. Сегодня отношение к науке уже не такое однозначное. Сохраняя традиционную притягательность, современное естественно-научное мировоззрение уже не является единым, не дает ясной картины мира. Тут-то и образуется свободное поле для причудливых композиций из обрывков физических, исторических, религиоведческих знаний в сочетании с «верой-во-все», тяготеющее к новой религии, которую можно было бы назвать «энерговерием». Подобная смесь, как правило, является идейным манифестом различных эзотерических сообществ. С таким явлением — сочетанием «теории» и «практики» оккультизма мы можем встретиться ныне повсюду. В очередной раз автор статьи столкнулась с ним в самом неожиданном месте — на Соловках, этом центре русской святости, политом кровью многих мучеников. В местных магазинах наряду с изданиями по истории монастыря продается книга О.Е.Кодолы и В.Н.Сочеванова «Путь лабиринта», а также путеводитель по Соловкам того же О.Е.Кодолы. Название в путеводителе набрано славянской вязью, вкратце рассказана история монастыря, храмов, но к этому добавляется приглашение на эзотерический тур «Древняя наука — магия». На островах Соловецкого архипелага сохранились неолитические памятники — лабиринты, груды камней, солярные символы, выложенные камешками, зооморфные изваяния — они-то и есть заветная цель экскурсии. Из интернета узнаем программу тура. Начинается тур с посещения монастыря, первая экскурсия называется «История и архитектура Соловецкого монастыря», далее — «гипотеза о выборе места строительства монастыря» и «перечисление православных аскетических практик». Однако потом программа сворачивает к магическим практикам: «экстремальные практики изменения сознания», «боевые практики», «психостимуляторы», «опыт молчания», «восстановление охотничьих обрядов», «выполнение активных типов медитации — кружение, пение, медитации с огнем и дымом» и т.д. Любознательные путешественники невольно втягиваются в обряды, смысла которых они не понимают и последствий которых не представляют. Деятельность О.Е.Кодолы не ограничивается изданием книг и экскурсиями. Например, в Архангельске 13 мая 2005 г. прошел «Эзотерический вечер с соловецким обедом», где «тайны об островах гостям открывали руководители предприятий индустрии соловецкого туризма и соловецкий шаман». Авторы книги «Путь лабиринта» обещают раскрыть тайну лабиринтов и принципы «науки магии». Посмотрим, что же за «наука» представлена в этом «программном труде», являющемся идейной основой всей магико-туристической деятельности. Заранее просим прощения за обильное цитирование, но типичность этой книги побуждает нас к этому. Какие же цели объявляют авторы? Обратимся к предисловию. Начало многообещающе: «…Мы вынуждены рассмотреть особенности и различия научного, религиозного и магического подходов, как трех основных этапов развития человечества». Пока все по Гегелю. «Мы вынуждены это сделать потому, что в современном человеке переплелись не только вера в чудеса науки и техники, но и вера во «всемогущего и всесильного» бога (так в оригинале — Е.А.), а также вера в магические обряды и ритуалы». Согласимся. Логично ожидать «распутывания» этих «вер», но далее в книге мы видим совсем неожиданный поворот причудливой мысли авторов: «Мы не утверждаем нашу „субъективную правду" и не претендуем на знание „единой истины". Скорее, стараемся вызвать на диалог тех, кто способен к компромиссам…» «А есть ли „истина" — вопрос бесполезный. Даже, скорее, вредный… Мы не ищем истину…» «Мы просим вас не впадать в ограниченность „однозначных ответов". Обходите стороной крайности любых мировоззрений, какими бы полезными они не казались. Все относительно! … Кроме того, можно добавить, что философия магии (как мы ее понимаем) исключает любую ортодоксию и догматизм, заставляет избегать крайних позиций, часто проходя „где-то посередине". Конечно, здесь кроется и опасность — в этой сфере размываются понятия „добра и зла", о которых так любят говорить морализаторы». «Даже сегодня множество деятелей как науки и культуры, так и магии и мистицизма, поют те же самые песни о добре и зле». О таких «пустяках», как добро