Альманах «Соловецкое море». № 3. 2004 г. Юрий Кублановский Скорым шагом я вышел к Поморью
* * *
В том краю, где моря Белого заповедный слышен вздох, зажилась морошка спелая, испугал багровый мох,
где потом Петра Баранова у Секирного холма, возвращая Богу заново, бич зарезал задарма,
где водил я в осень лодочку, запирал покрепче дверь и в холодной келье водочку пил, заросший, словно зверь.
— Что теперь в том мире деется? Верно, все как было встарь! Водка-дрянь в порту имеется, часто ленится почтарь.
И душа моя — в то белое искрометное кольцо опускает задубелое постаревшее лицо.
1977
Татарник
Татарник розов и лилов у соловецких валунов, покрытых пышной ржавью, где морок спутан с явью.
Татарник, плоть мою возьми, расстанемся друзьями. О море Белое, греми о валуны волнами!
Поведай, как пристал челнок, как сделал шаг Савватий, когда татарник, как щенок, цеплялся за гиматий.
...Но в солодящий солнцем день молчи про радость смерти — когда встает за тенью тень из соловецкой тверди.
1976
* * *
Отчаянный холод в мертвом заводе, пустые стены и бушующий ветер, врывающийся в разбитые стекла окон. Жизнь замерла. Доносятся тревожные крики чаек. И всем существом ощущаю ничтожество человека, его дел, его усилий. Из последнего письма о. Павла Флоренского с Соловков. 4 июня 1937 г.
Волны падают — стена за стеной под полярной раскаленной луной.
За вскипающею зыбью вдали близок край не ставшей отчей земли:
соловецкий островной карантин, где Флоренский добывал желатин
в сальном ватнике на рыбьем меху в продуваемом ветрами цеху.
Там на визг срываться чайкам легко ибо, каркая, берут высоко
из-за пайки по-над массой морской искушающие крестной тоской.
Все ничтожество усилий и дел человеческих, включая расстрел,
и отчаянные холод и мрак, пронизавшие завод и барак,
хоть окрест, кажись, эон и иной остаются посегодня со мной.
Грех роптать, когда вдвойне повезло: ни застенка, ни войны. Только зло,
причиненное в избытке отцу, больно хлещет и теперь по лицу.
Преклонение, смятение, боль продолжая перемалывать в соль,
в неуступчивой груди колотьба гонит в рай на дармовые хлеба.
Распахну окно, за рамы держась, крикну: Отче! — и замру, торопясь
сосчитать, как много канет в ответ световых непродолжительных лет.
Диптих
1 По настилу из мягкого мха скорым шагом я вышел — к Поморью. Сталь морская не знает греха. Сеет дождь по лесному подворью. За осокой на черном бревне папироской сырою балуюсь. От черники все пальцы вчерне. Чайка вскрикнула на валуне. Я еще и люблю, и волнуюсь.
2 Осока по пояс. Болотная хлябь. Осеннего неба холщевая рябь распорота острым лучом до конца и сразу зашита иглой из свинца. Еще с полминуты мы видим стежки, чуть розовы их бахрома, гребешки, но так молода, верно, ткань в небесах, что шрам заживает у нас на глазах.
Не то наше сердце и наша душа: не пользуя нить и иголку, они выздоравливают не спеша, их раны открыты подолгу.
1975
* * *
Поплавки рубиновой лампады и зеленой — с корнем из пеньки, словно это визави посада бакенов маячат огоньки, медленно сносимые течением...
В том же с ними праздничном ряду ленты заполярного свеченья и рубцы на соловецком льду.
Свято-Троицкий скит на острове Анзер
1 С веток лист ссыпается, шепча, что привал совсем неподалеку. Скину лямку с ватного плеча, миновав прозрачную осоку. Сумерек светящийся просвет, котелок, наполненный брусникой. Кирпичом заваленный подклет в основании колокольни дикой.
2 Еще везде следы тоски, еще торчит конец доски, еще здесь стен никто не белит. Везде решетки и глазки. Еще рука похлебку делит, но вот дадут сигнал для сна. Сырая тьма укроет зека: За что боролись, старина? Держись, не зябни, спи, калека!
3 У Троицкой губы морской трещит огонь, сучок дымится, и черный котелок мирской, покачиваясь, кипятится. Наполни шорохами ночь, как будто те, кто здесь сидели, кому уже нельзя помочь, проснуться в братской колыбели.
4 Светла, зеркальна гладь озер. Туман поднялся слой за слоем. Лес крылья хвойные простер над нашим северным покоем. Под сапогом сочится мох. Тетерки стукаются лбами. Здесь крест воздвигся. Инок сох. И слышен материнский вздох корзины с белыми грибами.
5 Нежно осыпается береза. Утренней наполнены росой паутин прозрачные колеса, мох, лишайник розово-седой. Утка в брызгах выпорхнет из глади озера — и сразу звук затих. Сколько влаги я увидел — ради глаз твоих счастливых и сухих.
Октябрь, 1972
Кублановский Юрий Михайлович
Родился в 1947 г. в Рыбинске, поэт. Закончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ в 1970 г. Был экскурсоводом на Соловках и в музее Тютчева в Мураново. В 1982 г. был вынужден эмигрировать, жил в Вене, в Париже. В 1989 г. вернулся в Россию. Работает в журнале «Новый мир». Версия для печати
|