SOLOVKI.INFO -> Соловецкие острова. Информационный портал.
Соловецкий морской музей
Достопримечательности Соловков. Интерактивная карта.
Соловецкая верфь








Альманах «Соловецкое море». № 4. 2005 г.

Дмитрий Лебедев

Соловецкая партия — миттельшпиль: штрихи современной политической ситуации на Соловках

Диспозиция

Музей

Федеральное государственное учреждение. В структуре Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Самый большой бюджет из всех организаций острова (за последние три года). Самый крупный соловецкий работодатель. 35-летний опыт работы. Сильные кадры. Большой организационный и управленческий потенциал. Достаточно талантливый пиар. Руководство музея имеет собственную стратегию развития Соловков. Принимает активное участие в общественной жизни. Ведет многоплановую политическую игру, целью которой является создание подконтрольной музею системы островного управления, способной влиять на все стороны современной жизни на Соловках. Осенью 2004 г. выборы главы местной администрации выиграл представитель музея. В деловых партнерах: архангельские строительные фирмы и крупные туроператоры, руководство Минкульта.

Монастырь

Один из важнейших монастырей в Русской Православной Церкви. Более чем 500-летняя история. Возрожден в 1990 г.

Настоятель — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В его отсутствие управляется наместником. Является духовным правопреемником дореволюционного монастыря.

Активно набирает силы с каждым годом. Готов играть существенную роль в определении судьбы Соловков. Пользуется поддержкой православной общественности (в том числе — предпринимательской). Дистанцируется, в силу монашеского образа бытия, от активного выражения своей позиции, участия в политической жизни и конфронтации с иными структурами. По сути, в силу исторической логики, является единственной вневременной неконъюнктурной силой, с которой вынуждены считаться все, кто пытается определить современную соловецкую действительность.

В настоящее время монастырю передано несколько строений в центральном архитектурном комплексе («Кремле»), отдельные помещения в разных скитах архипелага, а также скиты и земли острова Анзер.

Является центром духовного притяжения и паломничества.

Лесхоз

Областного подчинения.

95 % территории островов! Леса архипелага отнесены к I группе — леса, имеющие историческое значение. Леса находятся в собственности Российской Федерации. Очень скромное финансирование. Руководство лесхоза не участвует в активной соловецкой политике, но твердо отстаивает свою независимость и с уважением относится к возрождающемуся монастырю. Будущее лесхоза в настоящее время выглядит неопределенным в связи с общей неопределенностью и реформой в лесной отрасли страны.

Администрация

До 2005 г. — Муниципальное образование «поселок Соловецкий». Выборная власть. Последние выборы прошли в декабре 2004 г.

В марте 2005 г. областное Законодательное собрание упразднило муниципальное образование, придав Соловкам статус сельского поселения и присоединило его к Приморскому району Архангельской области.

Проблем у местных властей больше, чем возможностей. Убогие коммунальные службы и поселковое хозяйство. Дотационный характер экономики. Незначительный бюджет. Недостаток квалифицированных кадров. Отсутствие долгосрочной стратегии.

Известие о смене административного статуса на Соловках восприняли неоднозначно. Что из этого получится, покажет будущее.

Местное гражданское сообщество

Население поселка.

Около 900 человек. Зимой меньше, летом больше. По происхождению — наследство военной базы, водорослевого комбината, строительных структур советской эпохи; а также интеллигенция, приехавшая на Соловки в 1970-1980-е гг.: в музей, школу и другие учреждения. Работает в музее, частном секторе (гостиницы, магазины, общепит, извоз), водорослевом комбинате, реставрационном кооперативе, в школе, лесхозе, больнице, структурах потребкооперации (пекарня, кафе, магазины), на дизельной электростанции, в аэропорту, ПЖКХ и т.п. Имеет подсобные хозяйства, летом сдает все, что можно под жилье туристам.

Наиболее деятельная часть населения представлена частными предпринимателями и теми, кто приехал работать на острова по велению души (реставраторы, энтузиасты музейного дела, учителя, представители научных сообществ).

На островах кроме традиционных российских пороков весьма сильны «великосоловецкие» иждивенческие настроения. Работать в основной своей массе население не рвется. Строительные структуры и владельцы гостиниц и даже водорослевый комбинат предпочитают на сезон завозить рабочих из Архангельска, а не нанимать местных.

В целом население любит свой остров и уезжать никуда не собирается.

Внешние структуры и организации

Условно их можно подразделить на три группы: государственные ведомства, бизнес-структуры и общественность.

Стратегии

Радикально-православная

Соловецкие острова созданы Богом для жизни монашеской, поэтому иные «формы жизни» здесь невозможны. Все соловецкое достояние создано Православной Церковью, поэтому должно быть ей возвращено. На этом основании предлагается полностью передать острова Русской Православной Церкви. Население переселить на материк. Гражданскую жизнь упразднить. Данная стратегия имеет теоретический характер. Практические инструменты ее реализации отсутствуют.