и зло, истина и логика, авторы предлагают забыть как о крайностях, которые уже договорились с нами отбросить: «Отсеяв бред, галлюцинацию, откровенные домыслы и вымыслы, мы получим рациональный остаток». Какой остаток — не сказано, но из дальнейшего следует, что в нем — способ подобраться к утерянным магическим обрядам. «Цель наших исследований — выявление полевых (геофизических) характеристик сакральных мест и сооружений; их воздействие на человека (медико-биологический аспект) и возможности практического применения человеком знаний о полевых характеристиках Земли… Взгляд на реальность, который мы предлагаем, не является истиной в последней инстанции — это всего лишь один из возможных вариантов». «Мы выбираем нестандартную систему координат, и приглашаем вас к повороту от всех известных направлений. Туда, где разговор с камнем равноценен общению с богом...»4. Повороту куда? Неизвестно. Не правда ли, кристальная ясность в целях, критериях и методах «магической науки»! Дальше еще «яснее»: следует религиозно-теоретическая часть, где авторы решительно порывают с учениями монотеистических религий и нещадно перевирают их принципы. О религии говорится так: «Религия стала бизнесом, а человечество осталось без духовных лидеров. И вряд ли сегодня религиозные таинства удовлетворят искания человечества, познавшего науку… Сегодняшняя точка зрения человечества редко согласуется с канонами и догматами официальных религий»; «…несмотря на пристальное внимание человечества к проблемам искусства магии, все словесно-интеллектуальные упражнения, эмоциональные переживания „разговоров с Девой Марией", … к сожалению, не несут в себе никакой фактически ценной информации». Далее идет чудовищный по безграмотности отрывок: «С приходом монотеизма (в частности, христианства) поклонение трупам (то есть смерти) приобрело повальный характер. Даже сегодня многие люди считают великим счастьем приложиться к каким-нибудь „мощам" — то есть напрямую почитают труп. Монотеисты обожествили смерть. И кровавая жертва Единому Богу свершилась»5. Вот так энергичные авторы на нескольких страницах разделались с истиной, моралью, логикой, наукой, всеми мировыми религиями, а также со всей многовековой духовной историей человечества, не отягощая себя и читателей утомительными подробностями. «Мы себя ограничили. Мы создали удобный предсказуемый мирок, в котором господствуют логика, рационализм, мораль, здравый смысл и принципы»6. Следуя логике авторов, все это нужно отбросить. Особенно авторов сердят «добро» и «любовь», которые они почти всегда берут в кавычки. Любой, даже вполне далекий от науки и духовной жизни человек поймет из этих цитат, какова «научная ценность» этой книги. Стиль ее, как и множества подобных изданий, — смесь таинственности и наукообразия с бытовыми «байками» и голословными утверждениями секретных адептов «магических наук». В книге присутствуют ссылки, таблицы, список «источников», а также цитаты почтенных религиоведов, но ничего общего с наукой книга (как и тысячи ей подобных) не имеет. На каждый абзац «Пути лабиринта» легко дать обоснованное опровержение, опираясь на научную религиоведческую литературу и тот самый раздражающий авторов здравый смысл. Но подобные руководства опасны не аргументами, аргументы для них — вид заклинаний: читатель увидит их «ученость», устанет разбираться и начнет просто слушаться указаний. Чаще всего, к сожалению, так и бывает. Итак, цель авторов — отказ от истины и обретение «пользы». При всей псевдонаучности книги и неясности методов главное зерно ее — «польза» — видно как на ладони. «Оценивать и использовать» — вот ключевые слова. «Вся человеческая история может быть описана как процесс соприкосновения с непознанным, а также его описания для дальнейшего использования»7. Польза, которую авторы хотят извлечь из «научных камланий» возле гробниц, пирамид и лабиринтов, — некое могущество. А ключ к этому могуществу — знание обрядов, то есть «правильных» слов и действий. К ним-то и нужно подобраться. Поэтому остальная духовная история человечества отправляется на свалку. Попробуем для начала разобраться в