|
Информация путешественнику Достопримечательности Историческая справка Летопись Отражения Альманах «Соловецкое море» |
Альманах «Соловецкое море». № 4. 2005 г. Архимандрит Иоанникий (Юсов), протоиерей Иоанн Сырцов Пятидесятилетие Соловецкого пароходстваПубликуемая ниже статья о Соловецком пароходстве была впервые представлена читателям «Архангельских епархиальных ведомостей» за подписью архимандрита Соловецкого монастыря Иоанникия (Юсова)1. Вскоре тот же текст повторяется в отдельном московском издании, где автором назван некто И.Сырцов2. По-видимому, это тот самый Иоанн Яковлевич Сырцов, который впервые заявил о себе в исследовании, посвященном соловецкому старообрядческому восстанию XVII в. Оно было напечатано сначала в «Православном собеседнике» (1879 г.), затем — вышло отдельной книгой3. Первое издание книги увидело свет в Казани, что неслучайно. Незадолго до нападения английских фрегатов «Бриск» и «Миранда» на Соловецкий монастырь в 1854 г.4 часть рукописей из библиотеки монастыря была вывезена в Казанскую духовную академию. Впоследствии о.Иоанн Сырцов, ставший протоиереем и ректором Костромской духовной семинарии, еще не раз обращается к соловецким темам. В 1891 г. выходит в свет его труд о соловецком архимандрите Порфирии (Каробоневиче)5, в 1904 г. — о военных событиях у стен Соловецкой обители в период Крымской войны6, в 1911 г. — уже упомянутый очерк о Соловецком пароходстве. Не исключено, что протоиерей И.Я.Сырцов мог быть одним из помощников архимандрита Иоанникия (Юсова) в научных и литературных делах (на что, в частности, указывает «двойное авторство» публикуемой статьи). В 1899 г. по инициативе архимандрита Иоанникия была издана анонимная «История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря»7. Стилевые особенности этого труда — последнего в череде дореволюционных книг по истории Соловецкого монастыря — позволяют предположить, что в его подготовке мог также участвовать о.Иоанн Сырцов. Но окончательную ясность в этот вопрос смогут внести только новые исследования. Василий Матонин, Марина Смирнова В 2005 году исполнилось 50 лет с того времени, когда знаменитый Соловецкий монастырь, приютившийся в XV столетии на беломорских пустынных Соловецких островах, обзавелся своим пароходством, имеющим специальное назначение привозить и отвозить в Архангельск своих посетителей богомольцев, число коих достигает за лето до 15 тысяч человек. Учреждение пароходства стоило монастырю больших усилий и значительных средств. Но те благотворные плоды, какие приносит теперь пароходство и самому монастырю и в особенности богомольцам, побуждают совсем забыть и о трудностях дела, и о больших затратах, сопровождавших смелое предприятие иноков. Чтобы вполне оценить благодетельность учреждения Соловецкого пароходства в отношении к многочисленным поклонникам Соловецких святынь, необходимо припомнить о том способе перевозки богомольцев по морю, какой практиковался до учреждения пароходства в течение 400 лет. ПРЕЖНИЙ СПОСОБ ПЕРЕПРАВЫ ПО БЕЛОМУ МОРЮ К СОЛОВЕЦКИМ ОСТРОВАМ В течение трех с лишком столетий, до половины XIX столетия, никаких особых приспособлений с этой стороны самим монастырем не предпринималось потому, что до этого времени монастырь не имел привилегии заниматься этим делом один: имели полное право заниматься перевозкою и усердно занимались и частные люди, архангельские мещане. У посторонних промышленников-перевозчиков было только то общее с монастырем, что все они перевозили через бурное Белое море невзыскательных паломников в утлых небольших парусных закрытых лодках. Богомольцы стекаются в обитель с различных сторон: из Архангельска, отстоящего от Соловецких островов на 350 верст, из Онеги за 90 верст и из Кеми в 60 верстах. Определенных промежуточных станций почти нет ни на том, ни на другом пути; по крайней лишь нужде приворачивали к западному берегу Белого моря, или приставали к пустынным попутным островам. Особенно был труден и опасен путь из Архангельска, который большею частию приходилось совершать безостановочно. Каким испытаниям подвергались богомольцы-пассажиры на этом пути в плохих, допотопной конструкции лодках, при северном холоде, при морском волнении, и представить трудно. Только непоколебимая вера в бога и в святость подвига ради Соловецких угодников заставляли переносить испытания всякого рода безропотно. В 1851 г. наконец правительством было дано Соловецкому монастырю исключительное право заниматься перевозкою к себе своих паломников. Монастырь вскоре обзавелся десятком так называемых «богомольческих» судов. Они устроены были по типу беломорских «тресковых» судов, т.