Православно-культурологическая

Соловки — величайшая православная святыня, развивающиеся как православный духовный и культурный центр. Предлагается вернуть монастырю имущественный комплекс, т.е. все дореволюционные постройки. Понимается и принимается общечеловеческое значение соловецкого наследия. С современной гражданской жизнью на островах налаживается нормальный диалог. Принципиальные решения по хозяйственной деятельности и стратегии развития архипелага предлагается согласовывать с монастырем. Музей существует при монастыре. Наместник является одновременно и директором музея, или же кандидатура директора согласуется с ним. Монастырь контролирует средства, идущие на реставрацию, и совместно с компетентными госорганами по охране памятников определяет приоритеты использования этих средств. Основной туристический и паломнический поток направляется в паломническое и экскурсионное бюро монастыря. Инструменты реализации стратегии — монастырь совместно со всеми разделяющими стратегию силами.

Культурологическая

Соловки, прежде всего, — это уникальные памятники археологии и архитектуры общемирового значения. Особо ценный природный объект. Место поклонения жертвам тоталитаризма. Необходимо изучать, восстанавливать, сохранять и демонстрировать уникальное наследие Соловков. Обеспечить полноценные возможности для нормальной деятельности монастыря. Обеспечить свободный доступ ко всем объектам наследия. Развивать полноценный музейный комплекс. Регулировать туристический поток и нагрузки на территорию. Для охраны природного наследия рассмотреть вопрос о создании национального парка. Инструменты реализации стратегии — музей совместно с отечественными и международными общественными организациями, монастырь, лесхоз и местная администрация.

Ресурсная или бизнес-стратегия

Соловецкое культурное и природное наследие рассматривается как основой ресурс для развития территории и получения прибыли. Необходимо воспользоваться устойчивым интересом к Соловкам для превращения их в международный центр туризма и паломничества, визитную карточку Севера России. Активно использовать государственные средства, выделяемые на реставрацию памятников, для придания привлекательного внешнего вида и благоустройства территории. Создание гостиничной и иной инфраструктуры. Создание современных бытовых условий для туристов. Привлечение частных инвесторов в туристический и гостиничный бизнес. Создание условий для деятельности монастыря как одного из объектов показа. Жесткий контроль всех завязанных на острова финансовых потоков. Основной инструмент реализации стратегии — структуры Минкульта, руководство музея и коммерческие фирмы, занимающиеся подрядными работами, туристическим и гостиничным бизнесом.

Ход партии

Мониторинг общественно-политических событий последнего времени на Соловках и вокруг них приводит к неутешительным выводам. Ничего не меняется. Основными проблемами Соловков были и остаются следующие:

— конфликт идеологий и интересов;

— отсутствие единства взглядов на настоящее и будущее Соловков;

— отсутствие единой стратегии развития островов, согласованной всеми заинтересованными сторонами;

— отсутствие механизма выработки такой стратегии.

Прошедший год внес в это базовое состояние соловецкой атмосферы некоторые нюансы. Можно сказать, что позиции и действия сторон окончательно выкристаллизовались. А в дополнение к существующей палитре соловецких общественно-политических страстей можно добавить еще и проявляющуюся позицию государства. Ее можно было бы обозначить как упорное нежелание власть предержащих (на всех уровнях от центральных федеральных до местных островных) признать за Соловками статус православной святыни со всеми вытекающими из этого факта организационными последствиями. Или, более мягко, — нежелание государства определить позицию по Соловкам.

О причинах такого поведения можно гадать, но, собственно говоря, набор вариантов достаточно универсален для нашей страны. Это глупость, амбиции и деньги. Причем перечисленные мотивации могут выступать как порознь на разных уровнях, так и вместе, представляя одну структуру. Глупость объясняет бездействие, ну а действиями движет все остальное.

Глупость заключается в том, что не услышано и не понято (судя по реакции) значение и возможности Соловков для современной России. Лень во всем этом разбираться. Есть задачи более важные.

Соловки — благодатная территория для самореализации во всех даже самых крайних проявлениях от самопожертвования до высочайшей амбициозности. Своего рода — это мини-государство в масштабах острова и любое активнодействующее соловецкое лицо — явление «государственного масштаба».

С финансовыми интересами как раз все понятно и рационально. Государственные ассигнования на реставрационные и восстановительные работы и доходы от туристического бизнеса являются соблазнительным объектом для капитала. Поэтому те, кто контролирует сегодняшние соловецкие финансовые потоки, крайне заинтересованы в сохранении существующего положения.