том, каков смысл лабиринтов и груд камней — неолитических захоронений Заяцкого и соседних островов. Авторы книги так и не раскрыли его: «Сегодня мы не можем с уверенностью сказать, каким был духовный мир наших предков. Для чего были придуманы, как и кем проводились сложнейшие обряды неолитических времен? Отчего различные несоприкасающиеся культуры всех материков и времен использовали практически идентичные символы и сооружения? Отчего большинство культовых сооружений мира подчинено общим принципам и обладает одинаковыми функциями?... И, наконец, как возможно объяснить эти странности с точки зрения сегодняшних научных достижений»8. Лабиринты, заявленные в заглавии, так и остались тайной «за семью печатями»: «О назначении лабиринтов в европейской археологии говорится так же расплывчато, как в российской. Либо лабиринты использовались как культовые сооружения, либо в них проводились какие-то обряды. Что это за культы, и каковы эти обряды, как правило, умалчивается»9, — таково мнение О.Е.Кодолы и В.Н.Сочеванова. Между тем, выдающиеся ученые — религиоведы, антропологи, лингвисты и археологи — за последние сто пятьдесят лет произвели буквально прорыв в понимании смысла древних верований. Попробуем с их помощью ответить на вопросы, поставленные в книге. Безусловно, исчезнувшие культы нелегко реконструировать. Понятия давно умерших людей имеют другой ареал, иное поле значения, чем понятия нашей эпохи. Но то общее, что объединяет нас с нашими предками и охватывается понятием «человечество», соединяет наши жизни общим смыслом. Улавливая невербальную логику древних, вникая и осмысливая их поступки, какими бы необычными и таинственными они нам не казались, мы можем реконструировать мысль строителей лабиринтов и расшифровать символы с большой долей достоверности. Крупнейшие ученые, такие как сэр Эванс-Причард, Эдвин Оливер Джеймс, Эдвард Бернер Тайлор, Арнольд Тойнби, Эндрю Ленг, Дж.Хокинс и Дж.Уайт, Дж.Дж.Фрезер, Леруа Гуран, Мирча Элиаде, Л.Леви-Брюль и Леви-Стросс, А.Б.Зубов и многие другие, проделали огромную работу по реконструкции древних верований. В выдающемся труде М.Элиаде — трехтомнике «История веры и религиозных идей» — только обзору литературы о неолитических постройках посвящается несколько страниц. Если суммировать открытия разных ученых, то их смысл сводится к следующему. Ко времени эпохи неолита уже давно сформировалось представления о жизни после смерти и возрождении (именно возрождении, а не реинкарнации, как сказано в «Пути лабиринта», — понятие реинкарнации появится спустя тысячелетия). Поэтому уже тогда умершего не выбрасывали, а совершали над ним сложные действа. Тело, как правило, выставляли на корм птицам, чтобы те в своей утробе унесли плоть к небу (изображения таких птиц встречаются на гробницах и стенах древних пещер). Этот обычай до сих пор сохранился, например, в Монголии. Далее кости сжигали или очищали другими способами и помещали «в утробу Матери-Земли» — внутрь кургана или в сердцевину лабиринта, который символизировал матку. «Любой курган, даже самый маленький могильный холмик, воспринимался как живот Матери-Земли, беременный новой жизнью… Мать-Сыра-Земля, кормящая человека, принимающая в себя его тело, должна была и его возродить, подобно зерну, к новой жизни...»10 Посеянное «семя» — кости умершего — должны были, по мнению наших далеких предков, прорасти в ином мире. Установлено, что символика кургана и лабиринта родственны друг другу. Но идея лабиринта сложнее. Лабиринты появились позже, чем курганы. Часто они соседствуют друг с другом. На Заяцком острове и островах архипелага Кузова мы сталкиваемся как раз с таким соседством: круглыми холмиками-курганами, большими курганами и лабиринтами-спиралями. Спиральные лабиринты и их изображения (на стенах пещер, на камнях, на сосудах и пр.) очень многочисленны. Их появление связывают с переходом первобытных племен к «оседлой, аграрной жизни, вызвавшим пересмотр отношения к плодородию, космическим циклам, земному и материнскому божеству. Сельское хозяйство подразумевает оседлую жизнь, …так же как и веру в „восстановление" семян невидимыми