е. тех, на которых поморцы до сих пор промышляют на Мурмане и привозят в Архангельск треску. Представьте себе небольшое пузатое судно с палубой и одной мачтой, увенчанной золотым крестом. Для устойчивости при морском волнении на дно судна погружается некоторое количество булыжника, кое-как закрепленного и прикрытого досками. На досках этих и размещались пассажиры, вперемешку с прилучившимся грузом. Таково было устройство Соловецких богомольческих судов, память о коих сохранилась у старожилов до сих пор. Судно, наполненное невзыскательными паломниками в числе 150–200 человек, смело пускалось в бурное Белое море, отдавалось произволу волн и подвергалось всяким случайностям. При попутном умеренном ветре оно, отправившись из Архангельска, достигало Соловецких островов в сутки с небольшим; но при противном ветре или при большом волнении приходилось укрываться около попутных островов и качаться иногда недели. Пассажирам за это время приходилось терпеть и холод, и голод, — о морской болезни и говорить нечего. Вот небольшой рассказ одного из старых паломников, представляющий наглядно переправы из Архангельска в Соловецкий монастырь на Соловецком богомольческом судне. «Когда я прибыл в Архангельск, — говорит рассказчик, — здесь на Соловецком подворье было уже скопление паломников около 1000 человек. Они жили здесь уже недели в ожидании очереди попасть на Соловецкое судно и пуститься в море. Многие выходили из терпения и, истощив средства, готовы были возвратиться восвояси. Дело было в начале июня 1858 года; путь морской был уже открыт (Путь открывается в половине мая, но лед по морю носится иногда и в июне), но судов не доставало, чтобы поместить зараз всю тысячную массу жаждущих переправы. Вот, наконец, посчастливилось и мне занять место на одном из только что возвратившихся из Соловецкой обители богомольческих судов. Я поспешил спуститься в трюм через единственное прорубленное в середине палубы квадратное окно, называемое «люком». В трюме было уже человек около 200. Разместились кто как мог на монастырской клади из кулей с хлебом и солью. У всех было настроение радостно-набожное. Многие странники и странницы, собравшись в кружки, затянули заунывные духовные «канты» (песнопения) вроде «мимо раю — мимо светлого...». В таком настроении оставались пассажиры все время, пока плыли вдоль по реке Двине, на расстоянии 30 верст. Но лишь вступили в море, которое начало слегка волноваться, как настроение у всех разом переменилось: большая половина пассажиров почувствовали приступы морской болезни и искали спасения в лежании, уткнувшись в угол, а остальные еще крепились кое-как. Наступила ночь, ночь северная, июньская, отличавшаяся от дня отсутствием лишь на полчаса за горизонт солнца. Ветер боковой начинал «свежеть» все более и более. Волны поднимались все выше и выше, качка усиливалась; число страдающих морской болезнью постепенно увеличивалось, послышались в разных углах стоны. Дело, наконец, дошло до того, что боковая качка стала по временам перекидывать пассажиров с места на место, от одной стены судна к другой. Больные и трусливые из пассажиров начали жаловаться на судьбу, раскаиваться, что пустились в опасный и мучительный путь; некоторые призывали на помощь Николая Чудотворца и Соловецких угодников Зосиму и Савватия. Но ветер и качка не унимались. Я, однако, не страдал морской болезнью и решился подняться на палубу. Пред моим взором раскрылась доселе невиданная мною величественная, чудная, не поддающаяся описанию картина природы: ни с одной стороны не замечалось ни малейшего клочка земли, необъятное море у горизонтов сливалось с небесной синевой так, что нелегко было различить, где кончается море — где начинается небо; над нами куполообразный свод небесный, — под нами неизмеримая глубина морская. Наша утлая посудина, переполненная людьми, неслась как бы в воздушном пространстве. Все это вызывало в зрителе и непонятный страх, и благоговение пред беспредельным величием Творца и Промыслителя мира; так и хотелось воскликнуть: «Велий еси Господи, и чудна дела Твоя...». На палубе были только кормщик-арендатор Соловецкого судна, архангельский мещанин, и матрос-рулевой. Кормщик зорко следил за чрезмерно надутым парусом и направлением судна. Судно, накренившись на левый бок, то ныряло, спускаясь с больших волн, то скакало с одной небольшой волны на