«Игроки» осваивают современные технологии общественно-социальных процессов. Растет качество пиара, лицемерие и корыстолюбие столь искусно маскируются в добродетель, что неискушенный обыватель уже не понимает, где правда.

Талантливо разыгрываются несколько следующих популистских карт:

— всемирное достояние и международное значение Соловков,

— интернациональная и надконфессиональная память ГУЛАГа,

— несчастные местные жители, о которых за высокими спорами все забыли.

К сожалению, для части «игроков» безразлично реальное содержание, стоящее за названными проблемами. Для них это содержание — средство.

Тезису о справедливости возврата Церкви реквизированного у нее большевистским режимом имущества пока никто ничего содержательного не противопоставил. То, что это неизбежно произойдет и на Соловках, сегодня понятно уже даже совсем упертым противникам. Вопрос когда и в каком объеме. Судя по тому, как ситуация все глубже заходит в крайнюю позицию, можно предположить, что все будет крайне радикально и неожиданно (как с губернаторами). Пока государство определяется, те, кто контролирует ситуацию сейчас, берут свое. Разменной монетой при этом выступает всемирное достояние, память замученных в Соловецких лагерях, местное неустроенное население, да собственно и сама российская интеллигенция во всем ее многообразии: от музейных сотрудников до столичных академиков.

Именно к интеллигенции прежде всего и обращены эти заметки, а точнее к той ее части, которая призвана идейно обслуживать практиков от культуры. Задумайтесь, где и в чем та почва, на которую вы опираетесь, совершая то или иное действие, поддерживая ту или иную стратегию. Вдумайтесь, как замечательно прагматики манипулируют вашими чувствами и побуждениями. И если вы способны к серьезной рефлексии и не заражены тяжелой формой «фанатения» от собственной правоты, то ваши размышления в поисках ответа на вечный российский вопрос «что делать?» должны, как кажется, привести вас к поддержке одного из предлагаемых планов действия:

План-оптимум:

1. Признать приоритетность духовного значения Соловков. Из этого продуманного и осмысленного признания вытекает государственная поддержка Соловков, прежде всего, как духовного и культурного центра.

2. Признать статус и значение современного монастыря, а также роль, которую он будет играть в определении стратегии развития островов. Оказывать монастырю всемерную поддержку.

3. Согласовывать с монастырем основные хозяйственные планы относительно островов: по земле и лесопользованию, по инвестициям, по новому строительству, по регулированию туристических потоков, по транспортной и иной инфраструктуре.

4. Поддерживать проведение широкой открытой дискуссии по проблемам Соловков, определения их будущего статуса и стратегии развития. Участвовать в конференциях, симпозиумах, семинарах.

План-максимум:

1. Взять за основу развития Соловков православно-культурологическую стратегию. Учесть идеи и пожелания культурологической стратегии. Идеи ресурсной стратегии использовать как инструмент, отвергнув их содержательные основания.

2. Разделять и управлять. Не допустить концентрации в одних руках всех соловецких ресурсов: культурного наследия, земель и лесов, бюджетных средств на реставрацию, финансовых потоков от паломничества и туризма, транспортных ресурсов, местного предпринимательства и самоуправления.

3. Оказывать поддержку местному соловецкому предпринимательству.

4. Осуществлять вложения в островную инфраструктуру (энергетика, коммунальные службы, канализация, водоснабжение).

5. Организовать денежные потоки, завязанные на Соловки, таким образом, чтобы основная масса денежных средств оставалась на острове, а не уходила с него. На практике это означает, что реставрационные работы должны проводиться, прежде всего, местными соловецкими реставрационными и строительными мощностями. И только средства сверх возможностей местных организаций могут осваиваться не островными структурами. Тот же подход применять относительно гостиничных и туристических услуг.

У одного моего знакомого бизнесмена, занимающегося поставкой в нашу страну моющих и чистящих средств, на стене висит лозунг — «Кто экономит на чистоте, тот или вор или свинья» (Ю. Ким). Какое-то время он всерьез рассматривал возможность превращения этой цитаты в слоган агрессивной маркетинговой кампании своей фирмы. Но посчитал, что для широкой аудитории, на которую эта кампания рассчитывалась упомянутое заявление выглядит слишком шокирующим.

Узкому кругу (тонкому слою) читателей, которые познакомятся с этой статьей тоже предлагается радикальный выбор. Не принимая совсем изложенные здесь соображения, вы либо искренне заблуждаетесь — не понимаете, не знаете, не чувствуете Соловки — и тогда есть надежда на прозрение, либо выполняете социальный заказ, и тогда это остается на вашей совести. Вот такая получается категоричность.

Об авторе

Еще статьи:
Соловки как зеркало русской иррациональности
Как Соловки вернуть церкви
Соловки — между двух «зон»

Версия для печати