силами, скрытыми в земле... » Древние изображения часто «связывают лабиринты одновременно с культом мертвых и с символами плодородия. Во многих случаях доисторические рисунки изображают нечто похожее на женские гениталии. Иногда концентрические круги пересекаются прямой или извилистой линией, бегущей к центру, символизирующей движение сперматозоида к яйцу». «Земля как утроба поглощает семя, мертвых, солнце или девственниц, прежде чем возродить растения, души, весну и плоды. Многие известные мифы дают примеры жертвоприношений девственниц и захоронения мертвых для того, чтобы обеспечить будущий урожай»11. В одном из мифов, записанных антропологом Адольфом Е. Ессеном на острове Сирам в Индонезии, девственница Гайнувела приносится в жертву после того, как в течение девяти дней и ночей она проходит по большой спирали, оттесняемая мужчинами и женщинами в центр. Убив, они хоронят ее в сердцевине лабиринта. При таком подходе к делу покойный рассматривается и как жертва богам, а значит — как источник благ для живых. «От мертвых, — пишет в одном трактате Гиппократ, — приходят к нам пища, семена и способность к росту»12. «Захоронение мертвых и сеяние семян освящает землю. Таким образом создается сакральное пространство, место священной тайны, слияние противоположностей, где жизнь и смерть, свет и тьма, мужское и женское трансформируются и растворяются друг в друге. Как в магическом смысле, так и на практике, лабиринт представляет собой защиту наиболее ценных духовных богатств клана»13. О ритуалах, сопровождавших похороны и поддерживающих связь с покойником, мы можем только догадываться, опираясь на древнейшие тексты, собранные по всему миру. Но ясно, что лабиринт должен был препятствовать покойному возвратиться в мир живых, поэтому он символизирует сложную дорогу снаружи – внутрь, но не наоборот. То, что захоронения производились на островах, было для доисторических людей очень важно. Мертвый как бы переходил через стихию воды. Символика воды занимает большое место во всех религиях и тоже связана со спиралью и лабиринтом. Вихревые движения в воде служили намеками на погружение в «пучину смерти»14. Во многих религиях лодка и волны — символ смерти и невозвратимости. Египетских фараонов перевозили хоронить в «Город мертвых» на специальной ладье, которая тоже захоранивалась рядом с пирамидой. У северных народов часто и хоронили в лодке. Таковы были представления людей каменного века и их потомков-язычников. Они не сомневались в реальности невидимых существ, ощущали их присутствие и старались как-то наладить отношения с ними. Хрупкое равновесие между миром живых и миром духов они пытались поддерживать кровавыми жертвами и внушающими современному человеку ужас ритуалами. Не стоит сомневаться, что такая практика была адекватна накопленному ими духовному опыту. Однако вовсе не эти древние представления строителей лабиринтов о мире интересуют О.Е. Кодолу и В.Н. Сочеванова и даже не предназначение самих лабиринтов, с точки зрения их строителей. Несмотря на всю путаницу, которая царит в разбираемой нами книге, все же прослеживается основная линия: авторов волнуют только обряды, благодаря которым они и их подопечные могли бы исполнить свои желания. И не беда, что действительные обряды строителей лабиринтов уже давно забыты, а характер невидимых сущностей, к которым они должны привести, авторы книги легкомысленно игнорируют. А напрасно… «Религия объясняет законы мира первопричиной, постулируя «Бога», а магию не интересуют объяснения. Магия просто использует законы мира, не пытаясь их объяснить. И — что очень важно — не внося этических и моральных оценок. Магическое мировоззрение всегда несколько выше [?! — Е.