Альманах «Соловецкое море». № 3. 2004 г.

Международный симпозиум «Соловки: взгляд в будущее»

Соловецкие острова, 29 мая — 1 июня 2003 года

Приветствие наместника Соловецкого монастыря

Уважаемые участники международного симпозиума «Соловки — взгляд в будущее»!

Приветствую Вас, прибывших сюда с разных концов света, на родной для нас святой земле Соловецкой.

Претерпев тяготы дальнего пути, Вы прибыли на Соловки не из праздного любопытства, но чтобы поставить и решить важные вопросы, относящиеся к будущему Соловецкого архипелага, к достойному устроению жизни его обитателей и, надеюсь, к душевной пользе всех, прибывающих в нашу Северную Фиваиду.

Не сомневаюсь, что каждый из Вас хорошо осознает меру своей ответственности перед Богом и людьми за то дело, к которому Вы ныне приступаете, за все Ваши слова и дела. Да обратится значительный интеллектуальный потенциал Вашего досточтимого собрания ко благу Соловков и всего нашего Российского Отечества, да произойдет это по заступничеству Божией Матери и по молитвам соловецких Первоначальников Зосимы, Савватия и Германа, всех святых и Новомучеников Соловецких, пострадавших в сравнительно недавние годы от воинствующего безбожия.

К большому сожалению, представители Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря ныне лишены возможности участвовать в симпозиуме, несмотря даже на то, что Ваша работа проходит на исторической территории монастыря и касается его будущего. Это вызвано позицией организаторов симпозиума, которые не сочли нужным привлечь представителей монастыря и Русской Православной Церкви к подготовке симпозиума, выработке его повестки дня и определению состава участников. Не был поставлен в известность о проведении симпозиума, его целях и задачах и Священноархимандрит Соловецкой обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Каноническая церковная дисциплина не позволяет нам, насельникам ставропигиального монастыря, принимать участие в столь ответственном мероприятии без его Первосвятительского благословения и напутствия. Уверен, однако, что нынешнее собрание — это далеко не последняя встреча ученых, представителей власти и управления, предпринимателей, общественных деятелей, посвященная будущему Соловков. Если позиция организаторов симпозиума об отстранении представителей Соловецкого монастыря и Русской Православной Церкви от обсуждения будущего Соловецкого архипелага не является принципиальной, впереди у нас откроются большие возможности для совместной плодотворной деятельности на благо восстановления Соловецкой православной святыни, являющейся национальным достоянием России. По крайней мере, я искренне надеюсь на это.

Сегодня же мы будем внимательно следить за работой симпозиума, и ожидать его результатов. Думаю, что они должны привлечь к себе весьма широкое и пристальное общественное внимание, учитывая особое значение традиционного православного наследия Соловков для нашего Отечества, особенно в контексте интенсивно развивающихся в настоящее время в России церковно-государственных и церковно-общественных отношений.

Желаю Вам, уважаемые гости Соловков, крепкого здоровья, благополучия и Божией помощи во всех Ваших трудах, в той мере, насколько они будут благи, полезны и благонамеренны.

Наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Архимандрит Иосиф со всей во Христе братией

30 мая 2003 г.

Меморандум
международного симпозиума «Соловки: взгляд в будущее»
(проблемы сохранения и развития Соловецкого историко-культурного и природного комплекса)

Международный симпозиум «Соловки: взгляд в будущее» проходил на Соловецких островах с 29 мая по 1 июня 2003 г. Симпозиум был организован Международным благотворительным фондом им. Д.С. Лихачева и Соловецким государственным историко-архитектурным и природным музеем-заповедником.

В работе симпозиума приняли участие около 70 человек — специалистов в области охраны культурного и природного наследия, музейного дела, международного культурного сотрудничества, представителей государственных органов власти, государственных и общественных организаций.

Участники симпозиума обменялись информацией и мнениями по широкому кругу проблем, связанных с сохранением культурного и природного наследия Соловков, использованием наследия архипелага в интересах духовного, культурного развития общества, развития науки, образования, туризма, межрегионального и международного сотрудничества.

Участники симпозиума отметили, что в последние годы на Соловках получили заметное развитие позитивные тенденции в сохранении и использовании культурного наследия. Развивается деятельность Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, с 2001 г. начато возрождение Голгофо-Распятского скита на о-ве Анзер.