другую и неслось вперед довольно спешно. Ветер продолжал усиливаться, волны начинали уже взлетать на палубу, — предстояла необходимость в закрытии единственного люка, что и было сделано, как скоро я спустился в трюм. Таким образом, 200 человек были наглухо закупорены в судне. В нем было и тесно, и душно, и темно: люди двигались с места на место ощупью, наталкиваясь друг на друга, — иногда подбрасываемые качкой, кормовой и боковой, падали на других. Положение становилось невыносимым, но выхода никакого не предусматривалось. Обуяло всех почти отчаяние, все ждали с часу на час гибели, все во всеуслышание молились Богу о спасении, призывали на помощь Матерь Божию, угодников Божиих, давали обеты принести за спасение жертвы, совершить какой-нибудь подвиг, сбирали между собой деньги на общий умилостивительный молебен. Спасение наше, конечно, немало зависело и от прочности судна, и опытности кормщика. На наше счастье и судно, и кормщик удовлетворяли своему назначению: судно было новое, кормщик хорошо знал свое дело. Поскакав по волнам часов 20, делая 3–4 узла (узел равняется 1 и три четверти версты) в час, кормщик решил изменить курс: с прямого пути на север к Соловецким островам повернул на запад к Пертоминскому монастырю, стоящему на берегу Белого моря. Прошло еще несколько часов, и мы были уже на твердой земле. О, сколько было нами излито благодарностей к Богу за спасение! Сколько были рады, избавившись невыносимо мучительной качки и болезни, продолжавшейся почти сутки! Многие плакали слезами радости. В Пертоминском монастыре пришлось, в ожидании благоприятной погоды и попутного ветра для дальнейшего плавания, пробыть двое суток. Все мы достаточно отдохнули и оправились, однако часть слабых и трусливых женщин решились избрать путь пеший по берегу до ближайшего к Соловкам пункта, с коего переправа по морю бывает непродолжительная и не столь опасная. Большинство же, в том числе и я, снова решились забраться в свой бочонок и отдаться произволу капризного моря. На этот раз нам посчастливилось: качка была не столь сильна, и страдали морской болезнью только слишком слабые». Приведенный рассказ нас знакомит лишь с обыкновенным, сравнительно счастливым и благополучным плаванием. Но северная погода и Белое море так капризны и так изменчивы, что в былое время соловецким паломникам приходилось нередко подвергаться несравненно более продолжительным и более сильным испытаниям, даже со смертельными исходами: раз было доставлено в обитель семь женщин, умерших от продолжительной качки. В последнее время особенно были памятны морскими бурями и таким несчастливым плаванием Соловецких судов годы 1856 и 1860. В 1856 году не пропущенная морскими бурями из Архангельска в Соловецкий монастырь ладья с годовым запасом хлеба и другой провизии замерзла и оставалась во льдах целую зиму. В 1860 году два богомольческих судна были бурею прибиты к каменистому западному берегу и настолько повредились, что пассажирам пришлось остальной путь около 100 верст доканчивать до ближайшей к монастырю переправы пешком. В 1859 году всю трудность переправы морем из Архангельска в монастырь испытал на себе новый настоятель архимандрит Порфирий. Это путешествие Соловецкого настоятеля можно считать началом дела об учреждении Соловецкого пароходства. Умный, просвещенный, решительный настоятель архимандрит Порфирий, лично убедившись в трудности переправы через море в монастырь, тогда же решил обзавестись паровыми судами, с успехом уже плававшими по русским морям и рекам. Дело было новое и чрезвычайно нелегкое: нужно было прежде всего склонить соловецкую братию, привыкшую жить по традициям и избегавшую смелых предприятий, особенно сопряженных с большими издержками. Необходимо было заручиться сочувствием и готовностью содействовать со стороны своих и посторонних светских и духовных особ и т.