А.] — оно никого ни к чему не призывает»15, — пишут авторы «Пути лабиринта». При этом они забывают, что древние ритуалы входили в цельную систему миропонимания и были частью совершенно особых отношений между миром духов, человеком и природой, и их нельзя изолировать. Нельзя совместить несовместимое. Чтобы войти в магический мир древних, необходимо порвать с современным миром, сформированным христианством (пусть ныне влияние христианства на него и сильно ослабло). Участие в неоязыческих обрядах — это не просто «махание руками», а разрыв с таинством Крещения (для крещеного человека). Однако для многих это неявно. Оторванные от корней, скученные в городах люди давно перестали различать магию и религию, видя в магии благо, которое привыкли ждать от религии. Вводят в заблуждение и внешнее сходство приемов, и забвение полной внутренней противоположности магии и религии. А.Б. Зубов пишет: «Магия есть определенная религиозная практика, ориентированная на подчинение духов — или положительное (привлечение их сил себе на подмогу) или отрицательное (так называемая защитительная магия, когда воздействия духов стараются избежать)… В тех… религиях, где Бог-Творец „вынесен за скобки" актуальной религиозной практики и адепт всецело погружен в мир духов (такие религии я именую демоническими — от греческого „даймонон" — дух, низшее божество), магия становится… основной религиозной практикой. В отличие от религиозного, магическое сознание стремится овладеть духовным миром, подчинить его своей воле. Религиозное же сознание, напротив, желает, само избавившись от своеволия, подчинить себя воле Создателя-Бога…»16. Так постараемся провести как можно более четкое разграничение религиозного (мистического) и магического принципов. Мы сравним магизм с христианством (специально выбрав два наиболее удаленных друг от друга духовных полюса), хотя то, что касается христианства, в большей или меньшей степени относится к любой монотеистической религии.
Ограничимся этим, хотя еще многое нужно было бы добавить, особенно о слиянии неоязычества и технократии. Но это тема отдельного исследования. Мы же и так успели увидеть, что христианство и магизм — это два разных, непримиримо враждебных друг другу понимания мира. Принять одно из них означает выбрать путь: к рабству неизвестным силам и конечной погибели или к свободе в Боге и вечной жизни. Теперь самое время спросить себя: чего мы ищем на могильных холмах, в лабиринтах, у знахарей, колдунов, гуру всех толков, вступая в контакт с неизвестными и разумными силами? Со всем тем, что великий английский писатель К.С. Льюис называет «мерзейшая мощь»? Помним ли мы, к чему привело повальное увлечение спиритизмом в XVIII–XIX вв.? Возникает ли у нас закономерный вопрос: почему тень вождя-охотника или жреца должна помогать человеку, который в «Пути лабиринта» назван «сгустком энергии», осуществлять его желания? Почему мы думаем, что эти тени способны и желают одарять нас энергией? Если окружающий наш мир — лишь «частный случай проявления энергии» — то какое ему дело до нас? Почему мы ждем от неведомых нам сущностей, которых христианство относит к демонам, бескорыстия и благожелательства? Вся история язычества, отлично известная и описанная в тысячах научных книг, говорит нам об обратном: духи сами несвободны и требуют нешуточных жертв. Те, кто обращаются к ним и не хотят платить добровольно, платят принудительно. Древний мир пережил огромные страдания прежде, чем дождался пришествия Христа и освобождения из плена. Первые христиане ликовали и плакали от радости, получив свободу. Каждый из нас в таинстве крещения получает свободу от гибельной власти духов. И дальше волен потерять ее или сохранить. Так зачем же мы так легкомысленно отталкиваем спасающую нас руку и идем в кабалу, может быть, еще более страшную, чем та, в которой мучалось человечество до пришествия Спасителя?! Необходимо дать себе ясный отчет в своих действиях и мотивах своих поступков, сделать выбор и «выйти из лабиринта». Использованная литература: 1. Авдеев Д.А., Невярович В.К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии. М., 2001. 1 Льюис К.С. Письма баламута. Баламут предлагает тост. Расторжение брака. М., 2004. С. 119. Андреева Елена Николаевна Родилась в 1955 г. в Москве. Выпускница философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Научный редактор издательства «Паломник». |
О Товариществе Северного Мореходства Обзор прессы, аннотации Волны Ссылки Карта сайта Иллюминатор О сайте |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||