Благодаря увеличению государственного финансирования, возросли объемы ремонтно-реставрационных работ на памятниках культуры. Динамично развивается Соловецкий государственный музей-заповедник. За последние два года он качественным образом улучшил содержание ряда памятников и возможности их осмотра посетителями. Определенное развитие получила инфраструктура Соловков: налажена международная телефонная связь, реконструирована взлетно-посадочная полоса местного аэропорта.

Расширяется общественное и международное участие в деле сохранения культурного наследия Соловков. На Соловках реализуются российские и международные благотворительные проекты по реставрации и ремонту памятников архитектуры, развитию телекоммуникаций, поддержки развития музея, образовательных институтов острова. В Норвегии в 2002 г. создано первое зарубежное общество «Друзья Соловков».

Участники симпозиума обсудили перспективы охраны и развития Соловецких островов. Осознавая, что Соловецкие острова являются православной святыней России, уникальным историко-культурным и природным комплексом, действенная охрана которого по существу отсутствует, участники симпозиума

призывают все стороны, заинтересованные в сохранении и использовании наследия Соловецких островов:

— поддерживать открытый и толерантный диалог, используя различные формы согласования позиций и действий (Соловецкий форум, Соловецкое соглашение, Дни памяти жертв политических репрессий, симпозиумы, проектные семинары, круглые столы и др.);

— придерживаться принципа равноправного участия администрации муниципального образования «Соловецкий район», Соловецкого монастыря, Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого лесхоза при обсуждении и согласовании нормативных документов, программ и проектов (в том числе поддерживаемых международными фондами и организациями), касающихся наследия Соловков;

— обеспечивать благоприятные условия деятельности средств массовой информации на Соловках;

считают необходимым:

— принятие концепции сохранения и развития Соловецкого архипелага, согласованной на государственном, церковном и общественном уровнях;

— создание организационно-правовой системы охраны и развития Соловецкого историко-культурного и природного комплекса, соответствующей статусу уникального объекта, включенного в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и Список Памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО;

— признание земель в границах Соловецкого района землями историко-культурного значения с утверждением режима их использования в соответствии с действующим законодательством;

— установление пределов и порядка посещаемости Соловецкого архипелага с учетом исторического опыта Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря и требований охраны духовного, культурного и природного наследия;

обращаются к Министерству культуры РФ с просьбой:

— создать институт (орган) государственной охраны памятников Соловецкого историко-культурного и природного комплекса;

— рассмотреть на Федеральном совете Министерства культуры РФ по сохранению культурного наследия с участием Русской Православной Церкви вопросы взаимодействия Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого монастыря в деле использования, охраны и реставрации памятников федерального значения;

— с учетом рекомендаций Федерального совета разработать и заключить специальное соглашение с Русской Православной Церковью по взаимодействию в области использования и охраны памятников федерального значения на Соловках;

— ускорить принятие проекта зон охраны Соловецкого архипелага и рассмотреть вопрос о придании поселку Соловецкий статуса исторического поселения;

— обратить внимание всех заинтересованных сторон на безусловную необходимость применения реставрационных методов при работе на памятниках, стоящих на государственной охране;

обращаются к администрации Архангельской области с просьбой:

— рассмотреть вопрос о придании Соловецкому архипелагу с прилегающей акваторией статуса особо охраняемой природной территории.

Участники полагают, что в решении проблем Соловков может быть использован опыт и помощь международных организаций. Целесообразно проводить на регулярной основе международные симпозиумы по развитию Соловков.

Участники симпозиума предлагают создать международное общество «Друзья Соловков» с учетом опыта норвежского общества «Друзей Соловков». Целью международного общества «Друзей Соловков» должно стать развитие международной общественной поддержки в решении актуальных проблем сохранения и развития культурно-исторического наследия Соловков.

Участники симпозиума внимательно выслушали обращение наместника Соловецкого монастыря архимандрита Иосифа, поблагодаридли его за проявленный интерес к симпозиуму и выразили надежду на активное участие монастыря в диалоге о развитии Соловков.

Дмитрий Лебедев
Соловецкий симпозиум — впечатления очевидца

«И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого...»
Быт. 11, 6–7.

«У каждого свои Соловки. Историки, правозащитники и монахи пытаются поделить святыни на островах». — «Время новостей».

«Соловецкие острова. „Битва“ за архипелаг может не оставить здесь камня на камне». — «Новая газета».

«Рыночники музейного дела. Нельзя превращать уникальную территорию Соловецкого архипелага в полигон для коммерческих экспериментов». — «Независимая газета».

«Соловки пахнут скандалом и деньгами». — «Правда Севера».

«Соловки: война миров». — «Московский комсомолец в Архангельске».