д. Все это было под силу только человеку, обладающему светлым умом и сильною волею, каковым и был архимандрит Порфирий (скончался в 1865 году). Положительно можно сказать, что учреждением своего пароходства Соловецкий монастырь обязан исключительно решительности и энергии своего настоятеля, архимандрита Порфирия. Учреждением Соловецкого пароходства архимандрит Порфирий воздвиг себе навсегда незыблемый памятник. УЧРЕЖДЕНИЕ ПАРОХОДСТВА Архимандриту Порфирию в скором времени удалось заинтересовать задуманным учреждением Соловецкого пароходства и соловецкую братию, и архангельцев. Отовсюду послышались одобрения и сочувствия. Начали поступать предложения от различных коммерсантов и фабрикантов с готовностью или уступить готовые подержанные пароходы, или устроить новые, приспособленные специально к перевозке через море пассажиров. Но ни архимандрит Порфирий, ни соловецкая братия не считали себя компетентными в окончательном решении столь важного вопроса и решились обратиться за советами к людям, более сведущим, — именно к начальству Архангельского военного порта и к Архангельскому военному генерал-губернатору контр-адмиралу Константину Ивановичу Истомину. И портовое начальство, и генерал-губернатор изъявили полную готовность содействовать осуществлению доброго начинания и действительно оказали архимандриту Порфирию в этом деле существенную незаменимую услугу. Господин генерал-губернатор Истомин чрез сношение с русским представителем в Лондоне А.А. Пещуровым скоро доставил в монастырь подробные сведения о том, что хороший новый пароход может быть устроен в Англии за 85 тысяч рублей серебром. Монастырь с благодарностью принял сообщение, но сразу воспользоваться им пока не решился в виду потребности на дело столь большого капитала. К удовольствию архимандрита Порфирия и братии нашелся другой выход, не требующий столь больших затрат денег. Между прочим, последовало предложение от купца Бранта купить у него готовый грузовой железный морской пароход «Волга». После немалых затруднений по переписке с господином Брантом, дело пошло на лад, и в начале 1861 года этот пароход за 13000 рублей серебром поступил во владение монастыря. Тогда же, в Архангельске по возможности подготовленный для удобных летних плаваний с богомольцами, он весной явился на море, как соловецкий пароход, с новым именем «Вера». В течение зимы 1861/62 года, усиленною деятельностью братии, в доке монастырском, он успел совершенно преобразоваться из грузового в пассажирский, с хорошо отделанными каютами, для высшего и среднего класса богомольцев, и удобными нарами для низшего. Кроме того, многое исправлено в пароходе снаружи, поновлено и разукрашено внутри. Рано весной, с открывшеюся навигациею, пароход «Вера» явился на водах Белого моря, как бы новый, большой, красивый. Не обманулась обитель в своей надежде на хороший исход своего предприятия. Пароход «Вера», не имея ни одного почти соперника в Белом море, начал носиться с сотнями поклонников по линии между Архангельском и Соловецким монастырем быстро (20–24 часа в один рейс), безопасно и благополучно, как нельзя лучше. Казалось, прекратились все неприятности и жалобы, которые доселе встречали и провожали почти каждое утлое судно. Пароход «Вера» один отнял дело почти у всех судов парусных. Восхищалась обитель от радости такой благой перемены на морском пути к ней. Она с удовольствием и постепенно одних гостей стала встречать у себя, других провожать, тогда как прежде приходилось иногда принимать их при благоприятной погоде и попутном ветре целыми тысячами вдруг, а в ненастное время не видеть ни одного человека. В первый раз обитель имела утешение слышать от посетителей не жалобы на неприятности в бурном море, а благодарность за удовольствие, которым наслаждались в пути. Явная выгода и удобство плавания через море на пароходе «Вера» произвели то, что еще в первую навигацию почти никто из богомольцев не решался уже отправляться в монастырь на парусных судах, от чего произошло, что многие сотни из них ожидали в Архангельске возврата парохода из обители, издерживались, томились скукою и обременяли собою город; другая часть богомольцев томилась и скучала в монастыре, в ожидании отъезда своего на пароходе в обратный путь, а пароход, и по истечении срочного времени, не являлся иногда в пристань Соловецкую. С нетерпением спешили к берегу богомольцы, завидев пароход еще вдали, и едва успевали сойти с него приезжие, как истомившиеся ожиданием, за пять и более дней, торопились занять свои места. Должно было вновь разводить пары — и пароход, по кратком, часто двухчасовом отдохновении, опять пускался в море. Такое новое неудобство для богомольцев при плавании на одном пароходе, еще в 1861 году, заставило Соловецкую обитель собрать все свои материальные силы, чтобы приобрести для той же цели другой необходимый пароход. С прекращением навигации 1861 года были сделаны все распоряжения по другому предприятию, и преступлено к постройке в монастырском доке нового судна. В течение всей зимы 1862 года, несмотря ни на какие бури и непогоды, тысячи рук братии, богомольцев и наемных людей беспрерывно