«Соловки больны. Лекарство не найдено». — «Правда Cевера».

Эти красноречивые названия статей достаточно точно передают их содержание и отражают накал соловецких страстей, на фоне которых предстояло работать симпозиуму «Соловки: взгляд в будущее».

Конец мая. Участники симпозиума съезжаются в Кемь из Москвы, Петербурга, Архангельска и дальнего зарубежья. Белое море, освободившееся от берегового льда, встретило нас настороженно: кто мы такие, дерзнувшие заглянуть в будущее сакрального пространства, с какой целью отправляемся на Соловки? Видимо, не получив внятного ответа, море обдумывало, как с нами поступить, находясь в неопределенном межштормовом состоянии. Этим замешательством воспользовались местные судоводители, и катера, присланные с Соловков, благополучно доставили благообразного вида интеллигентскую публику к стенам святой обители...

За мирным названием симпозиума «...взгляд в будущее» скрывалось не отрешенное созерцание с раздумьем, а непримиримая борьба стратегий, конст-руирующих это будущее. Участники не разглядывали будущее, а создавали его.

Предполагается, что симпозиум — это одна из форм поиска истины. Однако, есть ощущение, что относительность и субъективность указанной категории делает ее поиск лишь некоторым движением к пониманию невозможности обнаружить единственную высшую истину, к пониманию необходимости признания множественности истин и необходимости выбора приоритетов. В чем истина ответа на вопрос, что такое Соловки? Вот только некоторые наиболее очевидные истины, озвученные на заседаниях симпозиума:

...остров...
...православная святыня...
...кладбище...
...поселок в Архангельской области...
...уникальный природный комплекс...
...культурное наследие...
...монастырь...
...музей...
...ресурс для развития территории...
...миф...

Как говорится, расставьте приоритеты по десятибалльной шкале.

Множественность восприятия дополняется множественностью языков, на которых говорят о Соловках: язык интеллектуалов, язык православных верующих, язык чиновников, язык бизнесменов, язык местных жителей, язык туристов. Иногда симпозиум напоминал разговор слепых с глухими. Но все говорили о будущем Соловков. Одно, в чем сходились выступающие, Соловки — достояние. Однако понимание этого достояния происходит в силу тех или иных мировоззренческих ориентиров абсолютно по-разному. Достояние национальное или всемирное, культурное или природное, церковное или государственное... Все говорят о возрождении Соловков, повторяя это как заклинание, не всегда четко представляя, что это такое. Какой период соловецкой истории подлежит возрождению: дохристианский, монастырский, лагерный, советский?.. И на каждом новом витке спора в водоворот обсуждения вовлекаются категории, по которым невозможно договориться в принципе — вопросы убеждений, вопросы веры, вопросы ценностных ориентиров.

Как так получается, что на маленьком клочке земли, в неудобоваримых для нормальной жизни условиях, так обостряются эмоции и амбиции, так непримиримы становятся люди и их позиции? Остров (в силу своей географической сущности), культурное наследие (в силу своей исторической общности), текущая жизнь (в силу ее неизбежности), кажется, должны объединять людей и институты. Но современная соловецкая практика разводит их на полярные позиции.

Собственно симпозиум стал констатацией этих позиций, продемонстрировал остроту проблем и взаимную непримиримость взглядов. И хотя он не ответил на основной вопрос соловецкой действительности — как будет жить остров при таком многообразии взглядов на его будущее, — полезность этого мероприятия весьма очевидна.

Я приехал на симпозиум с конкретной позицией. Я знаю, что происходит на Соловках, понимаю, кто что делает и какие преследует интересы, чем руководствуется. Интуитивно и рационально понимаю, что надо делать, вижу свою роль и задачу в этом процессе. Оцениваю свои силы и возможности... Добро должно победить зло — это закон. Я знаю, где на Соловках зло, где добро.

Но выглядит это простым только на первый взгляд. При более пристальном рассмотрении вопроса начинаешь понимать, что Соловецкий конфликт — это не конфликт добра и зла, — таким он выглядит только на нижнем, «бытовом» уровне. Выше, и следовательно, значительнее, на философском уровне, основной Соловецкий конфликт, достойный осмысления и спора, — это конфликт разных форм и понимания добра. Конфликт хорошего с хорошим. Конфликт интеллектуалов-«западников» с интеллектуалами-«славянофилами». В этой ситуации в противоречие вступают западные ценности и национальные особенности. Вечный выбор России.