трудились; стук топора, молота, лесопильного завода и токарного станка умолкал только в самую глухую ночь; работа кипела, — одним словом, дело шло спешно под руководством рекомендованного архангельским портовым начальством энергичного знатока своего дела комендора Коншина. Таким образом, к концу апреля, деревянный, прочно и надежно отстроенный корпус для нового парохода, в полном виде, с внутреннею и наружною отделкою, был готов. В то же время в Шотландии, по заказу через англичанина Гандисейда, приготовлена за 28 тысяч рублей новая машина в 60 сил. В июне месяце эта машина доставлена уже была на корабль в Архангельск, и, несмотря на непредвиденные немалые препятствия со стороны таможни, скоро прибыла в монастырь и поставлена на место нарочно прибывшими из Шотландии с фабрики тремя искусными механиками англичанами. В первых числах августа на водах, омывающих Соловецкие острова, красовался уже второй Соловецкий изящно устроенный новый пароход, с именем «Надежда», который доказывал свою готовность к верной службе частыми удачными пробными рейсами. В первые дни явления в свете новичка любопытные не сводили глаз с него и с нетерпением ждали подвигов нового парохода на бурных водах угрюмого Белого моря. 15 августа — в день Успения Пресвятыя Богородицы, после торжественных богослужений в храмах Божиих, при звоне колоколов, открыт из церквей крестный ход на пристань, сопровождаемый братиею и множеством богомольцев. После должного молитвословия, пароход «Надежда» освящен окроплением святой воды, с произнесением замечательной речи отцом архимандритом Порфирием (напечатана в «Духовной беседе» 1862 году в «Церковном летописце, на странице 860), в которой оратор между прочим назвал новый пароход «подвижным храмом Божиим, малою церковью Христовой...». Через несколько часов пароход «Надежда», под гул колоколов, с богомольцами и целым обществом монахов-пассажиров, во главе коих был сам отец настоятель, в первый раз понесся в открытое море... Долго оставшаяся на берегу братия провожала его взорами, приветствуя похвалами пароход, а плавателей молитвенным искренним желанием благополучного плавания и низкими поклонами. Кто не был в этот рейс на пароходе, тот, конечно, не почувствовал удовольствия, которым пишущий это имел счастье наслаждаться. Не обращая внимание на неблагоприятную дождливую погоду, мы трепетно восхищались от удовольствия быть в море на новом судне. Когда каменные берега дрожали от грома колоколов, и священный гул этих благовестников, рассекая воздух, уносился далеко вперед — лик иноков — пассажиров стройным хором громогласно пел прощальный умиленный церковный гимн: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром...». Затем послышались: «Спаси, Господи, люди Твоя... В Чермнем мори неискусобрачныя невесты образ написася иногда...». Под влиянием таких впечатлений, мы незаметно удалялись быстро от пристани. Вскоре начался водосвятный молебен, с окончанием которого мы очутились довольно далеко. От взоров наших уже скрылись золотые кресты обители, и впереди представилась бесконечная даль широкого моря, сомкнувшегося с небесным сводом. Горизонт неба стал чище и несколько как бы предвещал благоприятную погоду, что действительно и сбылось на утро. Солнце, медленно опускаясь в пучину моря, как бы на ночной отдых, рдело под тонкою завесою и будто прощалось с нами. Ветер утих. Широкие воды преобразились в одну необъятную равнину, которую колеса парохода и самый пароход бороздили. На пароходе царствовало мертвое безмолвие; каждый, обратив взоры к морю, как бы с ним только и говорил, говорил и с самим собою, с своею душою, которой почему-то было тесно в теле своем: она уносилась в бесконечность, трепетно взирала на дела Творца и в глубоком умилении повторяла: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя»! Впереди приближалась к нам страшная мгла ночная, которой несколько уподоблялся наш, далеко тянувшийся позади, черный кудрявый дым. Вдруг послышался на другом конце парохода звон в маленький колокол: это был благовест ко всенощному бдению по случаю празднества Нерукотворному Образу Господню. Мгновенно все собрались в одну толпу и молились Богу... Все это наглядно подтверждало слова отца архимандрита Порфирия, что пароход отселе есть подвижный храм Божий... И это нас пловцов много радовало. Ночью был такой сильный ветер, что даже бывшие на пароходе в трюме лошади, истощив в борьбе силы, не могли стоять на ногах. Однако все обошлось благополучно. Наконец, 17 августа в 10 часов утра, при ярком солнечном свете и тихой погоде, показался Архангельск. В виду его иноки составили на палубе стройный хор и в чувствах благодарности за благополучное плавание, воспели священный гимн Господу:«Тебе Бога хвалим». Пристань наша в Архангельске и берега были унизаны разноцветною публикою, которая с приветствием встретила нас, жадно смотрела на новое судно и поспешила, как скоро пристал пароход, набиться на него до тесноты с целью полюбопытствовать, обозреть и оценить новое судно. В течение нескольких дней стояния пароход «Надежда» с утра до вечера подвергался осмотру со стороны любопытных специалистов и неспециалистов, которых было очень немало. Отец настоятель, архимандрит Порфирий, в благодарность за успех в своих трудах и согласно желанию братии, восхотел доставить удовольствие беднейшим из своих ближних соседей, граждан архангельских и соломбальских — прокатиться на новом пароходе до Соловецкой обители бесплатно. — Было опубликовано о таковом распоряжение Соловецкого настоятеля по всему городу чрез печатные объявления. В назначенный к отъезду день, с утра, пароход весь был занят пассажирами, несмотря на то, что он должен был отправиться после 12 часов дня. Многие из торговцев, особенно соломбальских, поспешали вступить в число пассажиров, не известив даже своих домашних. Число охотников простиралось до 600 человек. Вперед и обратно даровое плавание на новом пароходе, при весьма тихой солнечной погоде, совершилось, как нельзя лучше. Пассажиры были все в восхищении от удовольствия, какое испытали в море и в обители. Затем, в течение двух недель, пароход «Надежда» еще неоднократно подвергался подробному освидетельствованию и испытанию на Двине со стороны особой комиссии, составившейся из членов управления Архангельского порта. 29 августа члены комиссии составили свой акт освидетельствования, коим и признали его прочным и благонадежным во всех отношениях для плавания по Белому морю. — От сего числа пароход «Надежда» поступил на действительную службу общему благу. Оба соловецких парохода — «Вера» и «Надежда» — не отличались грандиозностью размеров, но были очень приличны и удовлетворяли своему назначению десятки лет без существенных изменений. В самом начале существования пароходства было установлено, что эти пароходы, как пароходы монастырские, занимающиеся перевозкою паломников, жаждущих духовной пищи, напоминали собой «малые подвижные Храмы». В этом расчете на тот и другой пароход в летнее время назначается особый иеромонах, который и совершает на пароходе дневные службы и нужные для богомольцев требы, имея запасные Святые Дары. С этой же целью, при отсутствии на пароходах буфетов, запрещается пассажирам иметь с собою спиртные напитки и курить табак. Пароходами управляют способные монахи, приобретая практикой и сдачей в Архангельском порте экзаменов на звание «шкиперов» и «машинистов». Весьма добрую оставили по себе память из первых шкиперов и машинистов четыре человека: это иеромонах Александр Заборщиков, командовавший около 20 лет пароходом «Надежда» и монах Иоанн Падорин, плававший 8 лет на английских кораблях по всем морям и в последнее время управлявший соловецким пароходом «Вера» из машинистов — монах Бонифатий и монах, после игумен, Феодосий. Все уже скончались. Вечная им память. На зиму соловецкие пароходы ставятся в Соловецкий док, где и починяются. В настоящее время Соловецкий монастырь имеет уже три парохода, в том числе и старый «Вера». Страдания, каким подвергались соловецкие паломники до 1861 года, отошли уже в область преданий. Правда, по временам бывает Белое море настолько бурным, что и пароходами играет, как мячиком, но это случается очень редко и на очень короткое время. Опытные шкипера по барометру легко предусматривают наступающую перемену и не пускаются в море в дурную погоду. Остается пожелать Соловецкому монастырю совершенствоваться в этом деле более и более. Учредителям же пароходства, и особенно главному виновнику дела архимандриту Порфирию, да воздается в потомстве вечная благодарность и память. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ: Архимандрит ИОАННИКИЙ (Юсов) (1850–1921) СЫРЦОВ Иоанн Яковлевич (1837–?). 1 Иоаникий, архимандрит. Пятидесятилетие Соловецкого пароходства // Архангельские епархиальные ведомости. 1911. № 18. С. 753-758; № 19. С. 787-795; №20. С. 822-828. |
О Товариществе Северного Мореходства Обзор прессы, аннотации Волны Ссылки Карта сайта Иллюминатор О сайте |
|||||||||