Соловецкие западники выдвигают ряд тезисов, с которыми сложно не согласиться. Соловки — культурное явление общечеловеческого, мирового, международного значения, что подтверждено включением архитектурных шедевров Соловков в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Невозможно игнорировать и принижать Соловки как мемориал памяти жертв тоталитаризма, что тоже имеет общечеловеческое значение.

Соловецкие славянофилы, не отвергая в принципе всего изложенного, видят Соловки прежде всего православной святыней.

И тем, и другим хочется напомнить историю. Пока интеллигенция выясняла отношения в деталях, казавшихся принципиальными, к власти пришли большевики и сделали всё однозначно понятным. На Соловках происходит нечто похожее, но только вместо большевиков на сцене появляется не менее однозначный и прямолинейный по набору методов персонаж — рынок. Рыночные отношения диктуют всем свои объективные законы. Культурное наследие, духовность, человеческая душа — такие же категории для рынка как нефть, газ, станки, оборудование...

Будучи западником по социальному происхождению и роду деятельности, в жизни я постоянно становлюсь славянофилом по интуитивному влечению души. Понимая все преимущества рыночной экономики и ее несомненное благо для России, считаю нужным сохранение «оазисов», свободных от давления товарно-денежных отношений. Соловки — это то самое место. Это пространство, вырванное из общего контекста глобализации, это пространство нашей самобытности и уникальности, достойное, по меньшей мере, некой особой адаптации перехода к рынку.

Спускаясь с уровня обобщений на уровень конкретных программ, сегодняшний выбор статуса Соловков происходит между национально-православным центром и международным музейно-туристическим комплексом. И то, и другое хорошо, но выбор неизбежен. Это выбор приоритетов, и он, как правило, самый сложный.

Симпозиум закончился единственным, чем, в лучшем случае, мог закончиться интеллигентский спор — написанием итогового меморандума, за текст которого проголосовали все (или почти все) присутствующие. Но не надо иллюзий. После симпозиума все разъехались по своим городам, разошлись по своим конторам, и каждый продолжил жить и действовать точно так же, как он это делал до симпозиума. Мир не изменился и не стал лучше.

В эмоциональном плане симпозиум оставил тягостное впечатление. Удручает патологическая неспособность российской интеллигенции делать выводы из уроков истории, слышать другого, предполагать возможность компромисса и смирения собственных амбиций, преодолевать «фанатение» от собственной правоты. Замечательный интеллектуальный потенциал людей, собранных в зале, не привел к синергическому эффекту. Идея (или форма ее обсуждения) «сохранения и развития Соловецкого историко-культурного и природного комплекса» оказалась недостаточно вдохновляющей, чтобы люди забыли о противоречиях, их разъединяющих, и сообща пришли к общему решению.

Где-то на второй день работы, в перерыве между заседаниями, я пошел в монастырь. Это было интуитивное движение. Эмоциональную тяжесть хотелось чем-то снять. Ноги принесли меня в Филипповскую церковь. Там шла служба. В церкви немноголюдно — только братия. Я остался. Пространство храма вырывает из текущей действительности и переносит в иную. Здесь понимаешь всю мелочность и суету твоих мирских страстишек, желаний и действий. Это невозможно объяснить, это либо дано почувствовать, либо нет. И вот здесь во время службы случилось обычное соловецкое чудо. Ко мне подошел служивший тогда отец Герасим и спросил: «Дима, как звали твоего дядю, погибшего в «Норд-Осте»?» Эти слова в стенах церкви прозвучали как-то особенно значимо, и до сих пор они отзываются во мне эмоциями иного уровня. Мы не были знакомы с отцом Герасимом, но он почему-то знал, что я — Дима, что в нашей семье случился «Норд-Ост», что перед отъездом на Соловки родственники просили меня «поставить свечку...», что вообще это очень важно для меня. Он как-то почувствовал, что в тот момент мне нужна была помощь, и он оказал ее мне самым непосредственным образом. Это был не канонический жест, это было какое-то неуловимое движение истинной ценности. Рядом за стенами монастыря шла конференция. Люди с отчаянной убежденностью доказывали свою единственную истину и свои единственные самые правильные ценности. А в это время в храме эта истина свершалась. «Его звали Сергей...» «Мы помянем его», — сказал отец Герасим, и служба продолжилась. Фраза про навернувшиеся слезы в этом месте, наверно, выглядит банальным слюнтяйством, но правда заключается в том, что чувства от свершившегося переполнили обычный уровень повседневного равнодушия. Соловки улыбнулись...

Об авторе

Версия для печати